Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петр Могила и основание Киево-Могилянской коллегии






История Киевских духовных школ неразрывно связана с именем митрополита Петра Могилы. Петр Могила родился в 1596 году в Сучаве, столице Молдовского княжества в семье Симеона Могилы, который в 1601-1602 гг. был господарем Молдовы, а в 1606-1607 гг. — господарем Валахии. Симеон скончался в 1607 году, будучи отравленным в борьбе за молдавский престол. Семья Могил имела тесные связи с Львовским православным братством. После смерти Симеона его семья переехала в западно-украинские земли. Большинство исследователей полагают, что Петр обучался в Львовской братской школе. Затем он продолжил образование за рубежом. Часть исследователей считает, что Петр обучался во Франции (возможно, в Париже в университете Сорбонны), другие считают, что он учился в одном из высших учебных заведений Польши. Молодой молдавский шляхтич служил в польской армии, принимал участие в ряде сражений, однако затем отказался от карьеры военного и принял монашеский постриг. В первой половине 1620-х годов он приобрел имение под Киевом. Возможно, именно в одном из скитов Киево-Печерской лавры он и принял постриг. В 1627 году Петра Могилу избирают архимандритом Киево-Печерской Лавры.

Ко времени Петра Могилы проблема недостаточности уровня образования в православных школах была как никогда очевидна. Это становилось причиной ехидных насмешек со стороны католики и униатов. «Все ваши попытки – говорил Мелетий Смотрицкий – поднять просвещение не удаются. Плохи были ваши школы прежде, а теперь стали еще хуже… В них дети только и получают тот прибыток, что из телят становятся волами»[7].

Видимо еще до принятия настоятельства в Лавре, у будущего митрополита складывается план проведения масштабной реформы, краеугольным камнем которой должны были стать принципиальные перемены в сфере образования. Первым шагом должно было стать открытие в Лавре школы, которая, будучи по духу православной, по своему уровню не уступала европейским образцам. Для этого он решил пригласить в Киев учителей из Львовской братской школы, а также посылыл молодых людей для обучения за границу, чтобы в будущем иметь их профессорами новой школы. 15 июня 1631 года во Львове он подписал договор с двумя местными учеными иноками: Исаией Трофимовичем-Козловским и Сильвестром Косовом. В соответствие с этим договором два бывших наставника Львовской школы перебрались в Киев, для преподавания в Лаврской школе. Эта школа (именовавшаяся «гимназиумом») начала действовать осенью 1631 года. Она разместилась на территории Троицкого больничного монастыря на Верхней Лавре (к северу от Святых врат). Исаия Трофимович был назначен ректором школы, а Сильвестр Косов — префектом. В лаврскую школу было набрано более сотни учеников.

С самого момента открытия школы архимандрит Петр и его сподвижники решили ориентироваться на европейские (прежде всего польские) образцы. Основной упор в преподавании был сделан на изучение латинского и польского языков. Основатели новой школы стремились поддерживать в учениках православное благочестие.

Открытие в Киеве еще одной школы повлекло за собой конфликт между молодым настоятелем Лавры и Богоявленским братством. Братчики обвинили архимандрита Петра в нарушении завещания митрополита Иова Борецкого, скончавшегося в марте 1631 года. Покойный митрополит прямо запрещал открывать в Киеве школы вне братства, по-видимому, хорошо зная о намерениях Могилы и опасаясь, как бы открытие новой школы в условиях борьбы с униатством не привело бы к еще одному расколу.

Противники новой коллегии утверждали, что сила духа не в художестве внешнего наказания и философского постижения обретается, но верой смиренномудрия дается. Школы латинские – это пропасть и погибель вечная; никто в них не научится богоугодной воле, но станет лишь противником Христа.[8] Немало повлиял на возбуждение в народе недовольства лаврской коллегией митрополит Исаия Копинский.

Угрозы физической расправы заставили архимандрита Петра пойти на компромисс с Киевским братством. 30 декабря 1631 года он подписал с братчиками акт об объединении двух школ. В соответствии с этим договором Петр Могила становился главным братчиком и защитником объединенной школы. Было также решено, что школа должна находиться не в Лавре, а в Братском монастыре. Ректором объединенной школы стал Исаия Трофимович-Козловский. В начале 1632 года объединение школ было подтверждено Киевским митрополитом Исаией Копинским и гетманом Иваном Петражицким. С этого времени объединенную школу стали называть Киевской коллегией.

За образец Петр Могила взял польско-иезуитские коллегии. Стоит отметить, что на то время система образования у иезуитов считалась самой лучшей в Европе. Киево-Могилянская коллегия состояла из 8-ми классов: фары, инфимы, грамматики, синтаксиса, поэзии, риторики, философии и богословия.

Первым был подготовительный класс. Следующие три класса были грамматическими. Изучение преимущественно латыни. Главным руководством служила грамматика Альвара. (к концу трехгодичного курса знание латыни позволяло читать Цицерона, Овдия Горация.) Поэзия и риторика принадлежали к числу так называемых средних классов. Главная задача ознакомить воспитанников со всеми видами поэтических и ораторских произведений. И посредством постоянных упражнений приучить их к составлению собственных, по данным образцам, сочинений. На профессора риторики возлагалось и преподавание гомилетики. Гомилетика носила следы схоластики.

Высшими классами в коллегии считались Философия и Богословие. Преподавание первой возлагалось на префекта Академии, а второй на самого ректора. Обучение философии слагалось из трех частей: умственной(логики), естественной (физики), божественной (метафизики). В основу полагалась философская система Аристотеля. В основу богословия система Фомы Аквината. Есть сведения, что кроме указанных наук преподавались и некоторые другие: Геометрия, Астрономия, светская история, но можно предполагать, что преподавание носило характер случайный и отрывочный.

Обращаясь к нравственно-педагогической стороне учебного процесса, основанная Могилою коллегия, по его заявлению, не только должна была обогащать своих воспитанников знаниями, но и служить утешением православному народу, представлять собой надежный оплот для православной церкви. Ближайшее ее назначение было поднять не только умственный, но и религиозно нравственный уровень.

В 1632 году произошло и еще одно важное событие, повлиявшее на дальнейшую историю Киевской школы. 3 ноября на конвокационном сейме в Варшаве православные депутаты избрали Петра Могилу митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси.

После того, как Петр занял Киевскую митрополичью кафедру, он начал более масштабно проводить, намеченные им ранее реформы. Курс обучения в Киевской коллегии был существенно расширен. В программу преподавания были введены арифметика, геометрия, музыка, поэзия, астрономия, диалектика. Главный упор делался на изучение латинского и польского языков, которые рассматривались как средство вхождения православных студентов в мир европейской науки. Кроме того, митрополит Петр начинает открывать новые школы, которые были подчинены Киевской коллегии. Так появились школы в Гоще, Виннице и Кременце.

Митрополит Петр стремился сделать из Киевской коллегии полноценное высшее учебное заведение — Академию. Для этого требовалось получить от польских властей разрешение на открытие в коллегии высшего класса — класса богословия. Однако все попытки митрополита Петра получить подобное разрешение от короля Владислава остались безуспешными. В своем привилее от 18 марта 1635 года король позволил преподавать в Киевской коллегии науки не выше диалектики и логики. Таким образом, в Киевской школе высшим являлся философский класс. Преподавание же полноценного богословского курса не дозволялось. Этот запрет имел далеко идущие последствия. Выпускники Киевской коллегии для получения высшего богословского образования вынуждены были отправляться в католические учебные заведения Польши и других стран. Так что вплоть до конца 1680-х годов православные студенты в Польско-Литовском государстве могли изучать богословие лишь в его католическом варианте. Все это обусловило глубокое проникновение латинской схоластики в православную церковную науку.

В течение всей своей жизни митрополит Петр проявлял особую заботу о Киевской коллегии, которую называл гл. В 1636 году он издал «Анфологию», значительную часть которой посвятил принципам воспитания молодежи.

Скончался митрополит Петр в ночь с 31 декабря 1646 на 1 января 1647 гг. и был погребен в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

Итог.

Петр Могила, желая заложить основы православного духовного образования, не имел другого пути, как взять за образец уже готовые, веками складывавшиеся и к 17 веку сформировавшиеся традиции западного богословского образования. Попытки его предшественников не увенчались успехом, потому усилиями отдельных ярких личностей – талантливых учителей и педагогов с православного Востока эта система не могла быть создана за столь малый промежуток времени. Конечно же, присутствие схоластических методов католического богословия отразилось на становлении взглядов воспитанников школы, однако сам факт организации православного по духу и принадлежности учебного заведения, основанного на вековом научно-педагогическом опыте, имел огромное значение для истории духовного просвещения.

Список использованной литературы.

1. Бурега В.В. Киевская духовная академия: очерк истории [Электронный ресурс] // Духовные школы и духовное просвещение. – Электрон. дан. – СПб.: АКСИОН ЭСТИН: П-2, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD).

2. Голубев С.Т. Древние и новые сказания о начале Киевской академии (к вопросу о том, может ли Киевская Академия в 1899 г. праздновать трехсотлетие своего существования) [Электронный ресурс] // Духовные школы и духовное просвещение. – Электрон. дан. – СПб.: АКСИОН ЭСТИН: П-2, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD).

3. Голубев С.Т. История Киевской Духовной Академии. Выпуск 1: Домогилянский период. [Электронный ресурс] // Духовные школы и духовное просвещение. – Электрон. дан. – СПб.: АКСИОН ЭСТИН: П-2, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD).

4. Аскоченский В.И. Киев с древнейшим его Училищем и Академией. [Электронный ресурс] // Духовные школы и духовное просвещение. – Электрон. дан. – СПб.: АКСИОН ЭСТИН: П-2, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD).


[1] Бурега В.В. Киевская духовная академия: очерк истории [Электронный ресурс] // Духовные школы и духовное просвещение. – Электрон. дан. – СПб.: АКСИОН ЭСТИН: П-2, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD). С. 12.

[2] Бурега В.В. Киевская духовная академия: очерк истории. С. 12.

[3] Голубев С.Т. История Киевской Духовной Академии. Выпуск 1: Домогилянский период. [Электронный ресурс] // Духовные школы и духовное просвещение. – Электрон. дан. – СПб.: АКСИОН ЭСТИН: П-2, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD). С. 11.

[4] Голубев С.Т. Древние и новые сказания о начале Киевской академии (к вопросу о том, может ли Киевская Академия в 1899 г. праздновать трехсотлетие своего существования). С. 88.

[5] Аскоченский В.И. Киев с древнейшим его Училищем и Академией. [Электронный ресурс] // Духовные школы и духовное просвещение. – Электрон. дан. – СПб.: АКСИОН ЭСТИН: П-2, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD). С.82.

 

[6] Голубев С.Т. История Киевской Духовной Академии. Выпуск 1: Домогилянский период. С. 229.

[7] Там же: С. 231.

[8] Голубев С.Т. «Киево-Могилянская коллегия при жизни своего фундатора, Киевского митрополита Петра Могилы». Труды Киевской духовной академии, 1890, №12.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал