Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смотреть на женщину

 

Тот кто желает жениться на какой-нибудь женщине ему разрешается посмотреть на неё без уединения с ней. Джа́ бир сообщил, что Посланник Аллаха (САС) сказал: «Когда кто-нибудь из вас сватает женщину, то если сможет пускай посмотрит на то, что побуждает его к женитьбе на ней». Далее Джабир сказал: «Я просил руки одной женщины и тайком от неё увидел у неё то, что побудило меня к женитьбе на ней». Нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть на неё с её разрешения или без её разрешения, т.к. Пророк (САС) велел нам это в абсолютной форме. Однако не допустимо уединяться с ней. Поскольку Посланник (САС) сказал: «Тот кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть не уединяется с женщиной без её махрама. Поистине третьим из них является Шайтан». Это сообщение о запрете уединения несёт общий характер для всех и человек, который просит руки девушки не является исключением из их числа подобно тому, как имеется исключение для него относительно взгляда. Он может посмотреть, как на её лицо и кисти рук, так и на другие части её тела, т.к. дозволенность смотреть на лицо и кисти рук является общим для всех и выделять в этом свата не имеет смысла. Следовательно исключение касается других частей её тела, а не лица и кистей рук, т.к. Посланник (САС) сказал: «...посмотреть на неё...», что является общим и говорит о дозволенности смотреть на лицо, кисти рук и другие части её тела, с намерением узнать её и желая при этом жениться, чтобы он мог просить её руки.

Также Аллах велел верующим опускать взоры и затем хадис Джабира сообщает о дозволенности того, чтобы сват смотрел на женщину, на которой он желает жениться. Таким образом он является исключением из данного положения.

Говоря о супругах, то им обоим дозволено видеть все части тела друг у друга согласно сообщению Бахз Ибн Хаки́ ма от своего отца и далее от деда, который сказал, что спросил Посланника «о том, от кого мы обязаны скрывать свой аврат, а от кого нет? и он ответил: скрывай свой аврат от всех, кроме как от жены и рабынь, которых ты имеешь».

Мужчине разрешено видеть у женщин, как мусульманок так и не мусульманок, для которых он является махрамом больше, чем лицо и кисти рук. Он может видеть у них те части тела, которые являются местом украшения без ограничения определённых из них, т.к. относительно этого имеется шариатский текст в обобщённой форме. Аллах Всевышний сказал:

 

و ل ا ي ب د ي ن ز ي ن ت ه ن ا ل ا ّ ل ب ع و ل ت ه ن أ و آ ب ا ئ ه ن أ و آ ب ا ء ب ع و ل ت ه ن أ و أ ب ن ا ئ ه ن أ و أ ب ن ا ء ب ع و ل ت ه ن ّ أ و ا خ و ا ن ه ن أ و ب ن ي ا خ و ا ن ه ن أ و ب ن ي ا خ و ا ت ه ن أ و ن س ا ئ ه ن ّ أ و م ا م ل ك ت أ ي م ا ن ه ن ّ أ و ا ل ت ا ب ع ي ن غ ي ر أ و ل ي ا ل أ ر ب ة م ن ا ل ر ج ا ل أ و ا ل ط ف ل ا ل ذ ي ن ل م ي ظ ه ر و ا ع ل ى ع و ر ا ت ا ل ن س ا ء

«И не должны они показывать украшений своих никому, кроме мужей своих или отцов, или отцов их мужей, или сынов их, или сынов мужей своих, или братьев своих, или сынов братьев своих, или сынов сестёр своих, или женщин своих, или тех, кем владеют их правые руки, или бесстрастных слуг мужчин, или детей, которые не понимают женской наготы». (24: 31)

Все перечисленные в аяте люди могут видеть у женщины её волосы, шею, место браслета носимого выше локтя, место украшения в форме кольца носимого на ноге, место ожерелья и другие части её тела, которые считаются местом украшения, т.к. Аллах сказал:

و ل ا ي ب د ي ن ز ي ن ت ه ن ّ

«И не должны они показывать украшений своих». (24: 31)

т.е. места своих украшений лишь как перед теми, кто упомянут в Коране, т.к. они могут видеть те части её тела, которые видны у неё в обычной одежде, носимой в доме. Аш-Ша́ фиъи передал в своём Му́ снаде (название его книги) от За́ йнаб дочери Абу́ Са́ лама: (что А́ сма жена Зубайра кормила её грудью и Зайнаб сказала: «Я считала Зуба́ йра отцом. Иногда он заходил ко мне когда я расчёсывала свои волосы и беря меня за голову, говорил: «Подойди ко мне»). Передаётся, что Абу Суфья́ н придя в Мадину для обновления худайбийского договора, зашёл к своей дочери У́ мму Хаби́ ба, которая была женой Посланника Аллаха (САС). Когда он вошёл в дом, дочь убрала постель Посланника (САС), чтобы он не сел на неё, но сама не закрылась от него. Сообщив о случившемся Посланнику (САС), он утвердил правильность её поступка и не велел ей закрываться при нём, т.к. он являлся её махрамом хотя в то время он ещё был язычником.

Если мужчина не является махрамом, женихом или мужем для женщины, то в таком случае следует знать, что если есть необходимость видеть, то ему разрешается смотреть только на тот орган, который требует такую необходимость и нельзя смотреть на остальные части её тела кроме лица и кистей рук без различия в том, будет смотреть мужчина на женщину или женщина на мужчину когда имеется необходимость. Примером людей, которым шариат разрешил смотреть на орган и для них имеется такая необходимость, могут быть врач, медсестра, следователь и прочие лица, для которых имеется необходимость смотреть на какой-либо орган из аврата. Передаётся, «что когда Пророк (САС) назначил Са́ ъда правителем в Бану́ Къура́ йза (еврейское племя, проживавшее вблизи от Мади́ ны), он велел посмотреть на места их половых органов». От Усма́ на передано, что к нему привели мальчика, который совершил воровство, и он сказал: (посмотрите на место его полового органа и они увидели, что у мальчика ещё не выросли в этом месте волосы и что он не стриг их).Эти действия были для определения их возраста зрелости, чтобы можно было судить о их наказании. О том, что сделал Усман знали сподвижники Пророка (САС) и никто из них не опроверг дозволенность этого действия.

В случае когда нет упомянутой необходимости и мужчина, не являющийся махрамом не относится к той категории мужчин, которые не испытывают потребность в женщине, то ему дозволено видеть лицо и кисти рук женщины и запрещено видеть все остальные части её тела. Аиша сообщила, что Асма дочь Абу Бакра вошла в дом Посланника Аллаха в тонкой одежде и он отвернувшись от неё сказал: «О Асма! Когда женщина достигает возраста, при котором начинает иметь менструальные циклы, у неё могут быть видны только лицо и кисти рук». В Коране Аллах исключил лицо и кисти рук из запрета на то, чтобы женщина открывала места украшения своего тела. Аллах сказал:

و ل ا ي ب د ي ن ز ي ن ت ه ن ا ل ا ّ م ا ظ ه ر م ن ه ا

«И не должны они показывать украшений своих». (24: 31)

Ибн Абба́ с в комментарии этого аята сказал: «Лицо и кисти рук». Запрещение того, чтобы женщина показывала украшение говорит о запрещении показывать аврат и естественно указывает на запрещённость смотреть на него. Исключение лица и кистей рук из того, что ей запрещено показывать означает дозволенность смотреть на них. Чужой мужчина имеет право видеть у чужой для себя женщины её лицо и кисти рук таким образом, которое даёт ему возможность точно распознать её, чтобы к примеру он мог свидетельствовать против неё, если в этом будет необходимость или обратиться к ней, если имеет с ней торговые отношения, или убедиться в её личности когда даёт ей взаймы либо возвращает ей долг, или принимает её за другую женщину и т.д. Также и женщина может видеть у мужчины то, что не является его авратом согласно сообщению, переданному от Аишы, в котором она сказала: «Посланник Аллаха (САС) прикрывал меня своей одеждой, а я смотрела на играющих в мечети эфиопов». Однажды Пророк (САС) завершив праздничную проповедь, прошёл с Биля́ лом к женщинам и сказав речь в их адрес велел им давать милостыню. Это ясно показывает утверждение Посланником (САС) дозволенности того, чтобы женщины смотрели на мужчин. На дозволенность видеть ту часть тела, которая не является авратом указывает то, что Аиша смотрела на играющих эфиопов и видела у них всё, что было видно у них кроме аврата. Это видение не было ограниченным, а было абсолютным. Также Амр Ибн Шуа́ йба передал от своего отца и далее от деда, который сообщил, что Посланник (САС) сказал: «Когда кто-либо из вас женит своего слугу, раба или работника, пускай не смотрит на то, что ниже её пупа и выше колена, т.к. это является авратом». Значение данного хадиса указывает на дозволенность видеть то, что не является авратом. Эта дозволенность имеет общую форму, касается мужчины и женщины. Что касается сообщения от Умму Са́ лама, которая сказала: «Однажды я сидела с Ха́ фсой около Пророка (САС) и в это время Ибн Умму Макту́ м попросил разрешения войти в дом и Пророк (САС) сказал нам: «Закройтесь от него», а я сказала Посланнику (САС): Он слеп и не видит. На что он ответил: «Разве вы слепы и не видите его», то этот хадис выведен Абу Даву́ дом и другими по сообщению Набха́ на, по поводу которого Ан-Наса́ и сказал: Мы не знаем рассказчиков от Набхана кроме Аз-Зу́ хри. Ибн Абд Аль-Барр сказал: Набхан не известен и о нём известно лишь сообщение этого хадиса по передачи Аз-Зухри. Хадис по сообщению от неизвестного является слабым и не приводится в качестве доказательства. Что касается сообщения от Джари́ р Ибн Абдуллаха: «Я спросил Посланника Аллаха (САС) о неожиданном взгляде и он велел мне отклонять взор» и сообщения от Али́ да будет доволен им Аллах: Посланник Аллаха (САС) сказал мне: «Не посылай взгляд вслед за взглядом. Поистине ты вправе сделать первый взгляд, но не вправе сделать второй», то это относится к взгляду мужчины на женщину, а не женщины на мужчину. В первом из этих двух хадисов имеется ввиду смотреть на иные части тела нежели лицо и кисти рук, т.к. смотреть на них разрешено, а во втором имеется ввиду запрет на повторение взгляда, которое способствует возбуждению, а не запрет на простой взгляд.

Что касается следующих слов Аллаха:

ق ل ل ل م ؤ م ن ي ن ي غ ض و ا م ن أ ب ص ا ر ه م

«Скажи верующим, чтобы опускали они взор свой». (24: 30),

то в них говорится о обязательности опускать взоры от запретного и ограничиваться в этом только дозволенным и не имеется ввиду абсолютное отклонение взора. Поскольку шариат пояснил, что мужчины могут видеть волосы, груди, стопы и голени тех женщин, для которых они являются махрамами, а у чужой женщины можно видеть только лицо и кисти рук.

Из этого становится ясным, что мужчина и женщина могут видеть друг у друга без намерения страсти и желания то, что не является авратом. Авратом мужчины считается часть его тела от пупа до колена, а авратом женщины является всё её тело кроме лица и кистей рук. Её шея, волосы и даже один её волос, любая часть её головы, всё это считается авратом, который необходимо закрывать. Доказательством этому служат следующие слова Аллаха:

و ل ا ي ب د ي ن ز ي ن ت ه ن ا ل ا ّ م ا ظ ه ر م ن ه ا

«И пусть не показывают украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи». (24: 31)

То, что может быть открытым у женщины – это лицо и кисти рук, т.к. именно эти части тела были видны у мусульманок перед Посланником Аллаха (САС) и он был согласен с этим. Именно они были видны у них при совершении обрядов хаджа и совершении намаза, и были обычно видны у них в эпоху Посланника (САС), т.е. во время ниспослания вышеприведённого аята. Также доказательством на то, что авратом женщины является всё её тело кроме лица и кистей рук, служат следующие слова Посланника (САС): «Женщина является авратом», «Когда женщина достигает возраста при котором начинает иметь месячные, она может показывать только лицо и то, что ниже этого (при этом он сжал свою руку ниже локтя другой рукой и оставил, между кистью сжатой руки и обхватом, часть руки размером в такой же обхват)» и его слова (САС) Асме, дочери Абу́ Ба́ кра, «О А́ сма, поистине если женщина достигает возраста, при котором начинает иметь месячные, у неё могут быть видны только лицо и кисти руки». Эти доказательства ясно говорят о том, что всё тело женщины, кроме лица и кистей рук, является авратом и что она должна закрывать свой аврат, т.е. всё своё тело кроме лица и кистей рук.

Относительно того чем должна женщина закрывать своё тело, то шариат не установил для этого определённую одежду и ограничился такими словами как, «чтобы у неё не было видно», т.е. аврат, «пусть они не показывают», «ей нельзя показывать», «нельзя, чтобы у неё было видно». Поэтому любая одежда, закрывающая всё её тело кроме лица и кистей рук считается по шариату закрывающей, какой бы формы она ни была. Следовательно длинное платье, штаны, юбка и носки являются закрывающими. Любая одежда, которая скрывает аврат, считается по шариату закрывающей аврат, несмотря на вид, форму и количество кусков одежды.

Однако относительно одежды шариатом определено то условие, чтобы она скрывала кожу так, чтобы из под одежды не был виден цвет кожи. Если одежда не является таковой, то она не считается закрывающей аврат. Если одежда тонка так, что через неё виден цвет кожи, то эта одежда не пригодна для скрытия аврата и с такой одеждой аврат считается открытым, т.к. закрытие аврата по шариату завершается лишь с скрытием кожи и с скрытием её цвета. Доказательством того, что шариат обязал скрывать кожу так, чтобы невозможно было распознать цвет кожи, служит рассказ А́ ишы да будет доволен ею Аллах, которая сказала, что Асма, дочь Абу Бакра, вошла к Посланнику Аллаха (САС) в тонкой одежде и он отвернувшись от неё сказал ей: «О Асма, когда женщина достигает возраста, при котором начинает иметь месячные, у неё могут быть видны только лицо и кисти рук». Пророк (САС) посчитал тонкую одежду не достаточной для закрытия аврата и посчитал аврат этой женщины открытым. Поэтому отвернувшись от неё, он велел ей закрыться, т.е. надеть одежду, закрывающую аврат. Также доказательством этому служит то, что сообщается в хадисе Усамы. А именно то, что когда Посланник (САС) спросил Усаму о египетском полотне и тот ответил, что отдал это полотно одевать своей жене, Посланник (САС) сказал ему: «Скажи ей, чтобы она надевала под это полотно нижнюю одежду. Я опасаюсь того, что оно будет показывать объём её костей». Египетское полотно – это тонкая одежда и поэтому когда Посланник (САС) узнал, что Усама одел его на свою жену, он велел ему, чтобы она надела под это полотно одежду, чтобы через полотно не показывалась её кожа. Он сказал ему: «Скажи ей, чтобы она надела под это полотно нижнюю одежду», а затем объяснил это следующими словами: «Я опасаюсь того, что оно будет показывать объём её костей», имеется ввиду то, как стекло показывает то, что находится за ним, т.е. он говорит, что опасается того, что из под этого полотна будет видна её кожа, т.к. слово «показывать», которое имеется в хадисе – это арабское «та́ сифу» от слова «васф» и означает описывать в смысле показывать, передавать то, что находится под ним, как видно то, что находится за стеклом если смотреть на стекло. «Васф» бывает лишь показыванием и выявлением, и это слово не означает «придавать форму». Поэтому Посланник (САС) сказал «тасифу» и не сказал «туша́ ккиль» (придавать форму), т.е. он сказал я опасаюсь, что это полотно будет показывать находящийся за ним объём её костей, что означает цвет её кожи, а не её форму. Следовательно эти два хадиса являются явным доказательством тому, что шариат поставил относительно одежды, закрывающей аврат то условие, чтобы она скрывала кожу и чтобы не было видно то, что под одеждой. Поэтому женщина должна закрывать свой аврат именно такой одеждой, а не тонкой, которая показывает то, что находится за её одеждой.

Эта тема скрытия аврата и её нельзя путать с одеждой женщины в общественной жизни и с таба́ рруж женщины некоторыми одеждами. Если имеется какая-то одежда, которая закрывает аврат, то это ещё не означает, что женщина может одеть её, выходя в общественное место, т.к. для общественной жизни существует определённая одежда, установленная шариатом и в этом случае не достаточно только то, чтобы одежда закрывала аврат. К примеру хотя штаны и закрывают аврат, но их нельзя носить в общественных местах. Если женщина нарушает веление шариата и одевает иную одежду нежели ту, которую определил шариат, то совершает грех, т.к. оставляет одну из обязанностей. Поэтому нельзя путать эти две темы друг с другом. Таким же образом нельзя путать тему скрытия аврата с темой табарруж. То, что штаны скрывают аврат – если не являются тонкими – это не означает, что женщина может носить их перед чужими мужчинами, находясь в положении, при котором показываются её красоты и её украшение. Поскольку хотя в этом случае её аврат закрыт, однако она мутабаррижа (в положении табарруж), а табарруж запрещён шариатом. Если у женщины закрыт аврат, это ещё не означает, что то чем она закрыла аврат не делает её мутаба́ ррижа. Поэтому тема скрытия аврата и тема табарруж являются отдельными друг от друга темами.

Относительно одеяния женщины для общественной жизни, шариат обязал женщине одежду, которую она должна надевать сверх своих обычных одежд когда выходит в какое-либо общественное место. Эту одежду (покрывало, подобное платью) она должна опускать до низу, закрывая свои ступни. Если у неё нет такой одежды, то она занимает её у своей соседки, подруги или родственницы. Если она не смогла занять или никто ей не одолжил эту одежду, то ей нельзя выходить без неё, а если выйдет без этой одежды, которую она должна надевать сверх своей обычной одежды, то совершит грех, т.к. оставит обязанность, определённую ей Аллахом. Это относительно нижней одежды для женщин. Что касается верхней одежды, то у женщины должен быть платок или тому подобное, что полностью закрывает голову и шею и закрывает разрез платья на груди. Когда у неё имеются эти две одежды, она может выходить из своего дома в общественные места. В ином случае она никоим образом не имеет права выходить в общественную жизнь, т.к. приказ одевать эти две одежды сообщён в общей форме и остаётся общим во всех положениях потому что для этого приказа абсолютно не имеется исключения.

Доказательством обязательности этих двух одежд для общественной жизни являются слова Аллаха (относительно верхней одежды):

 

و ل ا ي ب د ي ن ز ي ن ت ه ن ا ل ا ّ م ا ظ ه ر م ن ه ا و ل ي ض ر ب ن ب خ م ر ه ن ّ ع ل ى ج ي و ب ه ن

«И пусть не показывают украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи. И пусть накрывают они платками грудь свою». (24: 31)

и слова Аллаха (относительно нижней одежды):

ي ا أ ي ه ا ا ل ن ب ي ّ ق ل ل أ ز و ا ج ك و ب ن ا ت ك و ن س ا ء ا ل م ؤ م ن ي ن ي د ن ي ن ع ل ي ه ن م ن ج ل ا ب ي ب ه ن

«О Пророк, скажи жёнам твоим и дочерям, и жёнам верующих надевать на себя покрывала». (33: 59),

а также то, что передано от Умму Ута́ йя, которая сказала: «Посланник Аллаха (САС) велел нам в двух праздниках (розговенья и жертвоприношения) выводить молодых девушек и тех девушек, которых скрывают от посторонних взоров, а также тех женщин, которые в это время имеют месячные. Эти женщины, имеющие месячные, не совершают намаз, присутствуют на празднике и слушают призыв мусульман. Я сказала Посланнику (САС), что у одной из нас нет покрывала и он сказал: «Пусть её сестра даст ей из своих покрывал». Эти доказательства явно указывают на одежду женщины в общественной жизни. В вышеприведённых двух аятах Аллах полностью и подробно описал эту одежду, которую обязал для женщины носить в общественной жизни. Относительно её верхней одежды Аллах сказал:

و ل ي ض ر ب ن ب خ م ر ه ن ع ل ى ج ي و ب ه ن

«И пусть накрывают они платками грудь свою» (24: 31),

т.е. пусть они обворачивают свои головные уборы на шеи и груди, закрывая их. А относительно её нижней одежды Он сказал:

ي د ن ي ن ع ل ي ه ن م ن ج ل ا ب ي ب ه ن

«Пусть накрывают на себя покрывала» (33: 59),

т.е. пусть они спускают на себя свои покрывала до низу перед тем как выйти из дома. О общем виде этой одежды женщины для общественной жизни Аллах сказал:

و ل ا ي ب د ي ن ز ي ن ت ه ن ا ل ا م ا ظ ه ر م ن ه ا

«И пусть не показывают своих украшений, кроме тех, которые видны снаружи» (24: 31),

т.е. пусть не показывают свои части тела, являющиеся местами украшения, как уши, руки, голени и т.д. кроме того, что было видно у них в общественной жизни когда был ниспослан этот аят, т.е. во время Посланника (САС), а это – лицо и кисти рук. Посредством этого подробного описания становится совершенно понятным то, как должна выглядеть одежда женщины в общественной жизни. Хадис Умму Утайи ясно объяснил обязательность наличия у женщины той одежды, которую она должна одевать поверх своих одежд при выходе из дома. Когда Умму Утайя сказала Посланнику (САС): «У одной из нас нет покрывала» он ответил ей: «Пусть её сестра даст ей из своих покрывал», т.е. когда она сказала Посланнику (САС), что у одной из них нет покрывала, которое следует надеть поверх обычных одежд, чтобы выйти из дома, он велел, чтобы её сестра одолжила ей из своих покрывал. Смысл этого в том, что если ей не одолжили эту одежду, то ей нельзя выходить и это является къари́ ной10 на то, что приказ в этом хадисе указывает на обязательность, т.е. женщине необходимо надевать покрывало поверх своих других одежд когда она хочет выйти из дома, а если она не надела это покрывало, то ей нельзя выходить.

Относительно покрывала имеется то условие, чтобы оно было опущено до низу и закрывало ступни ног, т.к. в аяте Всевышний Аллах говорит:

ي د ن ي ن ع ل ي ه ن م ن ج ل ا ب ي ب ه ن

«Пусть надевают на себя покрывала» (33: 59),

т.е. отпускают свои покрывала до низу. В этом аяте частица «мин» служит для пояснения, а не для выделения части. От Ибн Умара передано, что он сказал следующее: «Посланник Аллаха (САС) сказал: «Тот, кто горделиво волочит свою одежду по земле, не будет в Судный день удостоен взгляда Аллаха». В это время У́ мму Са́ лама спросила: «Что делать женщинам со своими подолами?» Посланник (САС) ответил: «Пусть опускают на пядь». Тогда Умму Салама сказала: «В таком случае их ступни будут открыты» и Посланник (САС) сказал: «Пускай опускают на локть и ни больше»». Это ясно говорит о том, что покрывало, которое женщина надевает поверх других своих одежд должно быть опущено до низу и закрывать ступни. Если ступни закрыты чулками, носками или обувью, то это не заменяет обязательности опускать покрывало до низу и не может указывать на то, что покрывало опущено до обязательной длины. В подобном случае, т.е. когда ступни закрыты носками и так далее, нет необходимости закрывать их, т.к. они закрыты, а то, что является необходимым – это опускать покрывало до низу в явном виде, который показывает, что это обязательная одежда женщины для общественной жизни и в нём исполняются вышеприведённые слова Аллаха «Пусть надевают на себя свои покрывала», т.е. опускают их до низу.

Из этого становится понятным, что у женщины должна быть свободная одежда, которую ей необходимо надевать поверх других своих одежд для выхода в ней из дома. Если же у неё нет этой одежды и она желает выйти из дома, то её сестра, т.е. любая мусульманка должна одолжить ей из своих подобных одежд. В случае если она не находит того, кто бы одолжил ей такую одежду, то она не может выходить из дома до тех пор, пока не найдёт эту одежду. А если она выходит в других одеждах, не надев свободную, опущенную до низу одежду, то совершает грех – даже если у неё будет закрыт весь аврат – т.к. свободная, опущенная до низу до ступней ног одежда является обязательной. В таком положении она нарушает обязанность, грешит перед Аллахом и наказывается со стороны государства.

Остались два вопроса из числа тех вопросов, которые касаются видения женщиной мужчину и мужчиной женщину. Первый из этих вопросов – это присутствие чужих мужчин в домах с дозволения жителей этих домов и видение ими женщин в их обычных одеждах с видением у них больше лица и кистей рук. Второй вопрос – это присутствие не мусульманок и даже мусульманок в общественных местах с открытыми частями тела больше лица и кистей рук. Эта два реальных вопроса и беда, которая исходит от них происходит со всеми мусульманами. Поэтому необходимо разъяснить закон Аллаха относительно этих двух вопросов.

Что касается первого вопроса, то имеются такие случаи когда братья или родственники живут вместе друг с другом в одном доме со своими жёнами, которые предстают перед ними в своих домашних одеждах и у них видны их волосы, шеи, руки, голени и другие части их тела, которые обычно видны у женщины в её домашней одежде. В результате на женщину смотрят братья её мужа или его родственники не махрамы, подобно тому, как смотрят на неё её брат, отец и другие её махрамы, хотя брат её мужа является для неё чужим, как любой другой чужой мужчина. Также бывает, что родственники не являющиеся из степени запретного родства навещают друг друга. Они дают приветствие женщинам и сидят вместе с ними в положении, при котором женщины находятся в своих домашних одеждах и у них видны их волосы, шеи, руки, голени и т.д. В итоге они обращаются друг с другом как махрамы. Эта проблема общераспространённая и ею пострадало большинство мусульман особенно в городах и многие думают, что это положение является дозволенным. Закон относительно этого является таковым, что Аллах абсолютно запретил смотреть на женщину или наслаждаться ею. Затем Он выделил право наслаждения для мужей, а украшение, т.е. смотреть, для двенадцати категорий мужчин. Лицо и кисти рук женщины исключены из общего запрета для всех мужчин, а наслаждение, т.е. сладострастный взгляд, безусловно запрещён кроме как для мужа. Простой взгляд на лицо и кисти рук женщины является абсолютно дозволенным, а взгляд на больше чем лицо и кисти рук абсолютно запрещён кроме как для махрамов, которых упомянул Аллах.

Таков закон шариата относительно общественной жизни, как сообщается об этом в шариатских текстах. Что касается личной жизни, то законодатель разрешил женщине открывать больше чем лицо и кисти рук из числа тех частей её тела, которые видны у неё когда она занимается своими делами в доме. Всевышний Аллах сказал:

ي ا أ ي ه ا ا ل ذ ي ن آ م ن و ا ل ي س ت أ ذ ن ك م ا ل ذ ي ن م ل ك ت أ ي م ا ن ك م و ا ل ذ ي ن ل م ي ب ل غ و ا ا ل ح ل م م ن ك م ث ل ا ث م ر ا ت م ن ق ب ل ص ل ا ة ا ل ف ج ر و ح ي ن ت ض ع و ن ث ي ا ب ك م م ن ا ل ظ ه ي ر ة و م ن ب ع د ص ل ا ة ا ل ع ش ا ء ث ل ا ث ع و ر ا ت ل ك م ل ي س ع ل ي ك م و ل ا ع ل ي ه م ج ن ا ح ب ع د ه ن ط و ا ف و ن ع ل ي ك م ب ع ض ك م ع ل ى ب ع ض ك ذ ل ك ي ب ي ن ا ل ل ه ل ك م ا ل آ ي ا ت و ا ل ل ه ع ل ي م ح ك ي م

«О вы, кто веруете, пусть те, кем владеют ваши правые руки, и те, кто не достигли зрелости, просят у вас позволения трижды: перед утренней молитвы, когда снимаете вы одежды в полдень, и после молитвы ночной». (24: 58)

Аллах велел детям мужского пола, не достигшим половой зрелости и рабам не входить к женщине в этих трёх случаях, после чего разрешил им входить в остальное время, т.к. далее Он сказал:

 

ث ل ا ث ع و ر ا ت ل ك م ل ي س ع ل ي ك م و ل ا ع ل ي ه م ج ن ا ح ب ع د ه ن ط و ا ف و ن ع ل ي ك م

«Три аврата для вас: кроме этого нет греха ни на вас, ни на них – одни из вас ходят (прислуживая) другим». (24: 58)

Это ясно говорит о том, что в иных положениях за исключением трёх упомянутых, мальчики и слуги женщин могут входить к женщинам без спроса, т.е. в положении когда они находятся в своих домашних одеждах. Из этого понимается, что женщина у себя в доме может жить в своих обыденных одеждах и может показываться в них перед мальчиками и своими рабами. Согласно этому, женщина без сомнения может находиться у себя в доме в упомянутом виде и она абсолютно не совершает при этом греха. В таком виде её могут видеть мальчики и её рабы и в этом нет для неё ничего греховного. Она не обязана закрываться от них и они не нуждаются в разрешении, чтобы войти. Слуги, которые работают в доме, в этом отношении подобны рабам – хотя и являются чужими мужчинами – т.к. приведённый выше аят мотивировал (таъли́ л11) дозволенность вхождения раба без спроса тем, что они часто ходят вокруг них. Он сказал:

ط و ا ف و ن ع ل ي ك م ب ع ض ك م ع ل ى ب ع ض

«Одни из вас ходят (прислуживая) другим» (24: 58),

т.е. потому, что они часто и многократно ходят вокруг вас. Этот и́ ллят12, имеющийся в отношении раба, имеется в отношении слуги и в каждом, кто подобен им. Поэтому в личной жизни женщина не обязана закрывать те части своего тела, которые обычно бывают видны у неё при работе в доме за исключением когда она бывает обнажённой или почти в таком виде, т.е. за исключением трёх упомянутых времён.

Остальные кроме мальчиков, рабов и слуг, которые исключены Аллахом в этом положении, то Аллах объяснил их закон в личной жизни когда потребовал от них спрашивать разрешение. Всевышний сказал:

ي ا ا ي ه ا ا ل ذ ي ن آ م ن و ا ل ا ت د خ ل و ا ب ي و ت ا ً غ ي ر ب ي و ت ك م ح ت ى ت س ت أ ن س و ا و ت س ل م و ا ع ل ى أ ه ل ه ا

«О вы, кто веруете, не входите ни в какие дома, кроме своих, пока не попросили вы позволения и не приветствовали обитающих там». (24: 27)

Причина ниспослания этого аята заключалась в следующем: Одна женщина из Ансаров сказала: «О Посланник Аллаха! Как мне быть? Я бываю у себя в доме в таком положении, в котором не желала бы, чтобы меня кто-нибудь видел, ни отец и ни ребёнок, и вдруг ко мне заходит отец и так продолжается, что ко мне в таком положении заходит кто-нибудь из мужчин моей семьи» и после этого был ниспослан этот аят о необходимости спрашивать разрешение. Если связать эту причину ниспослания с смыслом аята, то это указывает на то, что вопрос относительно личной жизни не является вопросом скрытия и не скрытия аврата, а является вопросом положения таба́ ззуль13, в котором бывает женщина в доме. В этом положении табаззуль, женщине не приказано не быть в таком положении и не приказано закрываться, а приказано мужчинам спрашивать разрешение и в этом особом положении нет разницы между махрамами и не махрамами, между женщинами и мужчинами. Отец и чужой мужчина, мужчина и женщина, все они одинаковы в этом за исключением детей, рабов и слуг. Согласно этому жизнь мужчины со своей женой в доме где есть другой мужчина или женщины, имеет один закон относительно брата и отца, чужого и махрама, одинаково, т.е. женщина спокойно может показываться в личной жизни, а мужчина должен спрашивать разрешение, если хочет войти не в свою комнату в доме.

Что касается видения женщины мужчиной в этом положении, то это другое и оно связанно с смотрением, без различия, происходит оно в личной или в другой жизни. Аллах запретил не махрамам смотреть больше чем на лицо и кисти рук и разрешил это махрамам, а также приказал опускать взоры от того, что превышает лицо и кисти рук. Говоря о запрете взгляда на больше чем лицо и кисти рук, то это очевидно. А что касается опускания взора от того, что превышает лицо и кисти рук, то это является явным в словах Всевышнего:

ق ل ل ل م ؤ م ن ي ن ي غ ض و ا م ن أ ب ص ا ر ه م

«Скажи верующим, чтобы опускали они взор свой». (24: 30)

Здесь имеется ввиду опускание взора от того, что превышает лицо и кисти рук, т.к. смотреть на лицо и кисти рук является дозволенным действием. В Бухари сообщается «Саид Ибн Абу Хасан сказал Хасану, что женщины не арабов открывают свои груди и головы, на что тот ответил: «Отводи взор»». В хадисе запрещающем сидеть на дорогах говорится «опускать взор», т.е. на улице женщины могут быть с открытыми частями тела больше чем лицо и кисти рук и поэтому вы должны опускать взоры, а не говориться о том, чтобы не смотреть вообще. Когда Аллах запретил взгляд, Он запретил его на то, что превышает лицо и кисти рук. Он сказал:

ي غ ض و ا م ن أ ب ص ا ر ه م

«Пускай опускают взор свой». (24: 30)

В этом аяте частица «мин» служит для выделения части, т.е. чтобы они опускали часть своих взоров, что означает дозволенность отведённого взора, который является обычным взором и не имеется здесь ввиду.

Поэтому мужчина может жить со своими родственниками и в этом равны махрамы и не махрамы, т.е. отец, брат, двоюродный брат и т.д. Женщина может показываться в своих домашних одеждах перед тем, кто живёт в одном доме с её мужем или её братом, а мужчина, который живёт в этом доме должен опускать свой взор, т.е. он может видеть её обычным, внезапным взглядом в её домашних одеждах за исключением трёх положений, т.е. за исключением того обстоятельства когда она находится в трёх вышеупомянутых положениях.

Это относится к тем, кто живут в одном доме. Что же касается тех, кто заходят в дом не являясь его жильцами, то все они, родственники и не родственники, махрамы и не махрамы, без исключения, должны спрашивать разрешение. Если человек, который пришёл в дом является махрамом, то женщина не закрывается от него, т.к. махрамы могут видеть украшение, т.е. аврат. Если же человек, вошедший в дом не является махрамом, то женщина должна закрывать от него своё украшение, т.к. перед ним у неё могут быть видны только лицо и кисти рук. Если она не закрывается и продолжает находиться в своей обычной одежде, то совершает грех, а мужчина при этом должен только опускать взоры. Разница между посетителем извне дома и между человеком проживающем в доме заключается в том, что человек проживающий в доме не обязан спрашивать разрешение, чтобы войти в дом, т.к. это его дом и женщина тоже не обязана закрываться, т.к. она в своей личной жизни. А что касается человека не проживающего в доме, то требование Аллаха от него того, чтобы он спрашивал разрешение, говорит о том, что она не должна быть в своей обычной одежде за исключением, если человек является её махрамом, т.е. говорит о требовании закрываться согласно причине ниспослания аята. Следовательно если кто-нибудь входит к ней, то должен обязательно спрашивать разрешение, без разницы, является он для неё махрамом или нет, а требование спрашивать разрешение говорит о том, что она должна закрываться от не махрамов.

Что касается второго вопроса, то с того времени, как западная культура распространилась в странах мусульман и начала править над нами системами куфра, женщины не мусульманки стали ходить подобно обнажённым: с открытыми грудями и спинами, с открытыми волосами, руками и ногами. Некоторые мусульманки стали подражать им и выходить на улицы в таком же виде так, что мужчина уже не мог различить мусульманку от не мусульманки в общественном месте. Мужчины мусульмане, которые живут в этих городах не могут сами по себе устранить это зло и не могут жить в этих городах не видя эти авраты, т.к. сущность их жизни неизбежно приводит к тому, что мужчина видит аврат женщины и ни один мужчина не может предохранить себя от видения авратов женщин, как бы он ни старался этого делать за исключением того положения, если он будет сидеть в своём доме и не выходить из него, что является для него абсолютно не возможным, т.к. он нуждается в установлении с людьми отношений, необходимых для его жизни. Он не может устанавливать эти отношения не видя при этом эти авраты, а запрещённость смотреть на них очевидна в Коране и Сунне. Что ему остаётся делать? Выход из этой проблемы заключается в двух положениях:

Первое – внезапный взгляд и это то, что человек видит по дороге. В этом случае ему прощается первый взгляд и он не должен повторить взгляд второй раз согласно сообщению, переданному от Джарир Ибн Абдулла, который сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (САС) о внезапном взгляде и он велел мне отклонять взор». От Али да будет доволен им Аллах сообщается: Посланник Аллаха (САС) сказал мне: «Не посылай взгляд вслед за взглядом. Поистине ты можешь сделать первый взгляд, но не вправе сделать второй».

Второе – это разговаривать с женщиной, у которой открыта голова, руки и то, что уже обычно бывает открытым у них. Здесь необходимо отводить от неё взор согласно тому, что передал Абу Давуд: «Фазл, сын Аббаса, сидел верхом на верблюде с Пророком (САС) когда пришла Хасаъмийя и стала спрашивать у Пророка (САС) разъяснения на свой вопрос. В это время Фазл начал смотреть на неё, а она смотрела на него и Посланник Аллаха (САС) отвернул его лицо от неё». Всевышний Аллах сказал:

ق ل ل ل م ؤ م ن ي ن ي غ ض و ا م ن أ ب ص ا ر ه م و ي ح ف ظ و ا ف ر و ج ه م

«Скажи верующим, чтобы опускали они взор свой и сдерживали плотские страсти». (24: 30)

Решение этой проблемы заключается в том, чтобы мужчина опускал свой взор, продолжая свою работу, которой он занимается, как к примеру если он ведёт с женщиной необходимый разговор или садится в транспорт и т.д. Эти надобности являются для мужчины из числа необходимых потребностей общественной жизни и он не может обойтись без них и не может устранить открытие авратов. Следовательно он должен опускать взор, руководствуясь текстом аята и кроме этого ему больше ничего не разрешено абсолютно.

Здесь не уместно будет сказать: Это повсеместное явление и сложно предостеречь себя от этого. Это правило вообще противоречит шариату, т.к. запретное не становится разрешённым если это запретное будет повсеместным явлением и также разрешённое не становится запретным если оно будет повсеместным явлением. Неправильно будет сказать, что эти женщины являются женщинами неверными и следовательно с ними уместно взаимодействие как с рабынями и их аврат – это аврат рабыни. Неправильно будет так говорить, т.к. хадис является общим для всех женщин и в нём не сказано только о мусульманке. Посланник (САС) сказал: «О Асма, когда женщина достигает возраста, при котором она начинает иметь месячные, то у неё могут быть видны только лицо и кисти рук». Этот хадис запрещает смотреть на женщину, будь она мусульманкой или не мусульманкой. Этот хадис является общим во всех положениях и это положение, о котором шла речь тоже относится к ним. Будет неверно делать къия́ с14 между не мусульманкой и рабыней потому что здесь нет основания для къияса.

Поэтому те, кто приходят не в свои дома, в которых находятся женщины не являющиеся для них махрамами, не должны смотреть больше чем на лица и кисти рук этих женщин. А также те, кто живут в городах и вынуждены погружаться в общество или иметь взаимоотношение с женщинами, у которых открыты авраты, должны опускать свои взоры и ограничиваться тем размером, в котором они вынужденно нуждаются.

Это относительно взгляда, а что касается рукопожатия, то это является дозволенным действием. Мужчина может здороваться за руку с женщиной и женщина с мужчиной без всякой преграды между ними согласно тому, что сообщается в Сахих Аль-Бухари от Умму Утайя, которая сказала следующее: «Мы дали байат Пророку (САС) и он сказал нам, чтобы мы не придавали Аллаху сотоварища и запретил нам оплакивать мёртвого, а одна женщина из нас забрала свою руку». Общеизвестно, что байат проходил путём рукопожатия. То что одна женщина забрала свою руку, означает, что она забрала руку после того, как протянула её и что она вскоре даст байат рукопожатием. Смысл слов «одна женщина из нас забрала свою руку» указывает на то, что другие женщины не забрали свои руки и дали байат рукопожатием. Также Аллах сказал:

 

أ و ل ا م س ت م ا ل ن س ا ء

«Или вы прикасались к женщинам». (4: 43)

Этот аят в своём общем выражении относительно всех женщин означает, что соприкосновение нарушает омовение. При этом ограниченность закона нарушением омовения от соприкосновения с женщинами указывает на то, что не запрещено дотрагиваться их без страсти и также не запрещено здороваться с ними за руку. Кроме того рука женщины не является авратом и не запрещено смотреть на её руку без страсти и не запрещено здороваться с ней за руку.

Всё вышесказанное отличается от поцелуя. Мужчине запрещено целовать чужую для него женщину и женщине запрещено целовать чужого для неё мужчину, т.к. этот поцелуй является из преддверия прелюбодеяния. Особенность подобного поцелуя такова, что он обычно бывает из преддверия прелюбодеяния, даже, если он происходит без страсти и даже, если он не привёл к прелюбодеянию, т.к. слова Посланника (САС) сказанные Маизу – когда тот пришёл к нему прося, чтобы Пророк (САС) очистил его из-за того, что он совершил прелюбодеяние – «Может ты поцеловал...», указывают на то, что подобный поцелуй является из преддверия прелюбодеяния. Аяты и хадисы, которые запрещают прелюбодеяние, включают в себе запрет всех предпосылок прелюбодеяния, даже если это будет соприкосновение, в случае если оно имеет особенность быть предпосылкой к прелюбодеянию, как если мужчина желает женщину или соблазняет её, страстно целует или обнимает её и тому подобное, как это происходит между некоторыми безнравственными юношами и девушками. Этот поцелуй запрещён, даже, если случается в результате приветствия человека, вернувшегося от куда либо, поскольку особенностью подобного поцелуя между юношами и девушками является то, что он из предпосылок прелюбодеяния.

 


10 къари́ на – шариатское доказательство, указывающее на то, что приказ, имеющийся в шариатских текстах, указывает на обязательность (фард) исполнения того, что в нём требуется исполнить или указывает на запрет (харам) его исполнения, если в приказе имеется обратное. Если къарина отсутствует, то приказ указывает на желательное исполнение, если в нём требуется исполнение или указывает на нежелательное исполнение, если в нём требуется неисполнение.

11 таъли́ л – мотивировка закона (см. иллят).

12 и́ ллят – вещь, из-за которой существует закон. Говоря иначе – это положение, побуждающее к закону, т.е. к изданию закона, а не к его исполнению и образованию. Отсюда является необходимым, чтобы иллят была описанием уместным, т.е. описанием разъяснительным.

13 таба́ ззуль – находиться в нескромном виде одежды.

14 къияс – В терминологии науке о основах мусульманского права, къияс означает относить закон о какой-то вещи к другой вещи из-за того, что они имеют один и тот же общий мотив.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выводы. (Выступления учащихся) | Личная история советского телезрителя
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал