Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и метод правового регулирования как Основания деления норм права на отрасли
Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли. Требования к предмету правового регулирования: 1) устойчивость; 2) типичность; 3) наличие характера повторяемости событий и действий; 4) способность воспринимать правовые требования; 5) возможность правового контроля со стороны государства и общества; 6) заинтересованность государства в правовом регулировании. Структура предмета правового регулирования: 1) субъекты общественных отношений; 2) содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов); 3) объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей; 4) социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства. Метод правового регулирования – совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения. Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования: 1) общее взаимоположение субъектов; 2) порядок возникновения прав и обязанностей; 3) степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений; 4) способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений. Виды методов правового регулирования: 1) императивный, который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений; 2) диспозитивный, предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом; 3) метод дозволений, обязываний и запретов, который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений; 4) субординационный, который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих; 5) поощрительный, который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера; 6) метод автономии и равенства сторон, подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений; 7) рекомендательный, направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов; 8) иные методы правового регулирования.
|