![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный прогресс и регресс. Аномия.
Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения. Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития. Существуют сферы, к которым не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология. Существует понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу. Аноми́ я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ - — отрицательная приставка, ν ό μ ο ς — закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). 1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения; 2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения; 3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.
|