Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экология: определение термина
Термин " экология" восходит к греческому oikos - дом, жилище и logos - слово, учение: " учение о доме". (Заметим, что от этого же корня образовано слово " экономика" - наука, " заведующая хозяйством". Не случайно в современном мире задачи экологии и экономики тесно переплетаются.) В составе слова " экология" понятие об " ойкосе" (доме) трактуется различно, но обычно в весьма расширенном и переносном смысле - не как собственно дом или жилище, а как среда обитания. Под средой обитания человека могут подразумеваться не только дом, природная среда, но и семья, коллектив, город, народ, вся Земля (в поверхностных, обитаемых ее частях) и, наконец, Космос. Все это относится пока только к " ойкосу", но в термине " экология" остается еще " логос". Если следовать древнегреческому значению этого слова, - пишет Ю. А. Косыгин (1995), -то это не только наука, но и слово, речь, положение, суждение, формулировка, определение, предмет обсуждения, вопрос, разум, разумение и многое другое. Какое же из них выбрать для экологии? Ю. А. Косыгин справедливо замечает, что, учитывая иерархичность и возможные огромные пространства, а также бесчисленные специализации, слово " наука" и даже " науки" нам не подходят; представляется, что подходит скорее всего - " разумение", которое включает все науки и все сферы деятельности. Специалисты по отдельным отраслям науки могут выполнять только частные заказы экологии. Для " разумения" же требуется человеческий разум самого широкого научного и жизненного диапазона. Поэтому экология - не только система наук, а нечто необозримо большее - это мировоззрение. Ученые всех специальностей могут и должны сделать вклад в разумение нашего ойкоса, формирование экологического мировоззрения. Этим разумением должен обладать каждый гражданин, а в особенности - каждый педагог и воспитатель, каждый родитель. В это разумение должны быть вовлечены все до одного, потому что все мы заинтересованы в выживании человечества. Не только воспитание, но и прогнозы в повседневной жизни должны быть направлены на вовлечение всего человечества в разумение ойкоса. Разрушение ойкоса человеком вскоре будет рассматриваться как самое тяжкое преступление против человечества (Косыгин, 1995). Термин " экология" был предложен в 1866 г. профессором Йенского университета Эрнстом Геккелем для применения исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. Долгое время этот термин использовался только в зоологии и был мало известен даже среди ученых биологических специальностей. К. А. Тимирязев (1939) в некрологе, посвященном памяти Геккеля, отмечая его многочисленные научные заслуги, даже не упоминает о его вкладе в экологию. Интересна эволюция понятия " экология". В словаре Э. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в 79 полутоме, вышедшем в свет в 1904 г., экология связывается собственно со строительством " домов" животных и сопровождается следующим определением: " эйкология, или ойкология, - часть зоологии, занимающая собою сведения касательно жилищ животных, то есть нор, гнезд, логовищ и т.п." В течение первых десятилетий нашего века слово " экология" употреблялось очень ограниченно. Для большинства же оно оставалось неизвестным. Понятия, связанные с этим термином, еще не стали тогда актуальными и нужными. В томе " Развитие биологии в СССР" (1967), изданном к 50-летию советской власти, раздел " экология" отсутствует. В Энциклопедическом словаре (издание БСЭ, 1955 г.) экология определена как " наука о взаимных влияниях организма (животного или растения) и окружающей среды", а в Энциклопедическом словаре (издание БСЭ, 1964 г.) дано было развернутое определение, однако экология фигурировала лишь как разделы зоологии и ботаники. В Малой Советской Энциклопедии (1960 г.) экологии животных и экологии растений посвящены отдельные статьи. Таким образом, в первой половине XX века экология не выходила за рамки чисто биологических исследований. Проблем самого человека, а также охраны среды обитания она совершенно не касалась. В 60-70-е гг. над человечеством начинают сгущаться " экологические тучи". И вот тогда, хотя само слово и остается, но смысл его меняется. Экология из внутрибиологической науки превращается в общечеловеческое разумение среды обитания не только растений и животных, но, главное, человека, которому эта среда начинает угрожать. На Первой Международной конференции по оценке состояния окружающей среды, созванной по инициативе ООН в Стокгольме в июне 1972 г., был остро поставлен вопрос об угрожающем экологическом состоянии окружающей человека природной среды и о необходимости в первую очередь изучать экологию самого человека. Теперь экологическое разумение впитывает в себя не только весь комплекс естественных, но и технические и гуманитарные науки. Вместе с тем ядром экологического мировоззрения является система понятий и законов, составляющих основу биологической экологии.
|