![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативная личность.
Коммуникативная личность (в узком смысле) – устойчивая система социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора). Коммуникативная личность, как и личность в целом, складывается из двух подсистем – внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней (мира коммуникативного поведения). Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих: · целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»); · абилитационный компонент – коммуникативные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»); · когнитивный (или ресурсно-когнитивный) компонент – знания, освоенная информация («коммуникативное знаю»); · операциональный (или инструментальный) компонент - коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными ресурсами («коммуникативное умею»). Целемотивационный компонент. Данный компонент отражает характеристики наличия, интенсивности и обусловленности установок личности на вступление в коммуникацию и ее поддержание. Он составляет ядро коммуникативной личности, поскольку превращение личности в коммуникативного актора начинается с появления соответствующей потребности, цели и далее мотива. Наиболее общими целями коммуникативной личности, определяющими мотивы вступления ее в коммуникацию, являются: · ориентация во внешней среде; · контроль среды; · адаптация к среде; · управление внешней средой. Абилитационный компонент коммуникативной личности составляют коммуникативные возможности и способности личности. Структурно абилитационный компонент состоит из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются: · перцептивность – способность перцептивной системы субъекта (органов чувств для индивидуального субъекта) воспринимать сигналы внешней среды; · рефлективность – способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации; · скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации; · внимательность, способность концентрировать внимание; · кратковременная и долговременная память; · врожденные и приобретенные психологические качества, связанные со способностью к коммуникации, – темперамент, агрессивность, экстравертность / интравертность и так далее. Ресурсно-когнитивный компонент коммуникативной личности составляют знания, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования. В структуру ресурсно-когнитивной составляющей входят: · знание правил кодирования, кодов и кодовых систем, обеспечивающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия; · знания правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов; · знание норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях; · знание основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и др.; · знание характеристик основных каналов коммуникацуии, по которым может передаваться сообщение; · знание критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров по коммуникации. Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности. Например, умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоления либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия.
|