Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ индивидуально-психологических характеристик.
Предполагали, что некоторые из индивидуально-психологических характеристик могут служить маркерами склонности к достижению состояния релаксации в которое вводили испытуемых на 2-ом этапе формирования компетенции в стратегической игре. Поскольку состояние релаксации может проявиться в двигательной активности [С.Гиллиген, 1999; Беккио Ж., Жюслен Ш., 1997; Эриксон М., Росси Э., 2010; Эриксон Э., 2011.], то для проверки приведенной гипотезы оценивали степень соответствия выраженности индивидуально-психологических характеристик и частоты движений мышью в процессе выбора хода – в 1-ой серии (в ординарном состоянии сознания), во 2-ой серии (в состоянии релаксации), и в 3-ей серии (при возвращение в ординарное состояние сознания). Оценивали частоту движения мышью в процессе выбора хода. Рассчитывали отношение количества движения мышью в игре к количеству совершенных ходов для каждой игры. Полученные массивы значений сравнивали при помощи статистических критериев Манна-Уитни и Крускалла-Уоллиса, для трех последовательных серий: до введения в релаксацию, в ЭГ, и после выведения из релаксации. Полагали, что если разбиение выборки испытуемых на группы, проявляющих различную выраженность какой-либо психологической характеристики, будет по-разному выражено изменение двигательной активности в связи с переходом из ординарного состояния в состояние релаксации, то разделение выборки на группы по значениям этой психологической характеристики может служить мерой эффективности процедуры введения в состояние релаксации, причем выраженность соответствующей индивидуально-психологической характеристики может представлять существенную черту психологического портрета человека, склонного к склонности к достижению состояния релаксации, достигаемого при помощи техники ЭГ.
2.1. Оценки по шкале DES. У лиц с низкой выраженностью склонности к диссоциативным состояниям достоверных различий в частоте движений мышью в процессе выбора хода в 1-ой, 2-ой и 3-ей серии не отмечено (см. рис. 1, красная линия, EFF_123 = 1). Оценки достоверности по точному тесту Манна-Уитни: p > 0.437; по тесту Крускалла-Уоллиса: p > 0.548. Для лиц с высокой выраженностью склонности к диссоциации (Рис. 1, зеленая линия, EFF_123b =2) показано достоверное снижение частоты движений мышью в процессе выбора хода в серии с применением процедуры релаксации (точный тест Манна-Уитни, Z= -2.50, P =0.012; тест Крускалла-Уоллиса, df = 1, X2 = 6.26, p = 0.012). Рис. 1. Изменение частоты движений мышью при выборе хода в трех последовательных сериях (по оси абсцисс, 1 – ординарное состояние, 2 – состояние релаксации, 3 – возвращение в ординарное состояние, цифрами указано количество измерений) для групп лиц с низкой склонностью к диссоциативным состояниям (1, красная линия) и высокой склонностью (2, зеленая линия). По оси ординат – частота движений мышью – количество движений, отнесенное к количеству ходов в игре.
При выходе из состояния релаксации (при переходе от 2-ой серии к 3-ей) частота движений мышью не изменяется и к исходному уровню не возвращается (точный тест Манна-Уитни, Z = -0.664, P= 0.510; тест Крускалла-Уоллиса, df =1, X2 =0.44, p = 0.507 2.2. Оценки по тесту Б. Басса. Выборка разбивалась на две группы по каждой из трех шкал теста. Шкалы «направленность на себя», «направленность на общение» и «направленность на дело» не показали связи с изменением двигательной активности при погружении в состояние релаксации. Достоверных изменений частоты движений мыши при введении в состояние релаксации (2 серия) или при выведении из него не вывлено (точный тест Манна-Уитни, p > 0.209; тест Крускалла – Уоллиса, p > 0, 207). 2.3. Оценки по тесту «Локус контроля» (ЛКв). Проводилиразбиение выборки на группы по медианному значению оценок по опроснику. Ни одна из групп (с высокими и низкими значениями оценок по шкале локуса контроля не показала достоверных различий в частоте движений мышью в процессе выбора хода в 1, 2 и 3 сериях (точный тест Манна-Уитни, p > 0.186; тест Крускалла – Уоллиса, p > 0, 184). 2.4. Опросник ДМО. При использовании для разбиения выборки на группы значений шкал опросника для шкал 1, 3, 4, 5, 6, 8 не было выявлено достоверных различий по частоте движений мышью в процессе выбора хода в 1, 2 и 3 сериях (точный тест Манна-Уитни, p > 0.123; тест Крускалла – Уоллиса, p > 0, 193). При разбиении выборки по значениям шкалы 2 ДМО лица с высокими значениями шкалы продемонстрировали достоверное снижение частоты движений мышью при введении в состояние релаксации (точный тест Манна-Уитни, Z= -2.677, p = 0.007; тест Крускалла-Уоллиса, df=1, X2 = 7.168, p = 0.014). Шкала 2 ДМО соответствует «независимо – доминирующему» типу межличностных отношений и сочетается с такими свойствами личности как дистантность, эгоцентричность, высокий уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию. Поведение таких лиц, как правило, не конформное, они с трудом способны подчиняться другим. Мышление, как правило, нестандартное, творческое, но при этом возводится в ранг догмы, игнорируя мнение других.
значениями по шкале 2 ДМО (1, красная линия) и высокой значениями (2, зеленая линия). По оси ординат – частота движений мышью – количество движений, отнесенное к количеству ходов в игре. Частота движений мышью снижается, и остается такой в 3-ей серии.
У лиц с низкими значениями по шкале 7 ДМО частота движений мышью достоверно снижалась при введении в состояние релаксации (точный тест Манна-Уитни, Z= -1.976, p = 0.048; тест Крускалла-Уоллиса, df=1, X2 = 3.906, p = 0.048). Рис. 3. Изменение частоты движений мышью при выборе хода в трех последовательных сериях (по оси абсцисс, 1 – ординарное состояние, 2 – состояние релаксации, 3 – возвращение в ординарное состояние, цифрами указано количество измерений) для групп лиц с низкими значениями по шкале 7 ДМО (1, красная линия) и высокой значениями (2, зеленая линия). По оси ординат – частота движений мышью – количество движений, отнесенное к количеству ходов в игре. Частота движений мышью снижается, и остается такой в 3-ей серии.
Шкала 7 соответствует «сотрудничающему – конвенциональному» типу межличностных отношений. Низкие баллы по этой шкале могут служить показателем скрытности и не откровенности в оценивании себя, а так же не желанием сотрудничать, агрессивностью, сдержанностью в межличностных контактах.
2.5. Тест «Включенные фигуры Уиткина». По медианным значениям оценок, полученных по тесту, выборка разделена на две части – «полезависимых» (со значениями меньше медианы) и «полеНЕзависимых» (со значениями большими или равными медиане). Рис. 4. Изменение частоты движений мышью при выборе хода в трех последовательных сериях (по оси абсцисс, 1 – ординарное состояние, 2 – состояние релаксации, 3 – возвращение в ординарное состояние, цифрами указано количество измерений) для групп лиц с низкими оценками по тесту «Включенные фигуры Уиткина» (полезависимые, 1, красная линия) и высокими оценками (поленезависимые, 2, зеленаялиния).Частота движений мышью снижается, и остается такой в 3-ей серии.
У «полезависимых» испытуемых при введении в состояние релаксации частота движений мышью достоверно снижается – см. рис. 4 (точный тест Манна-Уитни, Z= -2.509, p = 0.012; тест Крускалла-Уоллиса, df=1, X2 = 6.294, p = 0.012), в то время как у «полеНЕзависимых» изменения частоты движений мышью не отмечено (точный тест Манна-Уитни, Z= -0.199, p = 0.844; тест Крускалла-Уоллиса, df=1, X2 = 0.040, p = 0.842). При высоких показателях полезависимости испытуемые полагаются на внешнее видимое поле, с трудом преодолевают его влияние, им требуется много времени, чтобы «увидеть» нужную деталь в сложном изображении
2.6. Оценка запоминания количества выигрышей (см. раздел 1. Анкета для оценки глубины состояния релаксации.) Разделение выборки на группы на основании субъективных ретроспективных оценок количества выигранных игр, данными испытуемыми в ответах на опросник, предъявленный после окончания формирования компетенции (см. раздел 1. Анкета для оценки глубины состояния релаксации). По этим оценкам 8 испытуемых вообще отрицали собственные выигрыши, либо называли количество выигранных игр только в последней третьей серии (1 группа). Только 4 человека дали ответы, учитывающие все выигрыши – во всех трех сериях. Можно предположить, что незапоминание выигрышей, достигнутых в 1-ой и 2-ой сериях (а у части - во всех трех сериях) указывает на эффект диссоциации, сопутствующий состоянию релаксации, что предусмотрено примененной техникой. Рис. 5. Изменение частоты движений мышью при выборе хода в трех последовательных сериях (по оси абсцисс, 1 – ординарное состояние, 2 – состояние релаксации, 3 – возвращение в ординарное состояние, цифрами указано количество измерений) для групп лиц, не давших точную оценку выигрышей в проведенных играх (1, красная линия) и давших достаточно точную оценку (2, зеленая линия). По оси ординат – частота движений мышью.
У лиц 1-ой группы показано снижение частоты движений мышью в процессе выбора хода в серии с применением процедуры релаксации – см. рис. 5 (точный тест Манна-Уитни, Z= -2.585, p = 0.009; тест Крускалла-Уоллиса, df=1, X2 = 6.68, p = 0.010). При выходе из состояния релаксации (переход от 2-ой серии к 3-ей) частота движений мышью не изменяется (точный тест Манна-Уитни, Z = - 0.017, p= 0.988; тест Крускалла-Уоллиса, df = 1, X2 = 0.63, p= 0.553). У лиц 2-ой группы таких соотношений не выявлено для всех сравнений: оценки достоверности по точному тесту Манна-Уитни: p > 0. 761, по тесту Крускалла-Уоллиса: p > 0, 912. Заметим, что эти данные совпадают с полученными при использовании теста на склонность к диссоциации (см. рис. 1), что соответствует содержательной стороне сравниваемых показателей. Эти результаты показывают, что применение процедуры ЭГ создавало эффект релаксации, который можно отнести к классу диссоциированных состояний. Это состояние было у части испытуемых достаточно выраженным, чтобы проявиться в характеристиках двигательной активности и в субъективных отчетах о ходе игры.
|