Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы студентов при получении высшего образования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Получение высшего образования обременено рядом проблем. Мы рассмотрим такие из многочисленных проблем, как: культурные и социально-экономические. Культурные. К самым распространенным проблемам студентов в этой сфере жизнедеятельности человека можно отнести: Отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации социально-культурной идентификации студенческой молодежи; Разрушение механизма духовной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ и традиционных форм общественной морали; Снижения интереса к отечественной культуре, ее истории, традициям; Падения престижа образования как формы личностной самореализации; Низкая активность в решении общенациональных, региональных и местных проблем; Девальвация творческого труда, связанное с неблагоприятными обстоятельствами, характерными для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности; Деформация национального самосознания, связанная с разрушение русского языка; Криминализация и наркотизация досуга.
А.В. Соколов в одной из своих статей приводит социологическое исследование, которое проводилось в ВУЗах Петербурга в 2000 - 2004 году и было опрошено 1500 студентов. На вопрос о том, нравится ли им современное поколение молодежи, 60% респондентов ответило утвердительно, пытаясь, в своих ответах, опровергнуть стереотипы, сложившиеся в сознании старшего поколения. Но по сравнению с исследованиями, проводимыми на эту же тему еще в доперестроичные времена, нынешнее поколение более самокритично. Самыми распространенными ответами на вопрос «Какие отрицательные черты находите ВЫ у своих сверстников?» стали такие варианты: 1) жизнь сегодняшним днем, потребительское отношение к жизни, апатичность, пассивность, иждивенчество, лень, тунеядство, разгильдяйство; 2) алкоголизм, пьянство, наркомания, курение - способы разрушения личного здоровья (70% студентов категорически осуждают это); 3) эгоизм, корыстолюбие, жадность, зависть, отсутствие коллективизма, взаимопомощи; 4) агрессивность, жестокость, цинизм, хулиганство, преступность; 5) хамство, бескультурье, грубость, бездуховность, неуважение к старшим; 6) лживость, лицемерие, безответственность, предательство; 7) аморальность, распущенность, разврат; 8) бездумное следование моде, глупое подражательство; 9) отсутствие патриотизма, неумение ценить свою историю; 10) зависимость от техники. Но одновременно с такими ответами на вопрос об отрицательных чертах, в положительные черты современного поколения были отнесены противоположные черты отрицательным. Получилось, что нынешнему поколению присуща одновременно и агрессивность, и гуманность. Автор статьи объясняет это тем, что молодежь в наше время сильно стратифицирована и неоднородна, поэтому возникают такие парадоксы. Также автор предлагает такую интеллектуально-нравственную стратификацию современной молодежи: Интеллектуальная элита (молодые люди, сознательно стремящиеся получить высшее образование, рассматривая его как жизненную ценность); Интеллигенты (обладают альтруистическим настроем, отказ перед насилием, благоговение перед культурой); Интеллектуалы (им присуща эгоистическая направленность, руководствуются принципом «цель оправдывает средства», утилитарное потребление культуры). Неинтеллектуальная молодежная масса (не обладают высоким уровнем образования, предпочитают массовую культуру); Маргиналы.
Социально-экономические проблемы студентов: Одной из наиболее распространенных проблем высшего образования в наши дни стали теневые экономические отношения в ВУЗах, самое страшное в этом аспекте то, что платят для того, чтобы не учиться. К теневым отношениям в ВУЗах, когда одним из субъектов деятельности является студент, можно отнести: Получение зачета, экзамена, учебной практики за деньги или другие материальные блага; Покупка реферата, контрольной, курсовой или дипломной работы; Репетиторство с преподавателем из того ВУЗа, где учится студент (скрытая форма взятки) Решением проблемы таких теневых экономических отношений может стать: создание таких условий, при которых получать или давать взятку будет не выгодно для обеих сторон; внешний контроль качества преподавания, оценка независимыми экспертами реально полученных студентами знаний, умений и навыков; создание конкурентной среды на рынке труда среди специалистов, когда получение работы и уровень дохода работника будет реально зависеть не от наличия диплома, а от его реальной квалификации. В российской системе высшего образования, коррупцию пытаются искоренить тем, что пытаются отследить и закрыть теневые каналы, а также введением более жесткого уголовного наказания. Косвенно сдерживает распространения взяток в ВУЗах их иногда невероятные размеры. Исследования в московских ВУЗах показали, что в среднем зачет стоит от 50 до 100 долларов США, а экзамены свыше 100 долларов США. Кроме того, 57% опрошенных ответили на вопрос, в чем они видят причины распространения теневых экономических отношений в ВУЗах, «Состояние российского общества в целом», 49% девушек выбрало ответ «Популярность факультета/специальности», а 32% опрошенных сказали, что в желании облегчить получение диплома. Среди тех студентов, кто оценивает свой материальный достаток ниже среднего, число считающих, что со взяточничеством бороться нет нужды, самое большое - 20%. Кроме того, современному студенчеству не интересно учиться, так как при ответе на вопрос: «Что может способствовать желанию студента выполнять самостоятельно курсовые, рефераты, контрольные и т.п.?» 51, 4% опрошенных ответило, что надо лучше заинтересовать студентов в учебном процессе. Также, к теневым экономическим отношениям в высшем образовании можно отнести и торговлю готовыми дипломами ВУЗов. Интернет в наши дни просто изобилует предложениями купли - продажи дипломов. Так, например, диплом о высшем образовании 2003 года стоит 24 000 рублей, а красный - на 10 000 дороже. Известны такие случаи, когда высокопоставленные чиновники пользовались фальшивыми дипломами, хотя это и попадало под статью Уголовного кодекса. Что касается студенческой стипендии - то эта еще одна проблема. Если студент живет в общежитии, родственников в том городе, где расположен ВУЗ тоже нет, то навряд ли он сможет прожить на такую денежную сумму, которая выделяется государством в виде стипендии. Она даже не дотягивает до прожиточного минимума в городах не миллионерах, а про крупные мегаполисы даже и говорить не стоит. Дифференциация в распределении стипендий может быть гораздо более существенной, чем сегодня. Стипендия должна быть адресной - определять ее размер и вообще ее необходимость в каждом конкретном случае должны студенческие профсоюзы, обладающие информацией обо всех студентах. Основа для принятия решения - это, во-первых, реальное материальное положение человека и, во-вторых, его успехи в учебе. Из всего выше сказанного можно сделать определенные выводы. Студенты в наше время являются одним из наименее защищенных слоев общества. Они подвержены различным негативным влияниям духовной сфере жизнедеятельности, так и социальной и экономической. Постоянная нехватка финансовых средств, необходимых материальных средств для учебной деятельности, приводит к тому, что многие талантливые люди не в состоянии закончить свое образование или берутся за любую низко квалифицированную работу, которая не несет никакой дополнительной пользы для развития человека, кроме получения денег. Правительство Российской Федерации должно уделять больше внимания проблемам студенчества, и решать возникающие трудности. Еще одной проблемой для студенчества - это трудоустройство. Но про нее расскажут следующие докладчики))
|