Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Саксонское ЗерцалоСтр 1 из 4Следующая ⇒
Средневековая Германия
В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г.) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности: «Названье примет пусть оно «Зерцало саксов» от того, Что право в нем дано, И чтоб его правдиво отражало, Как образ женщины зерцало»[1]. Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.
Сборник состоит из 2ух крупных разделов: 1) Земского права (Ландрехта, 3 книги) 2) Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)). ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении. Свободные делились на: - благородных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом, - и неблагородных. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории: 1) шеффенские люди (участвовали в суде епископа), 2) чиншевики (заседали в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства) 3) и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).
+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38): - наёмные бойцы (судебный поединок), - дети наёмных бойцов, - актеры, - все незаконнорожденные, - осужденные за кражу / грабеж, - откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.
Несвободные люди делились на: - крепостных - и зависимых людей (холопов), которые: ▪ несли денежные повинности, ▪ платили чинш, ▪ пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита. Самый желаемый статус — статус свободы. Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.
Кроме того, Земское право регулировало нормы: - государственного, - имущественного, - семейного, - наследственного, - уголовного права, - уголовного процесса, которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия.
В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской власти, трактующемся в духе концепции двух мечей: «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный < меч>, императору — светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается»[2].
ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений: - порядок получения, держания и утраты ленов, - обсуждает виды ленов, в том числе городских, - и особенности ленного быта и нравов.
|