![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Вместе с независимостью Украина получила статус морской державы, то есть страны с гармонично развитым морским транспортомСтр 1 из 2Следующая ⇒
Вместе с независимостью Украина получила статус морской державы, то есть страны с гармонично развитым морским транспортом. К сожалению, этот статус наша страна утратила, потеряв львиную долю транспортного и пассажирского флота, и превратилась лишь в прибрежное государство. К таковым относятся страны, которые имеют лишь портовые системы: некоторое количество морских портов с незначительной по мировым меркам производственной мощностью. К настоящему времени в состав морского сектора портовой системы Украины входит 18 портов и 19 портовых пунктов, подведомственных министерству инфраструктуры. Кроме того, к нему относятся также терминалы и перегрузочные комплексы, принадлежащие предприятиям других министерств и ведомств. Сеть морских портов равномерно распределена по всей морской границе нашей страны, охватывает северо-западное, северное и северо-восточное побережье Черного моря, северное побережье Азовского моря, устьевые зоны рек Днепр, Дунай и Южный Буг. К портам тяготеет значительная часть территории Украины: ее промышленно-развитые и аграрные регионы. При этом наиболее крупные порты являются одновременно и базовыми предприятиями мультимодальных транспортно-логистических узлов, играющих весьма важную роль в реализации транзитного потенциала нашей страны. Априори ясно, что эффективное функционирование морских портов могут обеспечить лишь профессионально подготовленные специалисты, обладающие качествами истинного организатора производства или менеджера. Такие менеджеры-профессионалы в области портовой деятельности получают вузовскую подготовку при изучении цикла специальных дисциплин, начальной среди которых является курс «Основы управления портами». Эта дисциплина относится к профелирующим курсам специальности «Транспортные технологии». Она дает целостное представление об основах производственно-экономической деятельности портов (стивидорных компаний) или портовом бизнесе на языке рыночной экономики и организации управления этой деятельностью. Рассматриваемые в дисциплине проблемы изучаются затем в более общей постановке в курсах «Организация портового производства», «Внутрипортовое оперативное управление» (IV курс) и на V курсе «Портовая конкуренция» для специалистов и «Проблемы теории конкуренции» для магистров.
Рис. 1. Структура взимосвязей дисциплин курса.
Объектом изучения дисциплины является процесс осуществления портовой деятельности. Предметом – механизм обеспечения реализации этого процесса, а целью – познание принципов, методов и технологии системной оптимизации портовой деятельности. В содержательном плане дисциплина основывается на исходных и производных категориях транспортной теории, а ее формальные аспекты раскрываются с использованием понятийного аппарата общеметодологических наук – системного анализа, кибернетики, теории систем, менеджмента, маркетинга, конкуренции. Дисциплина «Основы управления портами» в единстве с упомянутыми обобщающими ее курсами начала свое развитие в составе комплексного учения, которое изначально (до 1930-е годы) получило название «Эксплуатационная деятельность портов». После 1930-х годов рассматриваемая дисциплина именовалась в нашей стране «Эксплуатацией портов». Спустя 40 лет в результате стремительного распространения кибернетических идей и представлений термин «эксплуатация» был вытеснен термином «управление», что привело к изменению и названия учения: оно стало именоваться «Управление портами». А еще через 20 лет, когда наш лексикон, в том числе и учебно-научный, стал насыщаться иностранными словами, последнее название учения трансформировалось в свой англоязычный эквивалент – «Портовый менеджмент». В настоящее время все три названия характеризуют учения, сосуществующие в нашей стране в качестве однопорядковых понятий. При этом чаще употребляется понятие «управление портами». Уместно отметить, что на пути интеграции Украины в Европейский Союз придется неизбежно перейти на общие стандарты ЕС во всех сферах деятельности, включая их управление портами. И тут выясняется, что ни в Европе, ни в мире до сих пор не выработано единообразных подходов к определению сущности управления портовой деятельностью. Более того, эта область знаний и профессиональной деятельности не имеет общепринятого на Западе названия. В англоязычных странах за ней закрепилось название «Terotechnology» (в переводе на русский язык – «технология использования техники»). В странах с иными языками – «Exploitation engineering» («использование техники»). Остается гадать, какое из этих наименований станет стандартом ЕС. Дисциплина «Основы теории управления» состоит из двух модулей, выделенных в соответствии с кибернетическим подходом к построению систе управления. Наиболее полная информация по темам дисциплины содержится в конспекте лекций. В качестве дополнительных литературных источников могут выступать следующие издания: 1. Ветренко Л.Д. «Управление работой морского порта», 2000 г. 2. Магомадов А.Р., Макушев П.А. «Управление портами (организация стратегии и маркетинг)», 1992 г. 3. Степанец А.В. «Управление работой морского флота», 2000 г. 4. Ветренко Л.Д., Ананьина В.З. «Организация и технология производственного процесса в морских портах», 1989 г. 5. «Портовый маркетинг и задача создания портов третьего поколения»: Доклад секретариата ЮНКТАД, 1992 г. 6. «Развитие и совершенствование портов»: Доклад секретариата ЮНКТАД, 1992 г. 7. Степанов О.Н. «Стратегическое управление развитием могрского порта», 2005 г. В настоящее время функционирование отечественных морских портов регулируется Законом Украины «О морских портах», подписанным Президентом Украины 17 мая 2012 года и введенным в действие с 13 июня 2013 года. Этим законом определяют правовые, экономические и организационные основы в морских портах.
|