Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Справочник
Троп – это любая языковая единица, имеющая смещенное значение, т.е. второй план, просвечивающий за буквальным значением. Фигуры речи – отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия.
n Метафора – перенос имени с одного предмета на другой на основании замеченного между ними сходства (Зерна глаз твоих осыпались, завяли …; Мне на плечи кидается век-волкодав, Сосны – пучки пламени; Куст волос золотистых вянет); n Эпитет – художественное определение (И даже зяблик не спешит стряхнуть алмазный хмель с души…); n Метонимия – перенос имени с одного предмета на другой предмет по логической смежности (Гирей сидел потупя взор. Янтарь в устах его дымился (янтарная трубка); n Синекдоха – перенос имени с целого на его часть и наоборот (Русский человек терпелив и мужествен); n Гипербола – преувеличение (Уведи меня в ночь, где шумит Енисей, где сосна до звезды достает» (О. Мандельштам); n Антитеза – резкое противопоставление (Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не так различны меж собой); n Персонификация – перенос на неживой предмет функций живого лица (Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, согнувшись, под метелью белой?); n Оксюморон – соединение двух слов с противоречащими значениями (немой крик, «Горячий снег», Тишина гремела в ушах Никитина, «Живой труп», живые мощи); n Парономазия – использование паронимии с художественной целью (Леса лысы. – Велимир Хлебников); n Аллитерация – использование звукописи согласных звуков; n Ассонанс – использование звукописи гласных звуков; n Окказионализм – новое наименование, отсутствующее в словаре (гайдарономика; сникерсни). n Эллипсис – пропуск в предложении глагола-сказуемого с целью придания динамики повествованию (Татьяна в лес, медведь за ней); n Аллюзия – соотнесение создаваемого текста с каким-либо прецедентным текстом – литературным или историческим (…чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы в колесе…» (О. Мандельштам). n Анафора -- одинаковое начало фраз (Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем). n Эпифора – одинаковый конец фраз. n Асиндетон – бессоюзие. n Полисиндетон – многосоюзие. n Парцелляция – в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких слов высказывания. (Процесс пошел. Вспять?)
Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый отдел стилистики – фоника. Звуковая выразительность речи заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации, ассонанса и других средств. Одним из путей достижения звуковой гармонии является определенное чередование гласных и согласных звуков. В большинстве случаев используются сонорные звуки, имеющие высокую звучность. Например, в стихотворении А.С. Пушкина: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
В этом стихотворении наблюдается равномерное сочетание гласных и согласных звуков; их соотношение приблизительно одинаково; нет скопления согласных звуков. Все эти качества придают стихотворению особую музыкальность и гармонию. Однако благозвучие речи может нарушаться, например, из-за скопления согласных звуков: конкурс взрослых исполнителей фламенко (рсвзр). М.В. Ломоносов советовал «обегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные – встсв-вз, язык весьма запинают». Второй причиной неблагозвучия речи является скопление гласных звуков: У ао риста есть одна особенность... Третья причина нарушения благозвучия речи – скопление одинаковых звуков: Крушение отношений и надежд неожиданно стало пугающей реальностью. Неудачная фонетическая организация речи отвлекает внимание читателя, мешает восприятию речи на слух.
|