Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность и отличительные признаки административной ответственности






 

Административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы, нормы из способов административного принуждения.

Свое внешнее выражение административная ответственность находит в административном правоотношении, складывающемся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности, и лицом, привлекаемым к этой ответственности. Содержание данного административного правоотношения заключается в том, что компетентный орган или должностное лицо применяют в отношении лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание, а названное лицо претерпевает определенные лишения, вызванные применением этого наказания.

Административная ответственность как способ административного принуждения, характеризуется следующими отличительными признаками:

1) основанием привлечения к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;

2) административная ответственность устанавливается не только для физических, но и для юридических лиц;

3) основания административной ответственности (составы административных правонарушений) устанавливаются Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;

4) административная ответственность наступает для физического или юридического лица всегда после совершения им административного правонарушения, когда в полной мере установлена вина данного лица;

5) полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов, органы (должностные лица) исполнительной власти, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;

6) в отличие от уголовной ответственности административная ответственность менее строгая. Она не влечет серьезных правовых последствий, лишений для правонарушителя (например, судимости или увольнения с работы, ликвидации юридического лица);

7) порядок привлечения к административной ответственности детально регламентирован административно-процессуальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях;

8) в отличие от процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности процедура привлечения лица к административной ответственности является более сложной, а по сравнению с уголовным процессом отличается большей оперативностью, быстротой и простотой;

9) обжалование действий и решений органов (должностных лиц), связанных с привлечением к административной ответственности, осуществляется в судебном или административном порядке.

2. Понятие, функции и принципы института административной ответственности

 

Правовые нормы, устанавливающие основания и меры административной ответственности, порядок привлечения к административной ответственности, а также статус участников правоотношений, складывающихся по поводу привлечения правонарушителя к административной ответственности, составляют институт административной ответственности.

По своей сути институт административной ответственности является институтом административного права, который состоит из материальных и процессуальных норм административного права, призванных охранять общественные отношения, урегулированные иными административно-правовыми нормами, нормами экологического, трудового, финансового и другими отраслями права.

Как институт административного права административная ответственность оказывает определенное воздействие на общественные отношения в сфере административно-правового регулирования.

Наиболее существенные направления и стороны воздействия указанного института административного права на общественные отношения представляют собой функции административной ответственности:

1) охранительная (компенсационная) функция, которая ответственности заключается в вытеснении и ликвидации общественных отношений, не соответствующих административно-правовым нормам; ее содержание включает в себя установление для лица, совершившего административное правонарушение, таких ограничений и лишений, которые призваны компенсировать вред, причиненный охраняемому правом общественному отношению;

2) предупредительная (превентивная) функция, которая заключается в предотвращении совершения административных правонарушений и делится на частную превенцию и общую превенцию (содержание первой состоит в том, что административная ответственность направлена на предотвращение совершения в дальнейшем административных правонарушений лицом, совершившим административное правонарушение; содержание второй включает в себя выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и предотвращение совершения административных правонарушений другими субъектами права).

Административная ответственность, как институт административного права строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

1. Принцип законности заключается в том, что административная ответственность может иметь место лишь за те деяния, которые определены законом. Меры административной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не допускается.

2. Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

Всесторонность исследования обстоятельств дела состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела означает беспристрастное исследование всех обстоятельств, собранных по делу.

3. Принцип вины заключается в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина. При этом в силу ч. 2. ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. По общему правилу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невинность. Из этого общего правила имеется исключение, предусмотренное, в частности, примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ.

4. Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другим подобным обстоятельствам. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.

5. Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за совершенное правонарушение должны применяться быстро и оперативно.

6. Принцип справедливости и целесообразности означает, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. При возложении административной ответственности должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, уличающие и оправдывающие обстоятельства.

7. Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя, не должны причинять физическому лицу страдания или унижать его человеческое достоинство, если правонарушитель — физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель — юридическое лицо.

3. Понятие, отличительные признаки и классификация мер административной ответственности

 

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Меры административной ответственности (административные наказания) являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему административное правонарушение. Их следует отграничивать от адми­нистративно-пресекательных мер и мер административно-процессуального обеспечения.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

1) перечень мер административной ответственности установлен КоАП РФ и является исчерпывающим;

2) назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для правонарушителя истечение срока погашения административной ответственности; лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ);

3) меры административной ответственности (административные наказания) применяются не в момент совершения административного правонарушения, а всегда после совершения и установления факта административного правонарушения;

4) меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные в КоАП РФ меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных наказаний, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям.

В зависимости от характера лишений, которые претерпевают лица, привлеченные к административной ответственности:

1) административные наказания личного характера — предупреждение, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное выдворение за пределы Российской Федерации;

2) административные наказания имущественного характера — штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

3) административные наказания организационно-технического характера — административное приостановление деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принадлежащих им объектов.

В зависимости от вида субъектов, к которым применяются административные наказания, с учетом их специфики:

1) административные наказания, применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам, — предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности;

2) административные наказания, применяемые в силу их специфики только к физическим лицам, — лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификация.

В зависимости от порядка назначения:

1) основные административные наказания, которые не могут присоединяться, сочетаться с другими видами административных наказаний;

2) дополнительные административные наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и присоединяться к другим административным наказаниям.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 КоАП дополнительными административными наказаниями являются:

 

· возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

· административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Все остальные предусмотренные КоАП РФ административные наказания могут применяться только в качестве основных.

В зависимости от вида субъектов, уполномоченных назначать административные наказания:

1) административные наказания, назначаемые исключительно судьями судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировыми судьями, — административный арест, дисквалификация, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

2) административные наказания, назначаемые компетентными должностными лицами федеральных административных органов и их территориальных органов в субъектах РФ, — предупреждение, административный штраф, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, административное приостановление деятельности.

3) административные наказания, назначаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, — предупреждение и административный штраф.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал