Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра теории и практики общественных связей
Факультет истории, политологии и права Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации по учебному курсу: «Основы теории коммуникации» (направление «Реклама и связи с общественностью»)
I. Для успешного прохождения аттестации («удовлетворительно») студент должен знать и уметь соотносить: имена и фамилии исследователей, ключевые понятия предложенных ими концепций и теорий, названия написанных ими книг/статей, обязательных для изучения на семинарских занятиях. Необходимо также дать общую характеристику понятий и уметь объяснить основные положения изученных концепций и теорий.
II. Для прохождения аттестации с оценкой «хорошо» в дополнение к пункту 1 требуется логично и последовательно изложить содержание той или иной концепции, пройденной на семинаре. Необходимо раскрыть своими словами основные положения этих концепций, опираясь на рекомендованную в заданиях к семинарам научную и учебную литературу.
III. Для прохождения аттестации на «отлично» в дополнение к пункту 2 студенту необходимо уметь связывать теоретический материал с практикой, подкреплять объяснения понятий или иллюстрировать изложение положений концепций примерами. Кроме того, требуется определить автора и название работы по фрагменту источника, сформулировать основную идею этого фрагмента текста и написать эссе-рассуждение на данную тему объемом не более 0, 5 стр. (что за проблема поднимается в данном фрагменте текста, как она вписывается в общую структуру книги-источника, ваши мысли по поводу этой проблемы).
Структура аттестационного задания: Часть 1. 1) Знание и умение соотнести имена исследователей, ключевые понятия предложенных ими концепций и теорий, названий написанных ими книг/статей, обязательных для изучения на семинарских занятиях. 2) Умение соотнести понятия и персоналии с семью традициями изучения коммуникации: Часть 2. Понимание основных положений изученный концепций и умение формулировать свои мысли: раскрыть предложенный вопрос, объяснить понятия, которыми оперирует исследователь в рамках данной концепции, и место данных понятий в его концепции, привести соответствующие примеры для иллюстрации положений той или иной концепции. Часть 3. Умение определить автора и название работы по фрагменту источника, сформулировать основную идею этого фрагмента текста и написать эссе-рассуждение на данную тему. Персоналии:
Книги: 1. «Психология общения» 2. «Моральное сознание и коммуникативное действие» 3. «Мифологии» 4. «Власть» Статья «Что такое коммуникация»
Основные понятия концепций: 1. Аутопоэзис 2. Денотат и коннотат 3. Дискурс 4. Жизненный мир 5. Знак, означающее и означаемое 6. Коммуникативное действие (действие, ориентированное на понимание) 7. Комплексность, редукция комплексности 8. Мировые перспективы (объективный мир, социальный мир, субъективный мир) 9. Миф, мифология, мифолог (по Р.Барту) 10. Селекция, селективность 11. Семиологическая система, первичная и вторичная 12. Семиология 13. Символически генерализированное средство коммуникации 14. Система, аутопоэтическая система 15. Системный мир 16. Смысл, понятие, значение (по Р.Барту) 17. Социальная дифференциация (дифференциация социальных систем) 18. Стратегическое действие (действие, ориентированное на успех) 19. Эволюция и дифференциация систем Традиции изучения коммуникации: 1. Риторическая 2. Кибернетическая 3. Социально-психологическая 4. Семиотическая 5. Феноменологическая 6. Социокультурная 7. Критическая
Понятия, используемые в рамках данной традиции: 1. Опыт 2. Коммуникатор 3. Эмансипация 4. Эффект 5. Знак 6. Символ 7. Социализация 8. Значение 9. «Я» и «Другой» 10. Стратегия 11. Диалог 12. Информация 13. Идеология 14. Избыточность 15. Поведение 16. Аудитория 17. Восприятие 18. Ритуал 19. Культура 20. Подлинность 21. Шум 22. Подавление
Персоналии, связанные с данными традициями:
Вопросы:
2. Есть ли разница между общением и коммуникацией? Можно ли быть необщительным коммуникатором? 3. Что такое вербальная и невербальная коммуникация? Чем вербальная коммуникация отличается от невербальной? Паралингвистические и экстралингвистические компоненты невербальной коммуникации. Какие средства невербальной коммуникации изучает кинестика, такесика и просодика? 4. Что изучает проксемика? Перечислите зоны дистанции между коммуникаторами. 5. Какая связь между коммуникацией и социальной системой? Какую роль играет коммуникация в процессе эволюции общества и усложнения социальной системы? 6. Кратко охарактеризуйте функции символически генерализированных средств коммуникации в современном обществе. 7. Кратко охарактеризуйте коммуникацию как процесс трех селекций. Приведите примеры, иллюстрирующие ваше описание. 8. Что есть власть как коммуникация? Какова связь в данном случае между мотивацией и выбором человека? Какое значение в этой связи имеет комплексность как атрибут сложной самоорганизующейся системы и необходимость редукции комплексности? Поясните своими словами, по возможности дайте соответствующие примеры. 9. Кто является автором теории коммуникативного действия? 10. Что такое «мир систем» и «жизненный мир». Каковы тенденции их взаимодействия? 11. В чем заключается разница между действием, ориентированным на успех, и действием, ориентированным на понимание? Почему первый тип действия может быть разрушительным для общества? Какие меры в связи с данной угрозой должен предпринимать специалист по коммуникациям? 12. Какие ресурсы, необходимые для достижения взаимопонимания между людьми, содержатся в жизненном мире? Поясните своими словами, по возможности приведите соответствующие примеры исходя из своего жизненного опыта. 13. Какие исследователи принадлежат к структуралистскому направлению в изучении коммуникации? Каких исследователей относят к семиотическому направлению в изучении коммуникации? 14. Кто из исследователей обосновывал теорию мифа, характеризующую особенности знаковых систем коммуникации? 15. Что представляет собой миф как вторичная семиологическая система? Кратко охарактеризуйте механизм возникновения мифов в современном обществе. Какие типы чтения мифов вы знаете? 16. Как понимать тезис «миф - это слово». Почему миф является таким распространенным явлением в культуре? В чем заключается роль коннотации для появления мифов? Почему мир бесконечно суггестивен? Приведите пример современного мифа. Источники фрагментов для третьего задания: 1. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 2007. С. 10-66. 2. Луман Н. Власть. М., 2001. С. 11-34. 3. Хабермас Ю. О перспективной структуре действия, ориентированного на достижение взаимопонимания // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000. С. 199-211. 4. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Мифологии. М., 2003. С.233-257.
|