Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки судебной власти
Судебная власть в системе разделения властей. В соответствии с теорией разделения властей единая государственная власть подразделяется на 3 самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим разделением создаются государственные органы, которые независимо друг от друга осуществляют возложенные на них функции, однако взаимодействуют между собой в определенных формах, предусмотренных законодательством, например, суды осуществляют контроль в отношении правовых актов органов законодательной и исполнительной властей.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ – эторазновидность государственной власти, осуществляемая самостоятельно независимыми судами при разрешении правовых вопросов и споров путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также при осуществлении иных функций, предусмотренных законодательством.
ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: 1. Это разновидность государственной власти, установленная конституционно (ст.10 Конституции РФ).
2. Исключительность: Судебная власть принадлежит специальным государственным органам – судам, входящим в судебную систему РФ (т.е. судам общей юрисдикции, арбитражным судам, Верховному Суду РФ, конституционным и уставным судам). Судебная власть реализуется в деятельности профессиональных судей, а также присяжных и арбитражных заседателей, т.е. непрофессиональных судей.
3. Самостоятельность и независимость: Внешняя самостоятельность означает, что суды не подчинены какому-либо руководству со стороны органов законодательной и исполнительной властей, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, а также не обязаны ни перед кем отчитываться о своей деятельности. Внутренняя самостоятельность (независимость) судей при осуществлении ими своих полномочий проявляется в отношениях между судьями вышестоящих и нижестоящих судов, между судьями одного и того же суда, между судьями и участниками судебного процесса. Законодательством установлены определенные гарантии судейской независимости, например: уголовная ответственность за вмешательство в деятельность судей, несменяемость и неприкосновенность судей, запрет вышестоящим судам давать указание о применении конкретного закона для разрешения дела нижестоящему суду при отмене судебных актов и т.д. Значительную роль в реализации судейской независимости играют морально-деловые качества самого судьи.
4. Подзаконность судебной власти проявляется в том, что: - все суды организованы только на основании закона; - компетенция судов определяется только законами; - при разрешении дел судьи должны руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами, поэтому если иные нормативные акты им противоречат, то они не должны применяться судьей для разрешения дела.
5. Правоприменительный характер: Суды и судьи в своей деятельности не создают новых норм права, а применяют действующие нормативные акты (законодательство) при рассмотрении дел и вынесении решений по ним.
6. Судебная власть реализуется в 4-х формах судопроизводства: ü конституционное ü гражданское ü административное ü уголовное
7. Полнота судебной власти характеризуется следующими положениями: а) Власть судов распространяется на все сферы общественных отношений, урегулированных правом и на всех субъектов права. б) Вступившие в законную силу судебные акты обязательны для исполнения и не требуют чьего-либо утверждения. в) Полнота власти проявляется при применении судами различных мер государственного принуждения к правонарушителям в зависимости от обстоятельств дела. г) Становление судебной власти в России характеризовалось существенным расширением компетенции судов. Например: * в 1992 г. были созданы арбитражные суды, которые стали рассматривать экономические споры между организациями, а ранее эти споры находились в компетенции несудебных органов государственного и ведомственного арбитража. В это же время начал функционировать Конституционный Суд России, который стал рассматривать споры о конституционности нормативных актов, а ранее эти споры не рассматривались никакими иными органами. * только по решению суда возможно осуществление действий, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров, сообщений (например, прослушивание телефонных переговоров), заключение под стражу подозреваемых и обвиняемых в преступлении и т.д. .
|