Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление о психологических структурах.






Структура – один из важнейших конструктов ряда психологических парадигм. Важнейшие результаты исследований структур – описание их строения в терминах элементов (компонентов) и отношений между ними; представление об их уровневой организации, иерархии уровней; об отношениях морфизма между скрытыми структурами и внешним выражением этих структур (поведением) [Сегал; Сенокосов1970]. Структуралистскими психологическими теориями являются - психоанализ З. Фрейда, достижения различных гештальтпсихологических парадигм, генетической психологии Ж. Пиаже, психолингвистической концепции Н. Хомского. Понятие структура применимо к множеству предметов психологического исследования. Это множество содержит, например, структуру субъективного опыта [Артемьева, 1980; 1999], компоненты которой фиксируют отношение субъекта к миру; структуру индивидуального опыта [Александров, Греченко 1997; Швырков 1995], компоненты которого представлены группами нейронов, специализированными относительно определенных поведенческих актов; структуру ментального опыта [Холодная, 2002]; различные варианты структуры интеллекта, например, Ч. Спирмена, К Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кэттелла [Дружинин, 1995; Солсо, 1996; Холодная, 2002], компоненты которых – факторы, выделенные специализированными вычислительными приемами.

Наиболее общее, формальное определение структуры: «произвольное множество с определенными на нем отношениями» [Бурбаки, 1965]. При описании организации структур сформулирован принцип иерархического строения, в основе которого лежит вертикальная соподчиненность элементов и приоритет целей более высоких уровней работы [Месарович, 1973].

Рассмотрение психологических структур в развитии позволяет ввести понятие компонентов. Например, в когнитивной психологии свойствами компонентов обладает базовое понятие «схема». Схема обеспечивает фиксацию и воспроизведение материала [Величковский], у Ж. Пиаже - компонентом является стадия развития.

Я.А.Пономарев [1983] пишет, что компоненты психологических структур представляют фиксированные модели взаимодействий. Наиболее важными характеристиками компонентов структур, и структур как целостных образований являются:

- компоненты формируются как фиксированные модели взаимодействия индивида с предметными областями

-компоненты, как модели взаимодействия, обладают свойствами предметной отнесенности и субъективного отношения к миру (всем множеством предметных областей, во взаимодействие с которыми вступал индивид)

-целостная структура фиксирует уникальную историю взаимодействия индивида с миром

-компоненты структуры обладают общностью происхождения, что является одним из оснований ее целостности

-ранее совершенные взаимодействия могут воспроизводиться в результате актуализации компонентов, представляющих модели этих взаимодействий [Александров, 2006]

Свойствами психологических структур являются:

-Активность. Переход компонента из состояния «покоя» в активное, обозначается термином актуализация [Александров, Греченко, Гаврилов, 1997]. Понятие актуализации используется для описания динамики схем в процессе формирования и использования прошлого опыта. Для обозначения всего разнообразия активности в психологию было введено понятие «опыт». Понятие «структура опыта» в применении к психологическим структурам подчеркивает аспект фиксации многообразий взаимодействия индивида с окружением, которые были совершены в индивидуальной истории к настоящему моменту. П.К. Анохин был одним из первых, кто связал понятие опыта памяти и активности мозга [Анохин, 1975].

-Обобщенность, является важнейшим свойством психологической структуры, которое фиксирует способ взаимодействия индивида с предметной областью. У. Найссер замечает: «Схемы, обеспечивающие прием информации и направляющие дальнейший ее поиск, не являются зрительными, слуховыми или тактильными – они носят обобщенный перцептивный характер» [Найссер, 1981].

Основа СЭП, теория функциональных систем П.К. Анохина. Системой он называет «комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов, на получение фокусированного полезного результата [П.К. Анохин, 1975].

С позиции СЭП, который тесно связан с концепцией взаимодействия/ развития, сформулированной Я.А. Пономаревым [Пономарев, 1983], психологическая структура формируется в результате фиксации моделей реализованных взаимодействий, где процессы взаимодействия и развития неразрывно связаны [Александров, 2006]. Предметом научного анализа в концепции Я.А. Пономарева является взаимодействующая целостная система, которая состоит не из частей, а из компонентов и отношений между ними, которые их связывают, при этом сама система может рассматриваться как компонент, выделенный для анализа из более сложноорганизованной системы [Я. А. Пономарев, 1983]. Принцип взаимодействия/ развития так сформулирован Пономаревым: «развитие – способ существования системы взаимодействующих систем, связанный с образованием качественно… структур… за счет развивающегося эффекта взаимодействия» [Пономарев, 1983 с.14].

Структура – новообразование, с одной стороны фиксирует модель взаимодействия, а, с другой – является основанием для последующих взаимодействий [И.О. Александров, Н.Е. Максимова, А.Г. Горкин, 2008]. Теория функциональных систем была создана П.К.Анохиным на основе физиологических факторов, вскрывших качественную специфичность процессов интеграции различных физиологических процессов в одно целое – функциональную систему целостного поведения [Швырков, 1995]. В рамках СЭП поведение рассматривается как процесс взаимодействия с предметной областью; оно реализуется как последовательность поведенческих актов, т.е. целостных циклов взаимодействия, необходимыми характеристиками которых являются результаты и способы их достижения, а так же обстановка, в которой эти взаимодействия осуществимы. Носителями моделей взаимодействия являются группы нейронов со сходной поведенческой специализацией. Компоненты психологической структуры знания (СИЗ) фиксируют информационные модели циклов взаимодействий с предметной областью. Н. Е Максимовой и И.О. Александровым были получены результаты, которые показывают, что в организации структуры знания, фиксируются все стороны взаимодействия индивида с миром – свойства собственно предметной области, важные стороны межиндивидуальных отношений, индивидуальные характеристики. Специфика СЭП, по сравнению с классической теорией функциональных систем состоит в разработке представлений о специализации нейронов относительно этапов взаимоотношений индивида с миром. Были проведены эксперименты, в которых нейрональная активность регистрировалась в реальном поведении, зарегистрированы 4 характеристики нейрональной активности, а именно:

-специализация нейронов;

-распределенность нейронов одинаковой специализации по разным структурам и наличие в одной структуре нейронов различной специализации;

-формирование определенных специализаций нейронов в обучении [Швырков, 1995].

С позиций СЭП, требуется, чтобы любое явление выделялось для анализа в соответствии с объективным, эволюционным критерием, которым является – этап изменения организации материи, реализацией генетической программы. Анализ эволюционного процесса с системных позиций позволяет выделить некоторые общие системно-эволюционные принципы:

-системы высшего порядка сложности образуются путем иерархического объединения систем предыдущего уровня,

-функциональные системы образуют не иерархию, а историю, отодвигая вглубь прасистемы,

-устойчивость систем определяется их функциональным разнообразием, и естественному отбору подвергается не признаки, структуры или функции, а разнообразные соотношения систем со средой, так как именно они оказываются адаптивными или разрушительными для системы в целом [Швырков и др., 1995].

Психологические структуры формируются в процессе межиндивидуального взаимодействия, следовательно, с позиции СЭП, необходимыми компонентами психологического взаимодействия являются, с одной стороны, индивиды, входящие в определенную социальную общность, а, с другой, предметная область. Структура предметной области включает множество объектов, их соотношения, набор артефактов и правил, которые определяют ролевую структуру социальной общности, последовательности и особенности циклов взаимодействия. Предполагается, что между психологическими структурами взаимодействующих индивидов и структурой предметной области существуют отношения гомоморфизма [Н.Е. Максимова, И.О. Александров].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал