Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение общества и государства. Гражданское общество
Соотношение общества и государства имеет специфические черты. Понятия «общество» и «государство» часто отождествляют, но они имеют существенные отличия. Общество – это сложная, динамическая система исторически сложившихся форм совместной деятельности и отношений, возникающих между людьми. В обществе отношения возникают на основании различных явлений и процессов действительности. Общественные отношения тесно взаимосвязаны и объединяются в экономическую, политическую, социально–культурную и иные сферы общественной жизни. Государство – это политическая, территориальная организация власти. Общество возникло намного раньше, чем государство. По своему содержанию понятие «общество» шире, так как государство является составной частью, элементом общества. В общество, кроме государства, также входят различные политические партии, различные общественные организации, которые участвуют в политической жизни общества. Государство играет в обществе главенствующую роль, так как является единственным официальным представителем всего общества и обеспечивает координацию всей общественной жизни. Поэтому государство обладает относительной самостоятельностью от общества. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства. Структура гражданского общества: 1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей; 2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т. д.); 3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, труд, предпринимательство и т. д.); 4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т. д.); 5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т. д.). Гражданское общество – сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи: 1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей; 2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности; 3) активное использование механизма самоуправления; 4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством; 5) свободное формирование общественного мнения; 6) всеобщая информированность и т. д.
37 СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ
Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Основные виды социальных норм: 1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые исторически сложились в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются посредством общественного мнения; 2) религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые отражают определенное мировоззрение и мироощущение, основанная на вере в существование Бога и сверхъестественных сил; 3) корпоративные нормы – это система правил поведения, устанавливаемые определенной корпоративной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий; 4) политические нормы – это совокупность правил поведения общего характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти; 5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами. Также социальные нормы делят на следующие виды: 1) нормы морали; 2) этические нормы; 3) семейные нормы; 4) нормы традиций и привычек; 5) деловые обыкновения; 6) правила этикета. Особенности социальных норм: 1) в качестве предмета регулирования выступают общественные отношения; 2) субъектами социальных норм выступают люди, являющиеся представителями социальной сферы. Технические нормы – это правила поведения, которые регулируют отношение человека к природе и технике и возникают по поводу их наиболее целесообразного использования. Технические нормы обеспечивают целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, технических достижений и орудий труда, так как определяют оптимальные методы, приемы и средства обращения людей с техническими объектами. Особенности технических норм: 1) в качестве предмета регулирования выступают не социальные отношения, а технические; 2) субъектами технических норм выступают не только люди, но и природа, техника. Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, так как некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико–социальными. Технико–социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются не только силой природы, но и правом и государством, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.
38 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Нормы права – это обязательное для всех и формально определенное правило поведения. Нормы морали – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом. Право и мораль объединяют: 1) единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т. д.; 2) нормативно–регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях: а) единый объект регулирования – общественные отношения; б) достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества; в) фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно–политической системы. Различия между ними заключаются в: 1) разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом); 2) характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей); 3) формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей); 4) методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением); 5) требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости). Взаимодействие права и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания. Мораль – нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощряемые правом, поощряются и нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным. Противоречие между правом и моралью может выражаться: 1) в несовпадении интересов общества и государства; 2) в различных методах регулирования; 3) в разнице критериев оценки поведения; 4) в расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства; 5) в неравномерном развитии норм морали и норм права и т. д.
39 ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности. Структура правосознания: 1) правовая идеология – понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву; 2) правовая психология – переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву. Признаки: 1) самостоятельность; 2) взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами; 3) охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей; 4) представление о прошлом, настоящем и будущем права. Виды: 1) в зависимости от глубины отражения правовой действительности: а) обыденное, которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии; б) теоретическое, которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология); в) профессиональное, которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта; 2) в зависимости от субъектов правосознания: а) общественное; б) групповое (классовое); в) индивидуальное. Функции правосознания: 1) познавательная – функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний; 2) оценочная – функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления социальных ценностей; 3) регулятивная – функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях; 4) прогностическая – функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы; 5) информационная – функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей. Формы правосознания: 1) правовой инфантилизм – неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства; 2) правовой идеализм – переоценка возможностей права; 3) правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву; 4) перерожденное правосознание – негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.
40 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права. Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека. Характер правового воспитания системный. Основные элементы правового воспитания: 1) субъекты – государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане; 2) объекты – отдельные личности, социальные и иные группы населения государства; 3) содержание воспитания – передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.; 4) методы воспитания – различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население: а) убеждение; б) принуждение; в) личный пример; г) поощрение; д) наказание и т. д.; 5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы: 1) правовое обучение – передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях; 2) правовая пропаганда – распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.); 3) правовое просвещение; 4) юридическая практика – передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.; 5) самовоспитание – обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений. Виды форм правового воспитания: 1) письменная форма – правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.; 2) устная форма – правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.
|