Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Период абсолютной монархии.
Правление Генриха IV Бурбона (1594 — 1610 гг.) было периодом дальнейшего укрепления абсолютизма. Перед королем стояла задача ликвидации тяжелых последствий длительных религиозных войн, которые нанесли колоссальный урон национальной экономике и привели к истреблению значительной знати населения страны. Абсолютизм был нужен дворянству, так как защищал его права и привилегии. Не менее нужен он был и буржуазии, еще слишком слабой для того, чтобы претендовать на захват власти, и видевшей в лице короля защиту своих интересов от аристократической феодальной анархии. Большую популярность получила книга Жана Бодзена " Государство", вышедшая еще в 1576 г. и отстаивающая теорию абсолютизма. Генрих IV потребовал покорности от Парламента; в церковных делах он не терпел вмешательства папы. Крупных феодалов оппозиции король предпочел подкупать, назначав им громадные пенсии. В необходимых случаях он применял и силу; так в 1602 г. были казнены участники заговора герцога Бирона. Правительство Генриха IV уделяло большое внимание восстановлению и развитию экономики. Были сокращены государственные расходы, понижены прямые налоги на крестьян, отменены недоимки за прошлые годы. В области развития промышленного производства проводилась протекционистская политика: появилось значительное количество крупных привилегированных мануфактур, получивших название королевских. Правительство заботилось об улучшении дорог, о строительстве каналов; учреждало заморские компании (так, в начале XVII в. основывается французская Ост-Индская компания); поощряло деятельность французских предпринимателей в Северной Америке, повышало тарифы на ввозные изделия. В 1499 г. был запрещен вывоз сырья — шелка и шерсти. Все это отражало интересы буржуазии. В стране восстанавливались внутренние экономические связи; усилился процесс становления общефранцузского национального рынка, прерванный гражданскими войнами. При Генрихе IV Генеральные Штаты не созывались; он предпочитал им созываемые по специальным вопросам совещания нотаблей. Усилился процесс бюрократизации административного аппарата; чиновники заняли ведущее место в королевском совете. Во внешней политике правительство Генриха IV стремилось к ослаблению исконных врагов Франции — Испании и австрийских Габабургов и поддерживало немецких протестантских князей. 14 мая 1610 г. Генрих IV был убит фанатиком-католиком Равальяком. Королем становится девятилетний сын убитого Людовика XIII; опекуншей и регентшей стала его мать Мария Медичи, которая тратила огромные деньги на фаворитов. Началось расхищения королевской казны знатью. В этих условиях 15 октября 1414 г. созываются Генеральные Штаты, которые показали свое полное бессилие этого учреждения, обусловленное разнью сословий. Окончательное укрепление королевского абсолютизма во Франции осуществлялось при первом министре Людовика XIII, кардинале Ришелье, который говорил: " Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства". Свою политическую программу Ришелье осуществил полностью. Была уничтожена политическая независимость гугенотов, за которыми согласно " Эдикту милости" 1629 г. сохранялось лишь право на исповедание протестантской религии". Правительство Ришелье жестоко подавляло любое выступление принцев и вельмож; были срыты укрепленные замки, воспрещены дуэли. Но привилегии дворян по отношению к третьему сословию и сеньориальные права в отношении крестьян по прежнему сохранялись. Королевский совет стал центром управления; в его состав входили только чиновники.
Ришелье создал прочную систему местного управления, находящуюся под строгим контролем центра. Не отменяя прежней пестроты территориального деления, он ввел наряду с ним новое деление на 34 округа, получившие название интендантских. В каждый из таких округов направлялись наделенные широкими полномочиями представители центральной власти — " интенданты его величества короля по делам полиции, суда и финансов". Интенданты непосредственно подчинялись первому министру и не ограничивались в своей деятельности вопросами полицейского, судебного и финансового характера, а вмешивались и в другие дела местной администрации. Ришелье вел также борьбу с парламентами. Особенно широкими правами обладал парижский парламент, который утверждал наиболее важные договоры, назначал регента в несовершеннолетие короля, регистрировал нормативные акты короля и имел право доводить до сведения монарха об их противоречиях обычаям страны или ранее изданным законам. Это право называлось правом ремонстрации и парламент широко его использовал. Изданный в 1641 г. эдикт разрешил парламенту представлять ремонстрации только по правительственным актам, касающимся финансов. Важными органами центрального управления были различные советы при короле (совет депеш или внутренних дел, тайный совет, выполнявший функции кассационного суда по гражданским делам; совет финансов). Высшим центральным органом по вопросам внутренней и внешней политики являлся государственный совет. Кроме советов существовали королевские палаты: счетная палата, осуществлявшая финансовый контроль; палата акцизных сборов, которая ведала системой косвенных налогов; палата арсенала вооружения и др. В целях упорядочения управления и разграничения функций были учреждены должности четырех статс-секретарей (министров): по иностранным делам, по делам двора, по военным делам и по морским делам. Наиболее важное значение имел генеральный контролер финансов, ведению которого подлежали самые разнообразные дела (финансы, земледелие, промышленность, торговля, пути сообщения, общественные работы и др.); ему же были подчинены интенданты. Особое положение в системе центрального управления занимал канцлер, который возглавлял юстицию и председательствовал в отсутствие короля в различных советах; он скреплял печатью все королевские указы. По мере роста централизации сокращается число провинциальных штатов, которые могли созываться только королевской властью; они ведали установлением, раскладкой и сбором налогов на местные нужды, заведыванием публичными работами; предоставлением субсидий королевской власти и т. п. Важное место в системе абсолютизма занимала полиция. Устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция. В 1641 г. была основана Французская академия и правительство через нее контролировало интеллектуальную жизнь страны. Возникшая с 1631 г. периодическая печать («Французская газета») была подчинена интересам правительственной политики. Ришелье умер в 1642 г. в разгар 30-летней войны в Германии, в которой Франция участвовала с 1635 г. В 1643 г. умер Людовик XIII. В период царствования Людовика XIV абсолютизм достиг наивысшего развития. При нем система централизации и бюрократизации абсолютического государства получила свое завершение: управление Францией сосредоточилось в руках короля и его чиновников. Король в 1661 г. упразднил должность первого министра, став, как он выразился, сам своим первым министром. Парижский парламент получил предписание короля регистрировать все королевские указы; в 1673 г. король запретил парламенту представлять ремонстрации. Все провинциальные парламенты были подчинены губернаторам и еще более интендантам, являвшимися на местах всесильными представителями королевской власти. Областное и городское самоуправление пришло в полный упадок. Города окончательно утратили свое самоуправление, и муниципалитеты из выборных органов превратились в административные органы, назначаемые из центра. Центральное правительство во второй половине XVII в. состояло из королевских советов (Верховного, Финансового, Депеш и др.) и государственных секретарей, каждый из которых имел свой аппарат чиновников. При Людовике XIV главную роль в решении вопросов играли государственные секретари, лично докладывающие королю о положении дел в стране. На местах все находилось под контролем интендантов: муниципальные и военные дела, религия, образование, торговля, промышленность и земледелие. Особо важное значение получила при Людовике XIV полицейская власть. В 1667 г. была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, в подчинении которого находились как общая полиция, так и политическая полиция с разветвленной системой тайного сыска. В это время стала просматриваться система «приказов в запечатанных конвертах» («летр де каше»), в которых за подписью короля сановникам вручался чистый бланк, в который можно было вписать любое имя и человека сажали в тюрьму и держали там без следствия и суда и без указания срока заключения. И все же в первую половину царствования Людовика XIV, несмотря на колоссальную расточительность двора и короля, хозяйство страны быстро развивалось, освобожденное от смут и феодальной анархии. Большую роль в этом сыграл генеральный контролер финансов Кольбер (1661 — 1683 гг.), проводя политику всемерного поощрения отечественной промышленности, развития торговли, упорядочения финансов. В интересах торговли и промышленности Кольбер уничтожил многие из внутренних таможен, строго следил за состоянием дорог, каналов; способствовал развитию коммерческого и военного флота. После смерти Кольбера начинается преобладание военных интересов, что привело к колоссальному росту расходов. С ним растет налоговое бремя и начинается разорение страны и особенно крестьянства. Основным налогом по-прежнему оставался прямой имущественный на-лог — талья. Духовенство и дворянство были свободны от нее, буржуазия сумела добиться ряда привилегий, уменьшавших размеры платежей, и вся тяжесть этого налога падала на крестьянство. К концу правления Людовика XIV Франция оказалась разоренной. Государственный долг достигал 2, 5 миллиарда франков, т. е. в 16 раз превышал годовой доход страны. В период правления Людовика XV (1715 — 1774 гг.) кризис абсолютизма еще более усилился. Казна была пуста, королевские доходы сокращались; долг был так велик, что правительство с трудом уплачивало проценты. Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил во Франции был возможен лишь при условии глубоких радикальных преобразования. Французский абсолютизм превратился к этому времени в реакционную силу. Все население Франции по-прежнему подразделялось на три сословия, причем первые два — духовенство и дворянство сохраняли все свои старинные привилегии. Буржуазия, крестьянство, все жители городов составляли третье сословие. Большая часть Франции управлялась посредством громоздкого бюрократического аппарата. В условиях бесправия широких масс народа и административно-судебного хаоса в стране царил произвол, о чем, в частности, свидетельствовало широкое распространение упоминавшихся выше «приказов в запечатанных конвертах» («летр де каше»). Посредством «летр де каше» министры, интенданты, придворные фавориты могли по своему усмотрению заключать в тюрьму без следствия и суда нежелательных лиц. Армия рассматривалась наряду с церковью, судом и полицией как важнейшая опора трона. Командные должности в армии могли занимать только потомственные дворяне. Так, по военному регламенту 1781 г. лица, желавшие получить офицерский чин, обязаны были документально доказать свою принадлежность к дворянству в четырех предшествующих поколениях. Сам Людовик XV как-то смирился с упадком абсолютистской монархии, заявляя: «после нас хоть потоп». Следует сказать, что упадок королевского авторитета находил свое выражение в личности Людовика XV, который считался только со своими наслаждениями. На государство и на свою власть он смотрел, как на средство удовлетворения своих прихотей. В 1774 г. королем Франции становится Людовик XVI, который был ленивым, безвольным человеком, мало интерсующимся государственными делами. По выражению Мирабо, «единственным мужчиной» в семье короля была его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционного политического режима. В стране решающую роль играли бездарные ставленники придворной камарильи. Феодальная реакция 70-80 гг. привела к резкому обострению всех противоречий во французском государстве, к мощным народным движениям, к усилению идеологической борьбы5, к сложившейся во Франции в 1787 — 1789 гг. революционной ситуации.
|