Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы темперамента
Выделены античной наукой. КРУГ АЙЗЕНКА. Сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, подвижного, с выразительной мимикой и движениями. Флегматик - человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. Холерик- человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. Меланхолик – человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко раним, внешне слабо реагирующий на окружение, со сдержанными движениями и приглушенностью речи. Каждому типу присуща разная степень активности, эмоциональности, моторики. Определенная структура проявлений и характеризует тип темперамента. В психологии получила определенное признание классификация темпераментов на учете психологических особенностей интроверсии и экстраверсии. (швейц. психиатр К. Юнг) Экстраверт: направленность на внешний мир, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Интроверт: фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность к социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность в движениях и речи. Англ. Психолог Г. Айзенк изучал. Эмоциональная устойчивость: постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным воздействиям. Эмоциональная неустойчивость: резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность. Условно было принято, что: Сангвиник-- сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости Холерик - сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости Флегматик- сочетание интроверсии и эмоциональной устойчивости Меланхолик- сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости Вывод: поскольку свойства н.с. человека достаточно устойчивы, то практическая задача их изучения заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучших для каждого типа н.с. путей, методов обучения и воспитания.
Вопрос. 9.Условия, источники и движущие силы психического развития личности в современной психологии. Процесс социализации как условие формирования и развития личности. Соотношение понятий обучение и развитие. Принципа развития – признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических. Принцип развития позволяет понять личность именно как развивающуюся, последовательно проходящую фазы, периоды, эпохи, эры становления его сущностных характеристик. Психика постоянно количественно и качественно развивается и изменяется Характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения. Важнейшее значение для психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики, имеет принцип развития. Следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения опыта и включение человека в систему образования, понимаемого в качестве целенаправленной и планомерно осуществляемой социализации. Социализация имеет стихийный характер в отличие от образования, предполагающего специальную педагогическую организацию. Обучение включает в себя воспитательную функцию. В то же время, воспитывая человека, невозможно исключить элементы обучения. Представляет значительный интерес вопрос о соотношении обучения и развития (Пиаже, Брунер). Наиболее продуктивный подход к решению этой проблемы был предложен ЛСВ, показавшим детерминированность развития процессами обучения, в широком понимании – образования. По ЛСВ, обучение должно идти впереди развития (ЗБР). ЛСВ была сформулирована идея социальной ситуации развития – системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как исходного момента для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих формы и пути приобретения новых свойств личности. Этот тезис ЛСВ принят как важнейший теоретический постулат концепции развития личности. По В.В. Давыдову, ССР реализуется посредством человеческой деятельности. По АНЛ, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Определяющим развитие личности является деятельно-опосредствованный тип взаимоотношений, складывающийся у нее с референтными, находящимися на различных уровнях развития в этот период группами и лицами, и взаимосвязями деятельностей, которые задают эти референтные группы, общением в них. В разные отрезки своего жизненного цикла человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К добавяется и изменяющуаяся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида, поэтому процесс социализации можно разделить на возрастные периоды, в которых психологическая и социально-психологическая стороны процесса отличаются какой-то спецификой: - первый период - с 12 лет; - второй - будет 12-18 лет; - третий – с 19 лет и старше. Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости он приобретает иногда регрессивный характер. Возрастные вехи периодов довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения. С психологической точки зрения для раннего периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются индивидом неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается прежде всего оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т. д. Особенность социально-психологической стороны процесса социализации в ранний период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3-4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, а во второй половине периода в процесс включаются школа и «группы сверстников», друзья. Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности (психологическая сторона), а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации (социально-психологическая сторона). Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс - зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида. К третьему периоду основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений. Этот опыт преломляется через сложившуюся систему социальных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями. Исключительно важную роль могут сыграть критические события в жизни общества или отдельного индивида. Критическими мы называем такие события, которые неожиданно и резко нарушают привычный процесс жизни, связаны с сильными и глубокими эмоциональными переживаниями и нередко заставляют человека пересмотреть всю сложившуюся систему ценностей Состояние, в котором оказывается человек, получило название посттравматического синдрома. Примерами событий, которые для многих тысяч людей стали критическими, могут служить вой на во Вьетнаме для американских ветеранов и войны в Афганистане и Чечне - для их российских участников. Названные стороны и возрастные периоды социализации личности составляют в жизни единый сложный процесс, в котором различные элементы системно связаны, взаимозависимы и взаимовлияют.
|