Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МОДА — периодическая смена образцов культуры и массового поведения.






АССИМИЛЯЦИЯ — процесс взаимодействия культур, в результате которого члены одной этнич. группы полностью перенимают особенности другой, растворяются в чужой культуре.

 

10. ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – исторически сложившаяся способность человека к пониманию и оценке прекрасного и безобразного в художественном творчестве.

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ (социально-культурная) — полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отд. элементов зап. культуры.

12. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР— особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений

13. ГАРМОНИЯ (греч. Harmonia – связь, стройность, соразмерность) – органическая слаженность, соразмерность частей в составе целого. Мера и гармония – одни из главных идеалов античной культуры.

14. ГЕНИЙ — филос -эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (17 -18 вв.) на основе древних представлении о “гении” — “духе” (греч., букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума.

15. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика) - 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

16. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - качество изменений в культуре, которое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

17. ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ - пространственное распространение культурных достижений одних о -в в другие. Возникнув в одном обществе, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих др. о -в. Диффузионизм – теоретическое направление в культурологии, в рамках которого решающее значение придается распространению культуры географически.

18. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации.

19. ЗНАК - материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение.

20. ЗНАЧЕНИЕ - один из осн. элементов культуры, наряду с обычае -нормой, ценностью и смыслом; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков.

21. ИДЕАЛ (франц.ideal – образец) – понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека; совершенный образец какого -либо явления, объекта, события.

22. ИДЕНТИЧНОСТЬ— психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.).

23. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ— процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

24. ИННОВАЦИИ— механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.

25. ИНТЕГРАЦИЯ культурная— состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование.

26. ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ— непосредственное усмотрение истины без участия рассудка или разума, имеет в процессе худож. творчества и восприятия исключит, значение.

27. ИСКУССТВО - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Искусство является составляющей художественной культуры. Если художественная культура является всеобщей и универсальной сферой культуры, то искусство – область наиболее выдающихся достижений, идеалов и образцов художественного освоения мира.

28. ИСКУССТВОЗНАНИЕ, искусствоведение — совокупность наук о всех видах худож. творчества, их месте в общей сфере человеч. культуры.

29. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ— классификация культур по типу и определение места конкр. культуры в культурно истор. процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы..

30. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ— наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

31. КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ (от лат. — сообщение, передача; communicare — делать общим, связывать) - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования.

32. КОНТРКУЛЬТУРА — понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критич. отношение к совр. культуре и отвержение ее как “культуры отцов”.

33. КОНФИГУРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — категория, с позиций которой своеобразие той или иной конкретно -истор. локальной культуры рассматривается не столько в ракурсе уникальности к -л. ее черт, сколько в плане неповторимой композиции составляющих ее элементов, паттернов, форм и т.п., среди которых могут встречаться черты и уникальные, и достаточно распространенные в других культурах.

34. КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно -физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве К.д. выступают те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально -психол. деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п.

35. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ — проблема, исследованию которой в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции.

36. КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА — специфич. проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла.

37. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — становление культуры вообще (одновременно с антропогенезом), а также один из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций.

38. КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфич. функцию и модальность человеч. бытия.

39. МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ (от лат. - край)— понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности групп и отд. личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с разл. культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из которых они не интегрированы полностью.

40. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т.п.

41. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ— совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения (сравнительно-исторический, герменевтический, феноменологический и др.)

МОДА — периодическая смена образцов культуры и массового поведения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал