![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы учебной деятельности как предмет изучения
Как уже отмечалось, чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности. Для этого нужно не только выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности, но и обучить способам её осуществления и регулирования. Наиболее рациональные способы (приемы) учебной деятельности тесно связаны с содержанием предмета, помогают понять его логическую структуру, на их основе формируются необходимые умения и навыки. 2.1. Приём деятельности, как уже отмечалось, это – система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач (см. лекцию 2, п. 3.1). Приёмы учебной деятельности должны составлять некоторую систему, адекватную системе изучаемого материала. Построить такую систему можно с помощью классификации, которая возможна по различным основаниям. Мы рассмотрим классификацию по двум основаниям: а) характер (тип) учебной деятельности учащихся, б) этапы процесса усвоения знаний и способов деятельности. Первое отражает связь приемов учебной деятельности с содержанием учебного предмета и типами учебных задач, второе – с полным циклом учебно-познавательной деятельности. По первому основанию в школьном курсе математики можно выделить следующие четыре группы приемов учебной деятельности: 1) Общеучебные приёмы, не зависящие от специфики предмета математики и поэтому используемые в разных учебных предметах. Эту группу можно разделить на две подгруппы: а) приёмы общей (внешней) организации учебной деятельности – приёмы планирования, работы с учебной и справочной литературой, самоконтроля, организации своего рабочего места, выполнение режима дня, организация домашней работы и т.д.; их можно также назвать приёмами управления учебной деятельностью; б) приемы познавательной (внутренней) деятельности это приёмы организации внимания и запоминания, оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и др. 2) Общие приёмы учебной деятельности по математике (общематематические приемы), используемые во всех математических предметах одинаково: а) приемы работы с математическими текстами и таблицами, моделями и инструментами; организация домашней работы по математике, ведение тетради по математике и т.д. Они незначительно отличаются от соответствующих общеучебных приемов; б) приемы познавательной деятельности в сфере математических объектов – оперирование математическими понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами теорем), специфическими мыслительными операциями; приемы запоминания математического материала и др. 3) Специальные приёмы учебной деятельности по отдельным математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии, началам анализа) – такие общематематические приемы, которые принимают свою особую форму в связи со спецификой содержания курса и его задач, и используются в любых разделах курса. Например, в школьном курсе алгебры – это приемы тождественных преобразований выражений, приемы решения уравнений, неравенств и их систем, приемы рационализации вычислений с использованием алгебраических преобразований, приемы решения задач с помощью уравнений и т.д. В курсе геометрии – это приемы построения геометрических фигур, выполнения чертежа по условию задачи, приемы дополнительных построений, приемы чтения чертежа и т.д. В каждом из специальных приемов можно выделить подгруппы частных приемов, соответствующих конкретным задачам. Например, из приемов тождественных преобразований выражений можно выделить приемы упрощения выражений, разложения выражений на множители, доказательства тождеств и т.д. 4) Частные приёмы учебной деятельности – это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения более узких задач и используются в определенных темах курса. Покажем на примере соотношение между различными типами приёмов. Состав общего приема решения математической задачи: 1) изучить содержание задачи; 2) если нужно, провести анализ - поиск решения; 3) на основе анализа составить план решения или сформулировать известный прием решения задач данного класса; 4) решить задачу по составленному плану или известному приему 5) записать решение с использованием соответствующих правил; 6) если нужно, проверить или исследовать решение; 7) рассмотреть другие способы решения, выбрать наиболее рациональный; 8) записать ответ. Проследим, как изменятся действия в составе этого приёма, если его специализировать. Например, состав специального приёма алгебраического решения уравнений примет следующий вид: 1) определить, является ли данное уравнение простейшим уравнением какого-нибудь вида (изучение содержания задачи); если «да», выполнять п. 4, если «нет», – п. 2; 2) установить, какие и в каком порядке необходимо выполнить тождественные и равносильные преобразования, чтобы привести уравнение к простейшему данного вида (анализ и план решения); 3) с помощью выбранных преобразований привести уравнение к простейшему (1-я часть решения); 4) решить известным способом простейшее уравнение (2-я часть решения); 5) если нужно, сделать проверку, исследование; 6) записать ответ. Частные приёмы решения уравнений различных видов получаются из специального приема конкретизацией второго и третьего действий, т.е. указанием преобразований, которые обычно используют для данного вида уравнений. В качестве примера запишем состав частного приёма решения уравнения первой степени с одной переменной: 1) определить, является ли уравнение линейным; «да», то п. 4, «нет» – п. 2; 2)установить, какие из следующих тождественных и равносильных преобразований нужно выполнить, чтобы привести уравнение к линейному – раскрытие скобок, приведение к общему знаменателю, перенесение членов уравнения из одной части в другую, приведение подобных; 3) привести, с помощью этих преобразований, уравнение к линейному; 4) решить полученное уравнение по известному алгоритму; 5) если нужно, сделать проверку, исследование; 6) записать ответ. Один и тот же прием учебной деятельности в различных ситуациях может выступать как частный по отношению к более общему и как обобщенный по отношению к ещё более узким приемам деятельности. По второму основанию в школьном курсе математики можно выделить следующие группы приемов учебной деятельности: а) приемы восприятия, 6) осмысления, в) запоминания, г) применения, д) обобщения, е) систематизации – новых знаний и способов деятельности. Приемы, входящие в 1-ю классификацию используются на различных этапах процесса усвоения знаний и способов деятельности и, изменяясь, образуют приемы, входящие во 2-ю классификацию. Например, на этапе восприятия нового понятия учащимся нужен общий прием определения понятия через указание рода и видовых отличий. Затем он видоизменяется, и на его основе строятся прием подведения под понятия (используемый на этапе осмысления) и прием запоминания определения понятия. 2.2. Формирование приемов учебной деятельности должно планироваться так же, как и математическое содержание обучения. Программа формирования основных приемов учебной деятельности по математике на учебный год должна учитывать: а) данные возрастной педагогической психологии об особенностях учебной деятельности и умственного развития учащихся разных возрастных групп; б) программу общеучебных приемов (умений), над которой работает педагогическая наука; в) математическое содержание программ и требования к математической подготовке учащихся; г) развивающие цели обучения математике; д) классификацию приемов учебной деятельности в курсе математики. Это позволяет увидеть, какими приемами учебной деятельности могут овладеть учащиеся в силу своих возрастных особенностей, какими необходимо овладеть для усвоения теоретических знаний, их применения и развития ученика средствами математики. Кроме того, необходимо учитывать, что внутри каждой системы знаний есть своя система приемов их усвоения, строго определенная последовательность, в которой один прием строится на другом, входит в состав другого и т.д. Должна быть спланирована и основная стратегия – формирование обобщенных приемов учебной деятельности, так как именно они создают ориентировочную основу необходимой деятельности по решению ряда учебных задач и обеспечивают «переносимость» усвоенных приемов на широкий круг новых задач. Раздел «Содержание обучения» в действующих программах, по математике пока не включает подобной программы формирования приемов учебной деятельности, но научно-методическая и экспериментальная работа в этом направлении проводится.
|