Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест 10






Тест 1

 

КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк!

В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело пере­званивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

Благодать в лесу!

На опушке старый Камень-валун хвалится:

- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

- Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы.

- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!

- Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят!

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка — я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою... Какая же без меня весна?!

- Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушай­те его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

- Ещё бы не я! Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес — вот вам и весна... Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе...

Не успела Сосулька договорить. «Кап» — и умолкла.

Почему?

А потому, что Солнышко за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла.

Молчат.

И сразу стало ясно, кто весну-то делает.

(По Э. Шиму)

1. О каком времени года говорится в рассказе? __________________________

Приведи доказательства из текста._______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Где происходит действие, описанное автором? Запиши ответ._____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Между кем завязался спор? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

В 1. Расположи перечисленные пункты так, чтобы получился план к данному тексту.

А.Как Ручей делает весну.

Б. Настоящий весенний денёк.

В. Рассказ Сосульки.

Г. Как хвалится Камень-валун.

 

Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.

       
       

В 2. Кто на самом деле весну делает? Приведи доказательства из текста. ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Соотнеси слова с их значением.

Бормочут металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.

 

Бубенчики болтун.

 

Пустомеля говорят тихо, быстро и невнятно.

С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.

Кто делает весну Как это происходит
Камень  
Ручей  
Сосулька  
Солнце  

С 2. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.

Самое интересное Почему интересное
   

 

Тест 2

 

ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ

Псевдоним — вымышленное имя, заменяющее собой настоя­щее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким об­разом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в стар­ших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.

Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои по­вести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски оз­начает — дозорный, храбрый и бдительный воин.

31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский — сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занес­ло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам хо­дил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у ме­ня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.

Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псев­доним, главное, чтобы он был необидным.

1. Что такое псевдоним? Запиши ответ._________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.

3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.

____________________________________________________________________________________________

6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

В 1. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2. Соотнеси слова с их значением.

Кумир имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте.

 

Тараторить предмет восхищения, поклонения.

 

Прозвище говорить быстро, не останавливаясь.

 

С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.

 

Писатели, о которых говорится в тексте Их псевдонимы
1.  
2.  
3.  

С 2. Как псевдоним Гайдар отражал основные идеи произведений писателя? Докажи письменно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 3. Как Корней Чуковский стал писать сказки? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

С 4. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.

 

Самое интересное Почему интересное
   

Тест 3

 

СИНИЦА — ПРИМЕР БЛАГОДАРНОСТИ

Когда тучи плотно заволакивают небо и идёт сильный дождь, когда снежная буря обрушивается на землю, звонкое пение ма­ленькой синицы можно слышать сквозь шум и завывание ветра. Кажется, что маленькая птичка с какой-то необыкновенной лёгкостью переносит самую тяжелую непогоду, поражая своим жиз­нерадостным пением всех, кому довелось её слышать.

Пение синицы в зимнюю непогоду своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. В хо­лодное зимнее ненастье, когда другие птицы ищут тёплое укрытие, маленькие синички оглашают всю округу звонким радостным ще­бетом. Птицы как бы благодарят жизнь за то, что она дана им, и восхваляют её. Возможно, что это необычное качество — пение во время ненастья — служит причиной сравнительного долголетия синиц. Они переживают своих пернатых собратьев: продолжитель­ность их жизни достигает девяти лет.

Поскольку птенцы синицы отличаются прекрасным аппетитом, родителям приходится постоянно искать для них корм. Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только нахо­дят пропитание — устраивают оживлённый гомон. Этим они по­дают сигнал другим синицам в округе принять участие в пирше­стве.

Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек — благо­дарности. Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю пес­ню на весеннюю, их щебет становится пронзительным и закан­чивается продолжительным свистом. По-разному благодарят си­нички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.

Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых пти­чек, должны всегда помнить о том, что её следует проявлять во­время. Скажем же синичкам спасибо за живой пример благодар­ности.

(По материалам Американского института передового обучения)

 

1. Почему пение синицы зимой можно считать подвигом? Найди в тексте и подчеркни ответ.

 

2. Какова в среднем продолжительность жизни синичек?

 

3. Что, по мнению автора, является причиной долголетия сини­чек? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Почему синицы не делают запасов пищи на зиму? Подчеркни ответ в тексте.

 

5. За что синички благодарят мать-природу своим пением? Найди ответ в тексте и запиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Чему автор предлагает поучиться у синичек? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

7. Какой должна быть искренняя благодарность, обращённая к ко­му-либо? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В 1. Восстанови план текста (запиши номера частей).

№ _____Почему синицы не делают запасов на зиму.

№ _____Пение в снежную бурю.

№ _____За что люди могут быть благодарны синичкам.

№ _____Разнообразное пение синичек.

№ _____Пение в непогоду — подвиг синички.

В 2. Соотнеси слова с их значением.

Долголетие звонкое шумное пение птиц.

 

Гомон плохая погода.

 

Ненастье большая продолжительность жизни.

 

С 1. Сравни зимнее и весеннее пение синичек. Заполни таблицу, используя текст.

 

  Зимнее пение  
  Весеннее пение  

С 2. Понравился ли тебе рассказ? Чем именно? Запиши своё мне­ние.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 3. Подчеркни главную мысль рассказа.

А. Надо быть благодарным ко всему, что происходит в жизни.

Б. Только у синичек в природе можно научиться благодарности.

В. Синички благодарны природе за всё, что она им даёт.

 

 

Тест 4

МОРСКАЯ ВЫДРА

Из всех животных, обитающих в холодных северных морях, у одно­го лишь калана (морская выдра) заведено плавать на спине. Спиной к пучине1, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородного2 кальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.

Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, ес­ли случилась промашка.

Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду — пред­стоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присо­единяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачи­ком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на вол­нах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.

А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто мор­ской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в од­ну, другую сторону — всё равно в какую, лишь бы скорость раз­вить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул3, воз­можность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.

В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обите­ли, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яр­кого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной ла­пой — так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние — главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно по­могает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен на­ибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, це­нимое на вес золота, равносильно смертному приговору.

Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, — как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?

{По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)

[1] Пучина — водоворот, морская бездна.

2 Дородный — рослый, крупный, полный.

3 Стимул — заинтересованность в совершении чего-нибудь.

 

 

1. Какой способ передвижения по воде отличает калана от других морских животных во время плавания? Укажи ответ.

а) на животе;

б) на спине;

в) боком.

2.Где обитают каланы? Укажи ответ.

а) в тёплых южных морях;

б) в океанах;

в) в холодных северных морях.

 

3. Как долго морская выдра может находиться под водой? Укажи ответ.

а) полчаса;

б) четыре-пять минут;

в) сколько захочет.

4. В какую погоду каланы любят играть? Отметь верный вариант.

а) в солнечную;

б) в штормовую;

в) в тихую.

Объясни свой выбор, опираясь на текст.__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем питаются каланы? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

6. Почему именно обоняние — главный и надежный страж, охра­няющий жизнь калана? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.

В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста пред­ложения, подтверждающие твой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.

Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.

В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.

В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы — забот­ливые матери.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.

Промашка образец, как источник для создания литературного образа.

 

Обитель место, где кто-нибудь живёт, жилище.

 

Прототип оплошность, неудача.

С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.

а) семейство каланов;

б) жизнь каланов;

в) как питаются морские выдры.

С 3. Запиши в таблицу определения понятий.

  Стимул  
  Пучина  
  Дородный  

С 4. Восстанови план текста (запиши номера частей). На пустых строчках запиши свой вариант названия частей.

А №_____ Сказочное существо — калан.

______________________________________________________________________________________

 

Б №_____ Заботливые родители.

______________________________________________________________________________________

 

В № _____ Способ плавания каланов.

______________________________________________________________________________________

 

Г № _____ Что помогает каланам выжить.

______________________________________________________________________________________

 

Д №______ Игры каланов после обеда.

______________________________________________________________________________________

 

Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.

         
         

С 5. Подумай, из какого издания взят этот текст.

а) сказки и легенды;

б) энциклопедия;

в) исторические рассказы;

г) рассказы о морских животных.

 

 

Тест 5

КАК КАКТУСЫ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ ВОДЫ

Любое живое существо, обитающее в пустыне, сталкивается с нехваткой воды. И действительно, если оно не сможет решить этой проблемы, то ему в пустыне не выжить.

Кактусу также требуется вода, но он приспособился соответст­вующим образом переживать долгие периоды отсутствия осадков. В обычных условиях растения расходуют массу воды. Листья за­бирают её из сока и выделяют в воздух.

Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных долго сохранять воду. Большинство кактусов произрастает в засушливых районах, но их можно встретить во влажных тропи­ческих лесах, на травянистых равнинах и на морских побережь­ях. У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду. Кроме того, сами стволы очень толстые и покрыты защитным слоем, что также способствует сохранению воды. Колючки кактуса от­пугивают животных, желающих добраться до влаги. Таким обра­зом, некоторые взрослые кактусы могут обходиться без воды в течение двух лет. Многие кактусы, произрастающие во влажных лесах, сплющили свои стебли до голых, листоподобных плас­тинок.

Кактусы регулярно цветут. Цветы превращаются в плоды, в кото­рых созревают семена. Большинство кактусов очень красивы. При их цветении пустыня приобретает ярко-жёлтый, красный и фиоле­товый оттенок, который придают соцветия, расположенные на I стеблях растений. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого I лепестка может достигать 14 сантиметров.

Существуют более тысячи видов кактусов. Их родина — Южная и Центральная Америка, Мексика и юго-запад Соединенных Шта­тов Америки. Кактусы бывают разные — древовидные, кустарни­ковые, травянистые. Одни похожи на ежа, другие — на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки размером в 1 сантиметр и великаны высотой в 25 метров. Малышки весят несколько грам­мов, а гиганты — тонны.

Сок кактусов используется в медицине. Из стеблей и плодов этих растений изготавливают конфеты и варенье. Некоторые маленькие кактусы разводят в домашних условиях. При их выращивании в гор­шках необходим тщательный дренаж. Кактус необходимо поливать летом каждые четыре дня, а зимой — два раза в месяц. Поливать лучше рано утром кипяченой или отстоявшейся водой комнатной температуры. В холодное время воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растения.

(По материалам популярной энциклопедии для детей «Все обо всем». А. Ликум)

1. В чём состоит природная особенность кактусов? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какая проблема существует для живых существ в пустыне? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

3. Перечисли районы, в которых произрастают кактусы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. К какой группе растений относятся кактусы? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

5. В какой части кактуса сохраняется влага? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какую роль играют колючки кактуса? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В течение скольких лет и за счёт чего кактусы могут обхо­диться без воды? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Сколько видов кактусов существует на планете? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

 

9. Запиши условия, при которых кактусы можно выращивать в домашних условиях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Что приводит к загниванию растения? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

В 1. Укажи предложение, соответствующее тексту.

А.Многие кактусы выращиваются в домашних условиях.

Б. Некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение нескольких лет.

В.У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду.

 

В 2. Докажи, что кактус полезен для человека. Заполни таблицу.

Где используется
Сок кактуса Стебли кактуса
   

 

В 3. Подумай и докажи, что кактус может обходиться без листьев.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 1. Какие виды кактусов встречаются на Земле? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 2. Укажи соответствие между словами и их толкованием.

Избыток задержка, неблагоприятная для чего-либо.

Оттенок верхняя часть стебля со сближенными цветками или листьями.

Застой лишнее количество чего-либо.

Соцветия разновидность одного и того же цвета.

С 3. Восстанови последовательность плана текста.

А _____Цветение кактусов.

Б _____ Использование кактусов.

В _____Разновидности кактусов.

Г _____Приспособление кактусов к жизни без воды.

Д _____Выращивание кактусов в домашних условиях.

Заполни таблицу.

         
         

 

Тест 6

КАК ЛЕСНАЯ УТКА СЛУЖИТ ПРИМЕРОМ ПОСЛУШАНИЯ

Пара лесных уток сооружает в дупле дерева гнездо для будуще­го потомства. Когда гнездо готово, самка начнёт откладывать яй­ца по одному в день, в течение примерно двух недель. Ещё до того, как утята появятся на свет, они учатся узнавать голос мате­ри. Утка-мать «разговаривает» со своими утятами, когда те ещё находятся в яйце, а они пытаются ей отвечать.

В один прекрасный день мать даёт команду, и утята начинают проклёвываться. Через минуту или две весь выводок появляется на свет. Самое удивительное, что утята из яиц, отложенных сам­кой в течение двух недель, вылупляются все одновременно.

Исследования показали, что если утку устранить от высиживания яиц, то малыши после рождения не понимают команд матери и не подчиняются ей. «Разговоры» между уткой и утятами создают осо­бое единство, которое и приводит к одновременному появлению на свет всех утят за столь короткое время. Если бы мать-утка не на­училась, в свою очередь, послушанию у своих родителей, то не смогла бы научить этому будущее потомство.

Через некоторое время утка спускается вниз на землю и предлагает малышам последовать её примеру. Утятам, ещё не умеющим летать, приходится преодолевать страх и прыгать вниз с высоты почти четырнадцати метров. Призыв матери часто при­влекает хищников к тому месту, где находится гнездо. Если утята не будут мгновенно повиноваться зову утки и не последуют за ней к ближайшему озеру, то оставшимся в гнезде грозит голод­ная смерть, или они станут добычей хищника. Безопасность малышей на воде тоже будет зависеть от того, насколько они по­слушны. Когда утята слышат предупреждающий сигнал матери, они должны замереть, пока опасность не минует. Для лесной утки послушание становится вопросом жизни и смерти.

В жизни людей всё тоже происходит по законам природы. Однако дети часто пытаются проявлять излишнюю активность и самостоятельность. Это не всегда приводит к удачному исхо­ду. Если бы человек сохранил в себе природные инстинкты, то был бы более послушен и внимателен к наставлениям и сове­там родителей или учителей, что помогло бы ему и его потом­ству избежать многих неприятных неожиданностей на жизнен­ном пути.

(По материалам Американского института передового обучения)

 

1. Где самка начинает откладывать яйца? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

2. Когда утка-мать начинает «разговаривать» с утятами? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

3. Почему все утята начинают одновременно вылупляться из яиц? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

4. В каком случае утка-мать не смогла бы научить своё потомст­во послушанию? Подчеркни ответ в тексте.

 

5. Почему утятам приходится прыгать за уткой с дерева? Под­черкни правильный ответ.

а) это лесные утки;

б) они не умеют летать;

в) они не умеют слезать с дерева.

6. В каком случае утятам грозит голодная смерть? Найди ответ в тексте и запиши его.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. В чём выражается непослушание детей? Найди ответ в тексте и запиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 1. Восстанови план рассказа. Запиши номера частей.

№ _____Если бы человек слушал советы родителей и учителей.

№ _____Подготовка к появлению утят.

№ _____Послушание для уток — вопрос жизни и смерти.

№ _____Все утята вылупляются по команде.

В 2. Соотнеси слова с их толкованием, пользуясь текстом.

Послушание все вылупившиеся утята.

Потомство подчинение требованиям старших.

Проклёвывание процесс появления птенцов из яиц.

 

С 1. Отметь верное утверждение.

А. Не все утята одновременно появляются на свет.

Б. Все утята появляются на свет в разное время.

В. Все утята одновременно появляются на свет.

С 2. Заполни таблицу, опираясь на текст.

    Послушание  
    Непослушание  

С 3. Почему детям следует слушаться взрослых? Запиши правиль­ный ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тест 7

БАЙКАЛ

Байкал — самое древнее озеро на Земле. У этого озера, не­смотря на более чем почётный возраст — 25 миллионов лет, при­знаков старения нет до сих пор.

Байкал по-бурятски значит «огненное место». Если вы не были на Байкале зимой, то удивитесь: почему огненное место? Ответ прост — сибирский мороз в сочетании с суровыми ветрами об­жигает не только руки и лицо смельчаков, вышедших на лёд озера, кажется, что он проходит насквозь, и пылать начинает всё тело. А если перетерпеть холод и дождаться заката — жёлто- красное зарево, отразившись на зеркальной поверхности озера, напоминает пылающий костёр.

С горящим озером связана масса легенд и загадок, и главная из них — огромный Шаман-камень, непонятно откуда взявшийся прямо в середине истока Ангары. Когда-то именно он преградил доро­гу русским купцам, решившим завоевать эти земли. Они почти до­шли до озера-моря и даже услышали шум волн, но внезапно прямо перед ними вырос камень, настолько огромный, что обойти его бы­ло просто невозможно. Когда купцы смогли выйти на берег моря, то пришли в самый настоящий восторг от мощи Байкала. А каменная глыба так и осталась лежать том в месте, где река вытекает из озера, и зовут её люди Шаманским камнем.

Байкал кристально прозрачен и очень глубок. Максимальная глу­бина — 1682 метра. В озере содержится пятая часть мировых за­пасов пресной воды, пригодной для питья. Эта вода уникальна по своей чистоте. Благодаря деятельности микроорганизмов, одних только разновидностей которых насчитывается около тысячи, со­став воды близок к дистиллированной, то есть очень чистой. Та­кую воду обычно получают для лечебных целей в химической ла­боратории.

По другой версии Байкал — «богатое озеро»: по-тюркски «бай» — богатство, «куль» — озеро.

В Байкале водится более 2600 видов животных и более 100 раз­новидностей растительных организмов, причём многие, вроде ви­зитной карточки озера — омуля, встречаются только здесь. Ещё на Байкале можно увидеть уникальное типичное морское млекопи­тающее — нерпу.

Об этом озере сложено много песен и стихов, поэм и расска­зов. В них звучит большая любовь и почитание. Это внушает ува­жение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.

Если вы захотите совершить путешествие к Байкалу, то можете воспользоваться Кругобайкальской железной дорогой, уникальным сооружением человеческой мысли. Эта дорога построена в начале XX века чуть ли не вручную. На строительство дороги ушло нема­ло сил. Её фактически прогрызали, строя мосты и туннели, коли­чество которых явно превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Этими мостами, туннелями, заброшенными полустаноч­ками, идеально гармонирующими с буйной природой, дорога и интересна.

Поезжайте к жемчужине Земли — Байкалу, и всё это вы сможе­те увидеть сами.

(По материалам популярной энциклопедии для детей «Все обо всем». А. Ликум)

 

1. Почему Байкал называют «огненным местом»? Объясни пись­менно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где находится Шаман-камень? Подчеркни ответ в тексте.

 

Кому по легенде Шаман-камень преградил дорогу? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

4. Почему вода в Байкале близка к дистиллированной? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какая вода называется дистиллированной? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

6. Какие редкие животные водятся в Байкале? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В 1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательно­сти, чтобы получился план к тексту.

А. Путешествие по железной дороге к Байкалу.

Б. Животный и растительный мир Байкала.

В. Байкал — «огненное место».

Г. Легенда о Шаман-камне.

Д. Что выражено в песнях и стихотворениях о Байкале.

Заполни таблицу.

         
         

В 2. Используя текст, докажи, что Байкал является самым круп­ным хранилищем пресной воды.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Соотнеси словосочетания с их значениями.

Уникальные организмы чистая без примесей.

Дистиллированная вода очень гладкая.

Зеркальная поверхность редко встречающиеся.

С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.

Пояснения названия озера Доказательства из текста
   
   


С 2. Докажи, что Кругобайкальская железная дорога является чу­дом человеческой мысли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

С 3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни почему.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тест 8

МОЖНО ЛИ У БЕЛКИ НАУЧИТЬСЯ ПРАВДИВОСТИ?

У каждой белки в лесу обычно есть своя территория, около по­лукилометра в округе. Белка великолепно помнит все тропинки и маршруты как на земле, так и на деревьях. Это позволяет ей пре­красно справляться с ролью лесного дозорного.

У белок необычайно острое зрение, и со своего наблюдательно­го поста высоко над лесом они способны замечать врагов на значительном расстоянии. Чтобы определить точное расстояние, на котором находятся непрошенные гости, белка быстро двигает головой вверх и вниз. Это самый верный способ. Как только белка замечает незваного пришельца, она издаёт звонкие рез­кие звуки, сопровождающиеся топанием и размахиванием хвос­том. Её сигналы слышны на расстоянии 400 метров. Если враг приближается, белка встречает его громкими хрипами и щёлкань­ем. Многие животные в округе прислушиваются к её сигналам, особенно лоси и олени — белка никогда не обманет и вовремя предупредит об опасности.

Врагов у белки много, ей угрожают рыси, норки, ласки, ястре­бы, совы. Эти хищники охотятся и на других мелких животных, При большом количестве врагов белке приходится быть предель­но осторожной. Но она никогда не уклоняется от своих обязанно­стей дозорного. Перед лицом опасности белка проявляет необы­чайную смелость. Зачастую, завидев врага, она сбегает по стволу

дерева навстречу ему, даже если этот враг намного превосходит её по размерам.

Большую часть времени белки проводят в одиночестве, хотя их можно видеть и весело гоняющимися друг за другом. Свою до­зорную службу, как и заготовку орехов, белка осуществляет одна. На протяжении всей жизни каждая белка в среднем собирает до 350 килограммов орехов и шишек. Запасы она прячет в основном на своей территории.

Часть этих запасов белка выкапывает и съедает, а оставшиеся орехи и семена прорастают, пускают корни и становятся в будущем наблюдательными вышками для следующих поколений белок. Надо же, чтобы кто-то из лесных жителей правдиво и своевременно предупреждал обитателей леса об опасности.

(По материалам Американского института передового обучения)

 

1. Как велика территория, на которой обитает белка? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

2. Что делает белка, чтобы определить точное расстояние, на ко­тором находятся непрошенные гости? Запиши ответ.________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

3. Что делает белка при приближении врага? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Почему звери в округе прислушиваются к сигналам белки? За­пиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Кто представляет опасность для белки? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

6. Что обычно запасает белка? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

7. Что происходит с несъеденными запасами белки? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 1. Восстанови план рассказа. Запиши номера частей.

№ _____Запасливая белка.

№ _____Территория белки.

№ _____Смелый зверёк.

№ _____Вышки для будущих белок.

№ _____Белка предупреждает зверей об опасности.

В 2. Установи соответствие между словами и их толкованием.

Дозорный житель данного места.

Пришелец зоркий наблюдатель.

Обитатель незваный, неожиданный гость.

С 1. Почему белку называют лесным дозорным? Подчеркни ответ.

а)хорошо знает свою территорию;

б)первой замечает пришельца и предупреждает об опасно­сти лесных обитателей;

в)не боится врага и сбегает с дерева ему навстречу.

С 2. Заполни таблицу.

Качества белки Доказательство из текста
    Хороший дозорный  
    Смелый зверёк  

С 3. Докажи, что не съеденные белкой запасы не пропадают даром.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тест 9

СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

На берегах Байкала много небольших плоских камней. Под ни­ми живут червячки, жуки, муравьи, куколки. Камни очень удобно переворачивать когтями. Сюда с гор и спустились Медведица с Медвежонком.

К вечеру над Байкалом потянулись длинные облака. Медведица беспокоилась не напрасно. Это шла непогода. Дикие звери не бо­ятся дождя, снега или ветра. Они только укрываются в густых ча­щах леса. Ложатся под толстые наклонившиеся деревья. Можно укрыться среди скал. Там всегда есть укромное место.

Медведица хорошо знала эти горы. Она помнила, что вот за тем лесом есть скалы. Среди скал растут очень колючие кусты ольхи. Там Медвежонок не промокнет, если пойдёт дождь. Все дикие жи­вотные предчувствуют непогоду за много часов. Они не ошибаются. И медведи тоже. Им, наверное, кажется, что воздух становится влажным и он не так пахнет. Надо успеть спрятаться. Медвежонок тоже чувствовал какую-то вялость. Ему уже не хотелось бегать и резвиться. Это потому, что в воздухе падало давление.

Как только они укрылись, с гор поползли чёрные, тяжёлые тучи. Они не летели по воздуху, а ползли прямо по склонам гор, как ки­сель. Вид у них был зловещим. И тут раздался гул. Он становился всё сильнее. Как будто низко летел самолёт. На Байкале все зна­ют, что это ветер. Сарма — самый сильный ветер, дующий с Бай­кальских гор. Он засвистел, завыл в скалах, где укрылись медведи. Стало темно. Медвежонок ничего подобного никогда не слышал. Ему казалось, что мёртвые камни, деревья и корни ожили. Они визжали, стонали, ревели, скулили. Близко растущие деревья били ветвями по скалам. Как будто по лесу ходили огромные страшные звери. Под их ногами хрустели камни. С оглушительным треском ломались деревья. Звери собирались достать Медвежонка! Он прижался к маме. Она легонько положила на него лапу и тихо го- ворила: «Мрр-мрр-мрр». Сквозь навалившийся сон Медвежонок слышал: «Ничего страшного, это ветер. Он скоро кончится».

И ветер кончился, небо постепенно светлело, а затем показа­лось солнышко. Медведи вышли из убежища. Всё было неузнава­емым. Большая старая сосна переломилась. Ветер отбросил её вниз по склону. Корни, вывернув землю, торчали в небо. Всюду валялись зелёные сучья. Со скалы упал огромный камень и ука­тился вниз. Там он поломал молодые деревья.

Снова в лесу было светло и тихо. Но теперь Медведица не по­шла к Байкалу. Она повела Медвежонка выше в горы, туда, откуда прилетел этот страшный ветер. Там, высоко в горах, медведи бу­дут жить всё лето. Там очень сыро, потому что всюду маленькие озерки. Это тающий снег. По берегам озерков много свежей зе­лёной травы, много разных насекомых, много мышей, много бу­рундуков. А в норе у бурундука вкусные кедровые орешки.

(По С. Устинову)

1. Где медведи укрывались во время непогоды? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

2. Как, по мнению автора, медведи определяют, что скоро начнёт­ся дождь? Подчеркни ответ в тексте.

 

3. Что такое сарма? Запиши ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

4. Куда повела Медведица Медвежонка после бури? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему Медведица повела детёныша выше в горы на всё ле­то? Подчеркни ответ в тексте.

В 1. Запиши словосочетания, которые можно составить со словом «Байкал» (используй текст).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.

а) путь медведей в горы;

б) разыгравшаяся непогода;

в) как медведи укрываются от непогоды;

г) предчувствие непогоды животными;

д) картина, представшая перед нами после непогоды.

Заполни таблицу.

         
         

 

С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.

Непогода играть, веселиться, вести себя шумно.

Резвиться жалобно повизгивать, выть.

Скулить плохая погода, ненастье.

 

С 2. Какая картина предстала перед тобой после чтения расска­за? Заполни таблицу, опираясь на текст.

    Во время непогоды  
    После непогоды  

 

С 3. Что показалось тебе наиболее интересным в этом тексте? Заполни таблицу.

Самое интересное Почему интересное
   

 

Тест 10

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГЕРОЙ

10 февраля 1887 года в очень бедной семье Ивана Степановича и Екатерины Семёновны появился шестой ребёнок. Мальчик ро­дился раньше времени и был очень слаб. Никто не мог предполо­жить, что его будущее — в спасении народа от истребления, от воинских лишений, что за свой ратный подвиг и смелость он по­лучит высшие награды России.

Ребёнок был таким крохотным, что помещался в тёплой рука­вичке, в которой родители грели его в печке, когда она немного остывала после топки. Отец вырезал для малыша деревянную кружку. В ней мальчик мог сидеть по горло в тёплой воде и вста­вать, держась руками за края. Родители следили за тем, чтобы он не простыл и не заболел. Через десятки лет потомки легендарно­го героя Гражданской войны начала двадцатого столетия гадали, что за странные вещицы так бережно хранились у него в сундуке. Выяснилось, что это не рукавичка, а первая постель будущего ко­мандира дивизии, и не кружка, а его ванна.

Чапаевы жили бедно в Балаково и в Чебоксарах. Всей семьёй часто ездили они на заработки в другие города, стоящие на великой Волге. Старшие сыновья работали в плотницкой бригаде, вместе с отцом, а мать занималась домашним хозяйством и вос­питывала младших детей. Когда Василий подрос и начал плотни­чать, ему очень понравилось строить жилые дома и деревянные храмы. Трудолюбие, послушание и забота о ближних легли в основу мужского характера будущего героя. Однажды юноша ра­ботал на самой маковке церкви, посмотрел вниз, голова у него закружилась, он сорвался и упал. Однако Василий Чапаев очнулся на жёсткой земле без переломов, ушибов и царапин. Возможно, Бог берёг его для будущих подвигов.

Когда немцы во время Первой мировой войны заняли крепость Перемышль и непрерывно обстреливали позиции русских, Чапаев не поднимал измученных голодом и болезнями людей в бой. По­ложение солдат было очень тяжёлым, полк не имел связи с ос­новными частями русской армии, солдаты мёрзли под осенним дождём. Василий Иванович сам по многу дней пропадал в раз­ведке и однажды, вернувшись, доложил своему командиру, как и когда бойцов можно вывести из окружения. Он узнал, что у нем­цев скоро праздник, им будет не до военных действий. В ближайшую же ночь русские войска бесшумно покинули свои позиции. За спасение полка Василий Чапаев получил высшую на­граду — Георгиевский крест первой степени.

Серебряный крест на Георгиевской ленте воинской славы был учреждён для поощрения храбрости и мужества солдат и офице­ров. Его можно было получить только за конкретный подвиг на поле сражения, при обороне крепостей и на водах. Позже этот знак воинской доблести, храбрости, верности Родине был разде­лён условно на четыре степени. Василий Иванович Чапаев стал полным кавалером Георгиевского креста (имел все четыре степе­ни этой воинской награды XIX века).

Василий Иванович Чапаев стал легендой для следующих по­колений. Его военные подвиги во время Гражданской войны поражали очевидцев, а теперь восхищают историков. Чапаев всегда старался решать боевые задачи с наименьшими потеря­ми для обеих сторон, ведь гражданская война — вражда граж­дан внутри своей страны...

(По материалам журнала «Русский дом», М. Дмитрук)

 

1. Каким по счёту ребёнком в семье был Василий Чапаев? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

2. Как родители выхаживали слабого младенца? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Чем занимался Василий Чапаев вместе с отцом в юности? За­пиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

 

4. Что произошло с Чапаевым во время строительства церкви? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. В чём состоял патриотизм Василия Чапаева? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. За что Чапаев был удостоен первой боевой награды? Запиши ответ, пользуясь текстом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Сколькими степенями знака военного отличия был награждён Василий Иванович Чапаев? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

 

В 1. Восстанови план рассказа (пронумеруй части).

№_____ Историческая рукавичка и кружка.

№ _____Первая награда Василия Чапаева.

№ _____Появление младенца.

№ _____Борьба с наименьшими потерями.

№ _____Становление характера героя.

№ _____Полный Георгиевский кавалер.

В 2. Кто считается полным кавалером Георгиевского креста? Запи­ши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 1. В чём состоял патриотизм Василия Ивановича? Подчеркни правильный ответ.

а) в храбрости и бесстрашии;

б) в том, чтобы сберечь солдат;

в) в героических подвигах.

С 2. Заполни таблицу.

Забота о младенце Доказательства из текста
   
   

С 3. Почему Чапаев хранил в сундуке рукавицу и кружку? Напиши своё мнение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.096 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал