Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ноосфера или Техносфера.
Ноосфера (от греч. noos - разум) - сфера разума, буквально «мыслящая оболочка». Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии (Казначеев, 1985; Комаров, 1990; Яншин, 1988), с другой - как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия (Кутырев, 1990; Реймерс, 1994). Чтобы разобраться в причинах противоречий в толкованиях и оценках ноосферной концепции, В. А. Николаев (1996) обращается к истории вопроса и к первоисточникам. Для христианского мировоззрения, веками формировавшегося под знаком безусловного права человека на владение всеми богатствами природы, дарованного свыше, она естественна и закономерна. В концепции ноосферы сложно переплелись материалистические и религиозно-философские взгляды на роль и предназначение человечества, человеческой мысли в окружающем мире. Немаловажную роль в зарождении ноосферных идей сыграли русские философы-космисты, особенно Η. Φ. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде «Философия общего дела», опубликованном в 1906 г., заявляет, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы: «...нет в природе целесообразности... ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность» (Федоров, 1993, с.71). Средством для наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. Эту мысль развивает С. Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства»: «Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор, принципиально отличный... от всех остальных сил природы» (Булгаков, 1912, с. 13). Человек «создает как бы Новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту - он творит культуру... Рядом с миром естественным «создается мир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению...» (Булгаков, 1993, с. 131-132). Поэт Н. А. Заболоцкий в стихотворении с многозначительным названием " Я не ищу гармонии в природе" утверждает, что " дикая природа" как благо воспринимает " мерный звук разумного труда": Я не ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий! В ожесточенном пении ветров Не слышит сердце правильных созвучий, Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката, Когда умолкнет ветер вдалеке, Когда, сияньем немощным объята, Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой, - Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа Лежит вокруг, вздыхая тяжело, И не мила ей дикая свобода, Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины, И мерный звук разумного труда, И пенье труб, и зарево плотины, И налитые током провода.
Так засыпая на своей кровати, Безумная, но любящая мать Таит в себе высокий мир дитяти, Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Главным творцом ноосферной концепции стал В. И. Вернадский. Двадцатилетним студентом Санкт-Петербургского университета, работая над рефератом, он записывает мысль, ставшую впоследствии одной из ведущих в его научном поиске: «Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу; сила эта все возрастает и предела ее возрастания не видно» (цит. по Аксенов, 1994, с. 30). К ноосферным идеям Вернадский пришел, изучая эволюцию биосферы; однако самого термина " ноосфера" он еще не использовал. Появление Человека разумного стало итогом направленного развития живой природы. Современник Дарвина североамериканский ученый Д. Д. Дана пришел к выводу, что эволюция живого вещества идет в направлении обособления и формирования головного отдела центральной нервной системы. Это явление он назвал цефализацией (от греч. kefale - голова). Дана указал, что в ходе геологического времени наблюдается скачкообразное усовершенствование центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных и моллюсков и кончая человеком (принцип Дана). Со временем человечество становится мощным фактором, преобразующим лик Земли. В 1922-1923 гг. эти идеи, подкрепленные исследованиями по биогеохимии очеловеченной природы, прозвучали на лекциях В. И. Вернадского в Сорбонне. В статье, опубликованной в Париже в 1925 г., суть концепции изложена предельно ясно: «В биосфере существует великая геологическая, быть может космическая, сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного...» (Вернадский, 1993, с. 288). «...Появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли - этих основных проявлений человека - не может быть случайным» (Вернадский, 1993, с. 297). «...Человек уничтожил «девственную» природу. Он внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни - культурных пород животных и растений. Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений» (Вернадский, 1993, с. 299). Ключевые положения концепции В. И. Вернадского: а) человечество - великая геологическая сила; б) эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного; в) лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм; г) человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы. Изложенные идеи тогда же в Париже были горячо восприняты французскими коллегами - математиком, философом Е. Леруа и геологом, палеоантропологом, теологом П. Тейяром де Шарденом. Для обозначения «очеловеченной биосферы» ими был предложен термин «ноосфера», впервые появившийся в печати в 1925-1927 гг. В. И. Вернадский принял и поддержал его, стал широко использовать в своих последующих трудах. В 1937-1938 гг. он работает над философским и научно-историческим введением к «главной книге жизни» о химическом строении биосферы. Введение вылилось в самостоятельную фундаментальную монографию «Научная мысль как планетное явление» (Вернадский, 1977). В названной, итоговой для В. И. Вернадского, работе ноосфера чаще всего определяется как «царство разума». Характерны краткие высказывания типа: «Царство разума» коренным образом меняет облик и строение биосферы, превращая ее в ноосферу» (Вернадский, 1977, с. 91); «Царство разума - это не только научная мысль, но и...все духовные проявления личности человека...» (Вернадский, 1977, с. 132), в том числе «...в области религиозной, художественной и философской...» (Вернадский, 1977, с. 31), а также «...мир художественных построений... например, в музыке или зодчестве...» (Вернадский, 1977, с. 111). Идеальная составляющая - лишь одна сторона ноосферы. Другая - материальная - представлена биосферой, преобразованной человеческим трудом и волей. Научная мысль «...строит и направляет техническую работу человечества» (Вернадский, 1977, с. 26). Под воздействием «культурной биогеохимической» энергии глубоко трансформируются природные режимы энерго-и массообмена. Ноосфера оказывается насыщенной разнообразным техновеществом и новыми видами антропогенной энергии. Если синтезировать все характеристики ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она представляется как сфера человеческой культуры с широким спектром духовных и материальных проявлений. Как и в ранних работах, Вернадский связывает ее возникновение и развитие с процессом культурогенеза. Примерно одновременно с В. И. Вернадским П. Тейяр де Шарден создал научно-философский трактат «Феномен человека» (Тейяр де Шарден, 1987), основное содержание которого составляет его видение ноосферы. По мнению П. Тейяра де Шардена, в ходе развития живой природы «...с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу» (Тейяр де Шарден, 1987, с. 149). Поэтические образы ноосферы как «мыслящего пласта», «духа Земли», «покрова сознания» пронизывают всю работу ученого. Ноосфера - неразрывная часть единой природы, ее закономерное эволюционное производное. Она «...коллективный... продукт... мышления» и «...неодолимый разлив полей и заводов», «эра промышленности, нефти, электричества и атома, эра машин» (Тейяр де Шарден, 1987). Сопоставляя взгляды Вернадского и Тейяра де Шардена, А. Г. Спиркин (1988) отмечает, что культура -- это как бы верхний покров Земли, который возник вместе с человеком и развивается вместе с ним. Синонимичны этому пониманию и ноосфера Вернадского, и культурологический пафос философии человека Тейяра де Шардена. При всей кажущейся идеалистичности образа культуры как верхнего покрова в нем нет ни грана мистицизма, напротив: культура здесь не противопоставляется природе, дух здесь не «спорит» с материей - они мыслятся в единстве как органичное и естественное следствие эволюции Вселенной. Воздействие человека принципиально отличается от результатов жизнедеятельности остальных организмов: оно связано в первую очередь не с биологической, а с производственной деятельностью. Мощь человечества, по словам Вернадского (1994), связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом. Будущее биосферы - ноосферы может быть прекрасным. Однако Вернадский видел и предсказывал негативные последствия антропогенного воздействия на природу. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Лик планеты, пишет Вернадский, резко меняется человеком сознательно и, главным образом, бессознательно: меняются физически и химически почва, воздушная оболочка Земли, природные воды суши, прибрежные моря и части океана. Пока рука давила на рычаг, А воды Вращали мельничное колесо - Их силы Не нарушали древних равновесий. Но человек К извечным тайнам подобрал ключи И выпустил плененных исполинов. М. А. Волошин " Машина"
Вернадский подчеркивал, что в XX в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, расселился по всей ее поверхности. " Человечество своей жизнью стало единым целым". Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Эта мысль была подхвачена писателями-публицистами. Один из них, обращаясь к парадоксу, как человек " голенький, без шерсти, тонкокожий, с маленькой пастью, с нестойкими зубишками, с мускулатурой куда более слабой, чем у зверей, бегающий и прыгающий куда хуже, чем они", стал властелином на Земле, писал, что только благодаря своему разуму человек создал вокруг себя от рубашки на теле до спутников в космосе вторую среду - техносферу - и в ней и благодаря ей стал самым могучим существом на планете. Эволюция человеческого общества предстает как совокупная эволюция умственных способностей человека, освоения все более эффективных источников энергии, орудий и технологий труда, науки и культуры. Под воздействием человеческого общества, предсказывал Вернадский, биосфера должна будет преобразоваться в новое состояние - ноосферу. Опыт всех предшествующих поколений и настоящего времени показывает, что человечество, к сожалению, движется не к созданию гармоничной с природой ноосферы, а по пути деструкции биосферы и замены ее инженерно-техническими сооружениями (техносферой): почвенный покров заменяется асфальтом, растительность - жилыми и промышленными строениями. В наглядном виде это показано на схеме, составленной В. А. Зубаковым (1990) (рис. 11.1). С момента выделения предков человека из животного состояния начинается психозой: в социальной эволюции человека ведущую роль стали играть психические факторы. На протяжении психозоя, почти 1, 5 млн лет, развивалось первобытное общество. Для него были характерны натуральное хозяйство, загонная охота, поддержание огня, появление членораздельной речи. Численность населения была небольшой. Человеческое общество еще являлось частью природных экосистем. Деструкция биосферы носила узко локальный характер. С родовой и классовой дифференциацией общества всего лишь 6-8 тыс. лет назад наступает период социозоя. На протяжении доиндустриального периода произошли огромные изменения в жизни общества, в его взаимоотношениях с природой. Сначала основным видом хозяйства была загонная охота, потом земледелие. Появляются высокоразвитые цивилизации древней Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Азии и Центральной Америки. Растет численность населения. Растут крупные города с числом жителей до одного миллиона человек. Деструкция биосферы увеличивается от локальных до крупных региональных размеров. Индустриальный период в жизни общества начался примерно 200 лет назад. За это время хозяйство, культура и общественные отношения людей развивались все ускоряющимися темпами. Промышленная революция сопровождалась быстрым ростом потребления энергии. Произошел демографический взрыв. Развитию науки и культуры способствовало изобретение книгопечатания, затем появились электронные средства связи — радио и телевидение. Сбор и обработка информации стали осуществляться с помощью портативных, но мощных по своим возможностям компьютеров. Вполне реальной стала перспектива создания искусственного интеллекта. Развитие человеческого общества на протяжении социозоя сопровождалось лавинной деградацией биосферы. Экологический кризис достиг глобальных масштабов. Человечество на протяжении 1, 5 млн лет в лице более чем 60 тысяч поколений адаптировалось к биосфере, оставаясь ее неотъемлемой частью. Теперь для полной деструкции биосферы при современных темпах этого процесса достаточно 100-150 лет, т. е. за 5-7 поколений человечество может лишиться необходимых условий существования и исчезнуть, как исчезли в свое время динозавры.
В. А. Зубаков (1995) рисует мрачную картину будущего человечества. Он считает, что в техносфере, созданной на месте деградированной биосферы, человек как биологический вид существовать не сможет. На смену ему придет своеобразный симбиоз человеческого интеллекта (мозга) с искусственным биокибернетическим устройством, т. е. киборг. Источниками энергии для киборгов будут служить не пища, а непосредственно энергия Солнца, химических или ядерных реакций. Киборги будут свободны от большинства экологических зависимостей - от воды и пищи, тепла и холода, от воздуха для дыхания. Они смогут существовать на поверхности Земли, отравленной промышленными выбросами, в глубинах океана и в космическом пространстве. Однако на первых этапах киборги не смогут обходиться без людей, которые будут служить для них донорами мозга. Поэтому будущие хозяева техносферы будут вынуждены создавать экологически чистые резерваты для выращивания людей. Поскольку человеческий мозг смертен, как всякая биологическая структура, будущее принадлежит бессмертному полностью искусственному интеллекту. По гипотезе Зубакова, искусственный интеллект, свободный от экологических ограничений, способен заполнить всю мета-Вселенную. Максимальная концентрация информации и энергии в мета-Вселенной вызывает негэнтропийный коллапс, необходимый, чтобы войти в контакт с другой мета-Вселенной. Если дух - это информация, то он вечен, как вечен материальный мир. На рубеже XX и XXI вв. человеческое общество начало осознавать конечность своего существования. Не успела отойти на второй план опасность гибели от ядерной войны, как приблизилась не менее страшная глобальная экологическая опасность. В. А. Зубаков предлагает два крайних сценария будущего человечества. По первому человечество не сможет задержать приближения глобального экологического кризиса. Развитие мирового сообщества будет идти в ближайшие 30-40 лет стихийно. В этих условиях даже без ядерной войны к концу XXI в. деградация биосферы и замена ее техносферой станет реальностью. По второму сценарию в течение ближайших двух десятков лет человечество сможет либо найти выход из глобального экологического кризиса, либо существенно его замедлить. Этого можно достичь только при условии политического объединения человечества, контролирования рождаемости, полного экологизирования производства и перехода от классового противостояния к отношениям социальной справедливости. Путь к ноосфере лежит через переход от природопотребительского мышления к принципиально новому экологическому мышлению, нацеленному на органичное слияние человеческого общества с биосферой. Итак, техносфера или ноосфера? Это предмет дискуссии, в которой активное участие принимал крупнейший специалист в области этногенеза Л. Н. Гумилев. Противоречия во взглядах Гумилева и Вернадского освещает А. Н. Медведь (1994). Гумилев был противником идеи ноосферы. Это несогласие заключено в вопросе: " Так ли уж разумна " сфера разума"? Ведь ее развитие ведет к замене живых процессов..." (Гумилев, 1989, с. 315). Приведем еще цитату Гумилева (1989). " Человеческое творчество вырывает из природы частицы вещества и ввергает их в оковы форм. Камни превращаются в пирамиды или Парфенон, шерсть в пиджаки, металл - в сабли и танки. А эти предметы лишены саморазвития..." (с. 315). Продолжая эту мысль Гумилева, можно сказать, что кроме захламленных неолитических стоянок, развалин замков и мусорных свалок вокруг современных городов ноосфера не дала человеку ничего. Гумилев говорит, что только пассионарность (явление, не подвластное человеку, а руководящее им) меняет Землю. Что же такое пассионарность? Гумилев (1978) определяет это понятие как непреоборимое стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности. Если Вернадский подчеркивал интегральную функцию человечества как единого целого, то, в противоположность ему, Гумилев обращает внимание на пространственно-временную неоднородность этногенеза. Гумилев не признает однородности человечества. Он подчеркивает важность разделения его на этносы. Пассионарный толчок каждый этнос испытывает по-разному или не испытывает вовсе. А. Н. Медведь (1994) пишет, что в культурологии сейчас вполне приняты понятия так называемых " холодной" и " горячей" культур. Например, культура античности относится к " горячей", т. е. к взрывной культуре, раскалившей до предела общество Древней Греции и посылавшей свои импульсы далеко за пределы Эллады. Явное " охлаждение" античной культуры наступает во времена императорского Рима. Заметим, что противники ноосферы понимают ее ограниченно, как развитие техники, ведущее к замене живых процессов. Но ведь ноосфера - это не только техника. Это Произведения гениальных поэтов и художников, культурные ценности, создающие духовный потенциал этносов, способные направить развитие общества по ноосферному пути. " Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, - писал Вернадский, ·· а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия, переживаем научные достижения, равных которым не видели долгие поколения наших предков... Стоя на переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего участвовать." Закономерный и неотвратимый характер процесса перехода биосферы в стадию ноосферы лежит в основе социального оптимизма Вернадского. Он считал науку той великой силой, которой удастся сделать то, что не удалось философии, религии, политике, объединить человечество. Что же ожидает человечество? Будет ли человек счастлив, живя в " хрустальном дворце" при полном экономическом довольстве? В " Записках из подполья" Φ. Μ. Достоевский говорит о противоречивости человеческой натуры. Проявление свободной воли и уникальной личности состоит в том, чтобы жить не только по строго обоснованным научным нормам: "...люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши, на которых хоть и играют сами законы природы собственноручно, но грозят до того доиграться, что уж помимо календаря и захотеть ничего нельзя будет". Счастливый человек ищет страданий; живя в полном благополучии, он может пожелать себе " вредного, глупого и даже глупейшего, а именно: чтобы иметь право пожелать себе даже и глупейшего и не быть связанным обязанностью желать себе одного только умного". Единое благополучное общество скорее всего утопия. Здесь важно осознать опасность призывов к борьбе за ноосферу. Какие бы благие цели при этом ни ставились, может появиться соблазн загнать " несознательную" часть населения в концлагеря, а упорно сопротивляющихся - расстрелять!
|