Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый – это создание существенно обновленной электоральной географии в прямой связи с политологией, социологией, географией.

Второй – это усиление регионального направления в политологии с обязательным использованием методов и подходов, заимствованных из географии, политической социологии и культурологии (аналог политической регионалистики, который можно назвать электоральной регионалистикой).

Особенности электоральной географии:

1. имеет два измерения – социокультурное и региональное. Социокультурное состоит из социальной и этнокультурной составляющих.

2. главная роль в электоральном пространстве - у территориальных сообществ (это электорат, который живет на определенной территории с границами).

3. таксономия территориальных сообществ — когда их классифицируют. Обычно не парятся и обзывают административно-территориальные единицы территориальными сообществами. Но по-хорошему, реальные территориальные сообщества не совпадают с теми, которые на полит картах нарисованы. Чтобы их найти, делают электоральное районирование. В итоге должны обнаружиться неформальные регионы с собственной электоральной культурой.

4. электоральная культура — типа политической культуры, где акцент на полит поведении и полит участии избирателей

5. региональное измерение электорального пространства — вертикальное и горизонтальное. Вертикальное - «центр-периферия», горизонтальное - идентификация данного территориального сообщества с помощью уникального географического названия. (хз, че значит)

6. структурирование социума заключается в его сегментации (Лейпхарт с пинка Экштейна придумал). Сегменты отличаются своими полит интересами. «сегментарные различия могут иметь религиозную, идеологическую, языковую, региональную, культурную, расовую или этническую природу» (Лейпхарт, 1997, с. 38). короче, пересекаются с социокультурными различиями.

Есть территориальные сегменты – это территориальные сообщества, относительно однородные в своих политических требованиях, без внутренней поляризации (однородные электоральные районы). Вот здесь границы между территориальными сегментами могут совпадать с административными границами.

Минус: тема Лейпхарта неприменима при изучении классовых/социальных расколов и результатов выборов. Нужно использовать концепции социальной стратификации.

В действительности на территории наблюдается смешение различных групп даже в рамках компактных сообществ. Как правило, исследователь говорит на языке тенденций, сравнивая электоральные показатели отдельных территорий со средними по стране и выявляя более высокие или более низкие.

Существует «ловушка гомогенности» при изучении компактных территориальных сообществ. В реальности они могут быть гетерогенными по своей социокультурной структуре.

 

11. Методология электорального анализа: принципы и направления.

 

На данном этапе методология исследований электорального пространства включает количественные и качественные методы, но требуется ее серьезное уточнение и развитие.

Самая простая методика связана с картированием электорального процесса, которое, впрочем, не стоит сводить к построению карт. Картирование предполагает сравнение статистических данных по разным территориям, выявление характера и амплитуды межрегиональных различий и их описание.

Однако за простым описанием должна следовать другая операция – объяснение, поиск устойчивых закономерностей. С этой целью широко применяется факторный анализ. Различные характеристики социума рассматриваются в качестве факторов, влияющих в той или иной степени на волеизъявление территориального сообщества.

Факторы могут быть основными и корректирующими. Основные факторы создают главные особенности электоральной карты данного государства, они прямо связаны с сегментацией и партийной системой. Благодаря действию основных факторов обычно возникает феномен доминирования определенных партий на значительных территориях, возникают относительно гомогенные электоральные районы. Корректирующие факторы связаны с сугубо местными условиями. Их действие влечет за собой некоторое, не столь большое изменение электоральных показателей в ту или другую сторону, а в некоторых, но редких случаях приводит к девиантному электоральному поведению. Определение этих факторов и их действия требует сфокусированных региональных исследований, знания политической ситуации на конкретной территории (регионального или локального контекста, в терминах Дж.Эгнью – места как арены, см. Agnew, 1987).

Другой возможный путь связан с качественными или смешанными количественно-качественными методами. В нем есть своя логика. Качественные методы предполагают использование (или создание) региональных типологий. Прежде всего, это – культурно-географическое и социально-экономическое районирование, процедуры, хорошо известные географам («бе-бе-бе»). Качественное районирование позволяет разделить территорию страны на целостные, реально существующие образования со своими характеристиками. Притом заслуживают поддержки попытки комплексного (синтетического) социокультурного районирования, нацеленные на определение основной структуры неформальных регионов для данного государства. Это исследование выявляет не только районы, но и значимые территориальные расколы, особенности внутристрановой поляризации. Соответственно, интерес исследователя связан с изучением того, какие электоральные культуры характерны для выявленных экспертным путем неформальных регионов – «подозреваемых» территориальных сообществ со своими культурами. Оговоримся, что такое исследование напоминает корреляционный анализ, получается нестатистическая корреляция географических паттернов – сопоставление карты неформальных регионов с картой голосований. Как и в случае количественной электоральной географии, проводится объяснение электорально-географических паттернов через связи с другими паттернами.

Но и для социальной географии, стремящейся определить базовое районирование страны, использование статистики все равно необходимо. Качественные методы позволяют делать более глубокие выводы, объясняя закономерности, полученные с помощью количественных методов (ого). Ведь исследователь неизбежно проводит агрегирование различных количественных показателей, характеризующих социально-экономическую сферу, определяя границы социально-географических районов. Но ему недостаточно корреляций между частными показателями, он использует холистический подход и пытается представить территорию как целостность (с точки зрения количественных методов – как систему показателей). В то же время культурно-географическую основу все равно можно определить только с помощью качественных методов (хотя тоже не без статистики). Таким образом, качественные и количественные методы обязательно должны дополнять друг друга.

Подводя итоги, заметим, что исследование региональных особенностей электорального процесса нужно начинать не с географии. Собственно региональное исследование должно быть обязательно основано на знаниях данного общества и его политической культуры, существующей политической системы и конкретной предвыборной ситуации. Отсюда важность междисциплинарных исследований, поскольку только они способны произвести действительно полноценный анализ электорального процесса. Ведущую роль здесь играют методы политической социологии, прикладной политологии и отчасти - культурологии.

Перспективы электорально-географических исследований связаны с выходом за рамки изучения одних только электоральных результатов. Как показано выше, электоральный процесс имеет циклический характер, в избирательные циклы включаются не только собственно выборы, но и межвыборные периоды, в течение которых могут меняться и сегментация, и партийная система, а, кроме того, политические субъекты стремятся управлять структурой электорального пространства. Поэтому большое значение для региональных исследований имеет системный подход, восходящий к работам политолога Д.Истона (Easton, 1965). В соответствии с этим подходом политическая система функционирует в рамках цикла «вход – конверсия – выход – обратная связь». П.Тэйлор показал это на примере электоральной системы, пытаясь приспособить системный подход к нуждам электоральной географии (Taylor, 1989):

Вход он связывает с географией голосований и географическим влиянием на голосования,

конверсию – с географией представительства,

выход – с географическими эффектами выборов, которые впоследствии создают

обратную связь – попытки политиков бороться за поддержку определенных территорий.

 

12. Национализация партийных систем: методы исследований.

 

Национализация партийной системы — это «повышение показателей конвергенции уровней партийной поддержки» и «усиление идентичности ответов электоральных территориальных образований на воздействие различных факторов в период избирательной кампании».

В зарубежной политологии высокий уровень национализации обычно трактуется как

признак зрелости партийной системы.

При достижении определенного уровня национализации электоральное пространство становится гомогенным, что говорит о формировании общенациональной партийной системы, способной интегрировать в свой состав периферии. Конечно, необходимо учитывать, что в условиях электорального авторитаризма с ограниченной конкуренцией национализация партийной системы зачастую носит навязанный характер. Будучи следствием отсутствия реального выбора, подобного рода национализация может оказаться сугубо поверхностной и быстро сойти на нет при пересмотре правящими элитами своей партийной стратегии или под влиянием резкого роста протестных настроений в обществе. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры кризиса систем с доминирующими партиями, не говоря уже об однопартийных системах, где первые же действительно конкурентные выборы демонстрировали весьма сложную и разнообразную географию предпочтений избирателей, полностью опровергающую представления об однородности электорального пространства. Тем не менее, если в странах с ограниченной и подавленной конкуренцией имеются оппозиционные партии, допущенные к участию в избирательных кампаниях, то распространенность голосования за них может указывать, хотя и недостаточно точно, на реально состоявшуюся национализацию партийной системы.

В России процесс национализации партийной системы в 2000-х гг. был искусственно стимулирован включением в партийное законодательство положения, в соответствии с которым организация, претендующая на статус политической партии, должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. В этих условиях перифериям, которые при иных обстоятельствах могли бы стать центрами собственного партийного строительства (и нередко являлись таковыми в 1990-е годы), волей-неволей пришлось ориентироваться на общенациональные структуры. Но даже такая национализация, при всей ее навязанности, бесспорно, способствовала интеграции периферий, представители которых стали активнее включаться в деятельность партий общефедерального масштаба, а тем самым – и консолидации партийной системы.

 

Единой методики изучения территориальной неоднородности электоральных предпочтений на данный момент нет (ха-ха). Стремясь повысить точность своих расчетов, исследователи задействуют разнообразные математические показатели, экспериментируют с ними, изобретают собственные индексы и коэффициенты.

Параметрические показатели вариации рассчитываются по достаточно простой формуле, связанной с исчислением дисперсии и стандартного (среднего квадратического) отклонения для каждого участника избирательной кампании. Оптимальным показателем в данной группе следует считать коэффициент вариации (отношение стандартного отклонения к среднему арифметическому значению голосования за партию в регионах страны), поскольку он нейтрален к абсолютным значениям переменной, то есть не зависит от того, насколько велики или малы процентные показатели партии на выборах. Эта особенность коэффициента вариации (V) позволяет нам ввести кумулятивный индекс регионального разнообразия (ИРР), представляющий собой среднее арифметическое коэффициентов вариации, определенных для всех участников избирательного процесса.

Использование коэффициента вариации в электоральных исследованиях затруднено тем, что при наличии нижнего предела, равного нулю, у него отсутствует верхний предел. Однако, как показывают наши исследования, обычно он все-таки не превышает единицы (хотя бывают и исключения). Иными словами, на практике разброс показателей вариации не столь велик, что делает рассматриваемый коэффициент вполне операциональным.

Другая проблема, встающая при использовании коэффициента вариации, заключается в том, что у него нет значений, которые a priori можно было бы квалифицировать как высокие или низкие. Шкалу значений можно установить только опытным путем, опираясь на массив эмпирических исследований. Исходя из накопленного нами материала, мы предлагаем считать низким коэффициент вариации менее 0, 25, средним – от 0, 25 до 0, 5, высоким – свыше 0, 5. В то же время мы не исключаем, что последующие изыскания приведут к корректировке данной шкалы (например, пороговыми станут показатели 0, 3 и 0, 6).

Проведенные нами расчеты коэффициентов вариации для российских партий дают основания утверждать, что тенденция к выравниванию электорального пространства, достигнув своего пика в 2007 г., сейчас уступила место тенденции к росту региональной неоднородности электоральных предпочтений.

Пример применения этого коэф для России:

Прежде всего бросается в глаза увеличение территориального разнообразия при голосовании за «партию власти». Коэффициент вариации для электоральной поддержки «Единой России» в 2011 г. составил 0, 34, превысив показатель не только 2007 г. (0, 17), но и 2003 г. (0, 29)36. Интересно, что по своему значению он совпал с показателем «Единства» в 1999 г. Таким образом, минимальным и действительно низким разнообразие голосования за «Единую Россию» было только в 2007 г.

Обозначилась тенденция к поляризации электорального пространства с выделением полностью лояльных и относительно оппозиционных территорий. Вместе с тем равномерность голосования за «Единую Россию» все равно заметно выше, чем за НДР в 1995 г. (V= 0, 73) и за ОВР в 1999 г. (V= 1, 11), поддержка которых была очень сильно локализована в очагах «управляемого» голосования.

Важно отметить, что уровень территориальной вариации поддержки двух наиболее крупных партий – «Единой России» и КПРФ – почти идентичен. У КПРФ этот показатель даже чуть ниже (0, 33), то есть с формальной точки зрения именно коммунисты обладают сейчас наиболее ровной территориальной поддержкой. Примечательно также, что в случае КПРФ, в отличие от ЕР, данный уровень регионального разнообразия был 36 Для обеспечения сопоставимости результатов мы пересчитали результаты всех российских выборов в соответствии с ныне существующей сеткой из 83 субъектов Федерации. Все расчеты по всем годам произведены по нынешней сетке.

Тот факт, что вот уже более 10 лет региональное разнообразие голосования за КПРФ остается на среднем и весьма устойчивом уровне (что, впрочем, не означает неизменности собственно географии голосований), указывает на то, эта партия-долгожительница с развитой сетью территориальных организаций внесла существенный вклад в национализацию партийной системы страны.

Интересно, что другая «старая» партия, ЛДПР, напротив, начинает демонстрировать растущую неравномерность территориальной поддержки, что может свидетельствовать о неустойчивости ее нынешнего электората. Если во время кампаний 1999 и 2003 гг. коэффициент вариации для этой партии составлял 0, 36 и 0, 35 соответственно (против 0, 40 в 1995 г.), то в 2007 г. он достигает 0, 41, а в 2011 г. – 0, 43. Другими словами, уровень региональной дифференциации голосования за ЛДПР от хорошо выраженного среднего стал приближаться к высокому.

Но хотя коэффициент вариации для ЛДПР, как правило, выше, чем для КПРФ, продолжительная история участия в выборах и формирования региональной сети дали свой результат в виде значимой представленности партии в голосовании большинства российских территорий (особенно с русским населением, где вариация голосования за ЛДПР существенно ниже, чем в целом по стране). Так или иначе, но длительный опыт «низовой» работы КПРФ и ЛДПР с избирателями, безусловно, оказал немалое влияние на процесс национализации российской партийной системы. Это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что данный процесс не был полностью навязанным.

Неудивительно, что набольшей вариативностью отличается самая молодая из всех парламентских партий – «Справедливая Россия», причем ее уровень если и меняется, то в сторону небольшого роста (в 2007 г. – 0, 45, в 2011 г. – 0, 47).

Итак, анализ территориального разнообразия голосования за ведущие российские партии показывает, что тренд в сторону национализации партийной системы, сформированный ныне действующими партиями в 2003–2007 гг., оказался обратимым. Только КПРФ вышла в 2000-е годы на относительно равномерные показатели электоральной поддержки. Применительно к ЕР наблюдается противоположная тенденция, ведущая к появлению (или восстановлению) зон нелояльности, противостоящих зонам «управляемого» голосования. Довольно неравномерна региональная поддержка ЛДПР и «Справедливой России» при слабой тенденции к росту неравномерности. Вместе с тем некоторый рост разнообразия российского электорального пространства пока не привел к качественным изменениям. По итогам выборов 2011 г. ИРР составил 0, 45, то есть его значение осталось в пределах среднего.

С учетом огромных размеров России и формально федеративного характера ее устройства38 подобную степень территориальной неоднородности голосований нельзя не квалифицировать как достаточно низкую. Не вызывает сомнений, что немалую долю «вины» за такое положение вещей несут авторитарные практики и юридические ограничения в области партстроительства, хотя, как уже отмечалось, процесс национализации российской партийной системы носил не только навязанный характер.

 

Коэффициент Джини (G), с его помощью можно рассматривать равномерность голосования в регионах за ту или иную партию. Для этого регионы выстраиваются в порядке возрастания процентного показателя, и каждому из них присваивается соответствующий ранг (1, 2, 3 и т.д.). После умножения рангов регионов на процентные показатели партии и сложения этих произведений можно вычислить коэффициент Джини. Преимущество этого показателя состоит в том, что, в отличие от коэффициента вариации, он имеет верхний предел и колеблется от 0 до 1. Кроме того, в данном случае нет проблемы с определением высоких и низких значений, так как они уже установлены в ходе исследований неравенства доходов.

Коэффициент Джини лег в основу индекса национализации партии (Party Nationalization Score, PNS), который рассчитывается как 1-G. Если значение индекса приближается к единице, национализация партии является высокой. Данный индекс, предложенный Марком Джонсом и Скоттом Мейнуорингом, обладает множеством достоинств, так как он позволяет сравнивать между собой партии в том числе и разных государств, а его недостатки связаны главным образом со спорами математиков по поводу корректности самого коэффициента Джини.

Безусловно, существует потребность в кумулятивном индексе, характеризующем

национализацию партийной системы в целом. В этих целях может использоваться индекс национализации партийной системы (Party System Nationalization Score, PSNS), также введенный Джонсом и Мейнуорингом, который представляет собой сумму произведений индексов национализации партий и долей полученных этими партиями голосов.

Пример применения обоих индексов для России:

Наши расчеты PSNS для выборов 2007 и 2011 гг. говорят о достаточно высоком уровне национализации российской партийной системы при уже отмеченной тенденции к ее ослаблению, то есть к небольшому росту регионализации: если в 2007 г. PSNS составлял 0, 84, то в 2011 г. – 0, 78. Следует отметить, что при исследовании неравенства доходов подобное значение коэффициента Джини считается низким, указывающим на гомогенность. Однако применительно к партийным системам шкала, скорее всего, должна быть другой, поскольку география голосований в разрезе регионов первого субнационального уровня, как правило, более однородна, нежели структура распределения доходов в обществе.

О далеко зашедшем процессе национализации свидетельствуют и высокие индексы национализации отдельных партий. В то же время обозначившаяся тенденция к снижению PNS «Единой России» (0, 89 в 2007 г. и 0, 82 в 2011 г.) обещает новый рост регионализации партийной системы. В свою очередь, PNS КПРФ вырос (0, 8 в 2007 г. и 0, 83 в 2011 г.), еще раз подтвердив, что продолжительная работа этой партии в регионах принесла свои плоды. PNS ЛДПР несколько ниже и почти не изменился (0, 77 в 2007 г. и 0, 76 в 2011 г.).

Схожим является PNS «Справедливой России», снизившийся с 0, 75 до 0, 74. Таким образом, изучение PNS позволяет выделить двух явных лидеров процесса национализации – «Единую Россию» и КПРФ. От них заметно отстают две другие парламентские партии – ЛДПР и «Справедливая Россия». По итогам выборов 2011 г. на одном с ними уровне оказались «Патриоты России» (0, 77, в 2007 г. – 0, 7) и «Правое дело» (0, 76). В наименьшей степени «национализировано» «Яблоко» с показателем 0, 67 (в 2007 г. – 0, 66).

Выводы, полученные на основе вычисления коэффициентов вариации и индексов национализации, в целом близки, хотя между ними имеются и расхождения. Так, коэффициент вариации для «Справедливой России» заметно выше, чем для ЛДПР, тогда как индексы их национализации практически одинаковы. Но эти расхождения едва ли принципиальны, поскольку разные методики расчетов не могут дать полностью идентичные результаты.

Гораздо более серьезной представляется проблема, на которую обращает внимание Даниэль Бокслер, а именно зависимость результатов исследования от административно-территориального деления страны и нарезки избирательных округов. Действительно, используемые нами (и другими авторами) показатели претендуют на то, чтобы измерять региональное разнообразие страны в целом, но при этом основаны на сравнении итогов голосования в определенном наборе территориальных единиц, по которым доступна электоральная статистика. Количество таких единиц в разных странах неодинаково, в разы может расходиться и численность избирателей в них. В рамках одной избирательной кампании использование в расчетах национализации территориальных единиц разного уровня (скажем, крупных регионов или, напротив, муниципалитетов) даст несовпадающие, хотя и более или менее близкие результаты.

Можно, правда, сделать оговорку, что все территории, по которым осуществляются расчеты, являются одинаково значимыми политическими регионами, определяющими реальную, общеизвестную территориальную структуру данного государства. В связи с этим целесообразно ориентироваться на административно-территориальное деление страны, производя пересчет, если электоральная статистика приводится в разрезе электоральных округов и тому подобных образований, не полностью совпадающих с АТД. В частности, по этой причине в крупных городах, разбитых на несколько электоральных округов, обычно приходится высчитывать суммарный результат и использовать именно его. В целях контроля измеряемые показатели полезно рассчитывать также и на уровне более мелких административных единиц; такие расчеты можно считать более точными в силу большего количества задействованных в них объектов и, следовательно, приближенности исследования непосредственно к территории. Но неверно отказываться и от расчетов на уровне регионов, поскольку без них нельзя оценить глубину различий в сложившейся административно-территориальной структуре государства. Это особенно важно в случае федераций, где регионы обладают определенной автономией и представляют собой относительно самостоятельные образования.

Типичные и девиантные регионы

Исследование национализации/регионализации партийной системы обязательно должно включать в себя выявление наиболее типичных и девиантных регионов. Типичные регионы интересны тем, что голосуют, как страна в целом, представляя собой ее уменьшенную копию, и, скорее всего, дают точный слепок с характерных для нее размежеваний. Выявление девиантных регионов позволяет обнаружить территории, демонстрирующие наибольшие отклонения. Некоторые из этих территорий могут оказаться слабо интегрированными в политическое пространство страны и быть источником сепаратистских настроений. Кроме того, в авторитарных режимах девиантность может свидетельствовать о некорректности подсчета голосов, особенно если речь идет о поддержке доминирующей партии.

В России картина типичных и девиантных регионов достаточно изменчива. Для ее определения, с нашей точки зрения, целесообразно вычислять евклидово расстояние, под которым в данном случае понимается условное расстояние от соответствующего региона до «страны в целом» в многомерном пространстве, заданном голосованиями за участвующие в выборах партии. В качестве точки отсчета в этом пространстве корректнее использовать, на наш взгляд, не итоговые результаты голосования за партии по стране (хотя такой вариант тоже допустим), а их средние арифметические по регионам. Тем самым мы сможем избежать перекосов, вызванных различиями в численности избирателей от региона к региону.

Помимо обычного евклидова расстояния, имеет смысл вычислять и евклидово расстояние, скорректированное на число акторов, то есть деленное на число участников предвыборной гонки. Второй вариант дает на выходе меньшие числа, что удобно, и принимает во внимание количество игроков, при этом в рамках одной избирательной кампании порядок следования регионов по убыванию остается тем же. Недостатком данного показателя, как и коэффициента вариации, является отсутствие верхнего предела.

Поэтому определение того, что такое много и что такое мало, возможно лишь на основе длительных эмпирических исследований.

Опять пример России:

По нашим расчетам, в 2011 г. у 13 российских регионов скорректированное евклидово расстояние не превышало единицу, что дает основания квалифицировать их как типичные. Самым типичным регионом оказалась Ростовская область (обычное евклидово расстояние – 2, 93, скорректированное – 0, 42), за которой следуют Ставропольский край (3, 44 и 0, 49 соответственно) и Курская область (4, 13 и 0, 59). Примечательно, что скорее типичным регионом является и Москва (скорректированное евклидово расстояние – 1, 00).

В число наиболее девиантных регионов вошло довольно много республик, что подтверждает наличие многократно описанного в литературе раскола между центром и этническими перифериями. Однако в условиях нынешнего политического режима девиантность республик не носит сепаратистского характера, а, напротив, проявляется в сверхвысокой лояльности, выражаемой в голосовании за «Единую Россию». Лоялистская девиантность особенно отличает Чечню (обычное евклидово расстояние – 56, 83, скорректированное – 8, 12), Мордовию (47, 81 и 6, 83 соответственно), Ингушетию (47, 76 и 6, 82), Дагестан (47, 4 и 6, 77), Карачаево-Черкесию (45, 62 и 6, 52), Туву (41, 16 и 5, 88) и Кабардино-Балкарию (37, 48 и 5, 35). Все это регионы с управляемым голосованием. В то же время в этих регионах особенно часто говорят и о нарушениях в избирательном процессе, что ставит под сомнение достоверность электоральных данных и основанных на них расчетов. Что касается эмпирического размаха самого показателя, то в скорректированном случае он, как видим, превышает в России восемь единиц.

Вместе с тем, как показывает опыт этнических периферий в других странах, девиантность электорального поведения таких периферий имеет более глубокие корни. В случае ослабления административного нажима и разрешения этнических и религиозных партий эти территории, скорее всего, остались бы девиантными, но уже с другим – сепаратистским – типом девиантности. В пользу данного заключения говорит, в частности, относительно высокие результаты традиционалистского мусульманского движения НУР в Чечне и Ингушетии на думских выборах 1995 г.

Девиантность оппозиционного типа, связанная с повышенным голосованием за оппозиционные партии, носит более сглаженный характер, чем лоялистская. Главными примерами здесь служат три области: Ярославская (обычное евклидово расстояние – 23, 02, скорректированное – 3, 29), Костромская (21, 75 и 3, 11 соответственно) и Вологодская (21, 4 и 3, 06). Примечательно, что все они расположены на севере Европейской части России.

Таким образом, лоялистская девиантность регионов в современной России выражена гораздо сильнее оппозиционной. Сепаратистская девиантность, проявляющаяся в голосовании за этнические и региональные партии, полностью подавлена ввиду запрета на такие партии. Типичные регионы чаще всего встречаются в центральной и южной части страны, причем для них характерен внутренний раскол «центр–периферия», репрезентирующий аналогичный раскол в России в целом, который является одним из самых значимых для ее электорального пространства43.

 

Поляризация электорального пространства

Как уже отмечалось, с ростом протестных настроений и снижением устойчивости

голосования за «Единую Россию», которая на протяжении предыдущих электоральных циклов задавала тренд в сторону национализации, уровень национализации российской партийной системы начал снижаться. Более поляризованной становится не только структура партийной системы в целом, но и ее география. Об этом свидетельствует отрицательная корреляция между голосованием за «Единую Россию» и за остальные партии, то есть страна как бы раскалывается (по крайней мере, в тенденции) на две половины.

Исследование территориальной поляризации в рамках одной избирательной кампании может проводиться посредством корреляционного анализа. Вычисляется коэффициент корреляции Пирсона между двумя рядами показателей – долями голосов за две партии по всем регионам. Высокое значение коэффициента корреляции указывает на то, что избиратели рассматриваемых партий чаще проживают в одних и тех же регионах. В случае выраженной отрицательной корреляции можно говорить о территориальной поляризации голосования, когда одни территории больше голосуют за одну партию, а другие – за вторую.

Пример:

Наши расчеты коэффициента корреляции в региональном разрезе по итогам думских выборов 2011 г. показывают, что голосование за «Единую Россию» в регионах отрицательно коррелирует с голосованием за «Справедливую Россию» (-0, 85), ЛДПР (- 0, 85) и КПРФ (- 0, 81). Это значит, что Россия вполне определенно делится на территории с конформистским и оппозиционным типом голосования, то есть в электоральном пространстве страны углубляется раскол регионов по отношению к власти. При этом голосование за оппозиционные партии лишь частично коррелирует друг с другом, что свидетельствует о наличии у каждой из них территорий с более выраженной поддержкой, а также о разнообразии форм оппозиционного голосования в регионах. Несколько выше корреляция между голосованием за ЛДПР и «Справедливую Россию» (0, 61), в то время как КПРФ более обособлена в географическом пространстве (положительная корреляция с ЛДПР – 0, 57, со «Справедливой Россией» – 0, 51), и голосование за нее чуть чаще пересекается географически с повышенным голосованием за «Единую Россию» (см. приведенные выше значения коэффициентов корреляции).

 

Динамика и стабильность

Заметная поляризованность голосования, большое количество девиантных регионов и снижающийся уровень национализации партийной системы делают необходимым исследование динамики российского электорального пространства.

Прежде всего обратимся к некоторым общим показателям электоральной динамики, используемым в зарубежной литературе. Один из них – индекс Педерсена, который представляет собой деленную на два сумму изменений (как снижений, так и приростов, с одним положительным знаком) процента голосов (вариант – процента мест в парламенте) для всех участвующих в выборах партий в сравнении с предыдущими выборами44. Этот показатель достаточно прост, но имеет один существенный недостаток: он легко рассчитывается только в том случае, если список партий не меняется. Труднее всего его рассчитать, если между выборами имели место слияния либо расколы партий, а также если партии меняли названия с одновременным изменением своего состава и руководства.

В таких случаях необходимо аргументировано показывать, где доля голосов за партию снизилась до нуля (то есть партия полностью прекратила участие в выборах), где она появилась, будучи нулевой на прошлых выборах, а где нужно сравнивать суммы голосов за определенные группы партий.

Для выборов 2011 г. расчет индекса Педерсена является несложным: учитываются все семь партий, а результат «Правого дела» просто сравнивается с результатом СПС. Что касается выборов 2007 г., то здесь мы учитывали динамику голосования за «Единую Россию», ЛДПР, КПРФ, СПС, «Яблоко», ДПР, АПР, а показатели «Справедливой России» сравнивали с суммой голосов за партии, на основе которых она возникла. При таком способе подсчета индекс Педерсена в первом случае составляет 16, 9, а во втором – 22, 6, то есть размах изменений в 2011 г. был ниже, чем в 2007 г. В этом нет ничего странного, ведь выборы 2007 г. закрепили мощную перестройку электорального пространства с формированием партии, повсеместно занимающей лидерские позиции. В 2011 г. началась эрозия новой структуры, но коренного изменения не произошло.

Для России может быть также полезен показатель вклада ведущей партии (инкумбента) в общую неустойчивость электорального пространства, предложенный Маттейсом Богаардсом в связи с его исследованиями доминантных партий. Этот показатель (Incumbent Vote Change, IVC) высчитывается следующим образом: разность результатов голосования за инкумбента делится на сумму разностей голосования за все партии (включая инкумбента), то есть на индекс Педерсена, умноженный на два. Если IVC приближается к единице, основные изменения происходят на фланге доминирующей партии, если он ближе к нулю – на фланге оппозиции.

Согласно нашим расчетам, показатель IVC составил в 2011 г. 0, 44, заметно снизившись по сравнению с 2007 г. (0, 6). Как и в случае с индексом Педерсена, это позволяет сделать вывод, что за последний электоральный цикл произошло меньше изменений, чем за предпоследний, и выборы 2007 г. ознаменовали собой более мощную структурную перестройку российского электорального пространства, сделав его при этом более однородным (приближение IVC в 2007 г. к единице указывает на то, что главным структурным процессом было формирование электората доминантной партии).

На наш взгляд, индекс Педерсена и IVC имеет смысл рассчитывать на основе не только общестрановых результатов, но и совокупности результатов партий в регионах. Так, «региональный» индекс Педерсена будет представлять собой сумму всех региональных изменений голосования за все партии, деленную не только на два, но и на количество территорий.

Для выборов 2011 г. такой индекс равен 18, 25, то есть несколько превышает общероссийский (расхождения вызваны тем, что регионы отличаются друг от друга по числу избирателей и вносят разный вклад в общестрановой результат). «Региональный» IVC на выборах 2011 г. идентичен общестрановому – 0, 44.

Помимо адаптированных версий индекса Педерсена и IVC для региональных исследований можно задействовать и показатели, изначально базирующиеся на статистическом анализе изменений уровня поддержки партий в регионах. К их числу относится, в частности, разработанный нами экспериментальный индекс электоральной волатильности (ИЭВ), вычисление которого основано на сравнении для каждого региона и каждой партии разницы между результатом голосования за партию в регионе и средним арифметическим голосования за нее во всех регионах на данных и предыдущих выборах.

Смысл предлагаемого показателя в том, чтобы при сравнении результатов выборов разных лет выделить общий тренд (как в целом меняется голосование за ту или иную партию) и произвести его вычитание, «очистив» тем самым результат от влияния общестрановых изменений и сосредоточившись только на региональных отклонениях от них. Этим он принципиально отличается от более простых индексов, основанных просто на вычитании результатов голосования за ту или иную партию в тех или иных регионах.

Учитывая динамику регионального разнообразия в голосовании за соответствующие партии, ИЭВ находится в одном ряду не столько с индексом Педерсена и IVC, сколько с показателями, которые используются при оценке уровня национализации.

По итогам выборов 2011 г., что неудивительно, в наибольшей степени менялись в регионах и отличались от среднего процентные показатели самой крупной партии: ИЭВ «Единой России» составил 76, 55. Но второй по волатильности оказалась не следующая по численности, а четвертая партия – «Справедливая Россия» (40, 79), опередившая как КПРФ (37, 28), так и ЛДПР (23, 54). Данные результаты указывают на необходимость дальнейшего апробирования ИЭВ в эмпирических исследованиях с целью возможного уточнения его интерпретации. Так или иначе, но пока нельзя говорить о существенной дестабилизации

электорального пространства, сложившегося к 2007 г., когда оно достигло наивысшей степени однородности, а «Единая Россия» добилась наилучших за свою историю результатов. Вместе с тем изменения продолжались, выражаясь на этот раз в росте результатов оппозиционных партий.

 

Структурная динамика электорального пространства

Растущая поляризация электорального пространства сочетается с формированием относительно новой его структуры, которая существенно отличается от структуры 1990-х годов, что нельзя не связать с трансформацией политического режима и изменением его идеологии, усилением патерналистских, патриотических и консервативных тенденций, обращенных, по сути, к электорату, который в 1990-х годах был в оппозиции либеральным реформам.

Для изучения структурной динамики электорального пространства необходим корреляционный анализ. В данном случае целесообразно рассчитать коэффициент корреляции между голосованием регионов за одну и ту же партию на выборах разных лет.

Высокий уровень корреляции будет указывать на устойчивость географии партийной поддержки и тем самым позволит делать предположения об устойчивости партийного электората.

Наиболее выраженной является тенденция к формированию новой электоральной географии КПРФ. Расчет коэффициентов корреляции Пирсона для голосования за эту партию в регионах на выборах разных лет позволяет говорить о постепенной трансформации ее географии. С выборами 1995 г. связь малозначима – всего 0, 18, с выборами 1999 г. – 0, 27. Фактически география голосования за КПРФ складывается в 2000-е годы, о чем свидетельствуют корреляции с выборами 2003 г. (0, 53) и 2007 г. (0, 77).

Итак, получается, что нынешнее голосование за КПРФ – порождение 2000-х годов и электорат партии существенно обновился по сравнению с 1990-ми годами. Этот вывод разрушает стереотипные представления об устойчивом ядерном электорате КПРФ как о константе российской электоральной политики. При этом география голосования за КПРФ стала весьма ровной, что еще раз подтверждает высокий вклад этой партии в процесс национализации партийной системы.

Современная география голосования за ЛДПР не так сильно отличается от существовавшей в 1990-е годы, как география голосования за КПРФ. Корреляция с 1995 г. составляет 0, 52, с 1999 г. – 0, 82, с 2003 г. – 0, 88, с 2007 г. – 0, 91. Можно сказать, что эта география возникла на один избирательный цикл раньше, нежели география КПРФ, то есть скорее в 1999 г., чем в 2003 г. В связи с этим можно предположить, что ЛДПР в ретроспективе всех постсоветских выборов превосходит коммунистов по степени устойчивости электората, на что указывает и более низкое значение ИЭВ. Но самой структурно устойчивой является география голосования за «Единую Россию»: состав регионов, отличающихся повышенными и пониженными показателями, остается все тем же. Коэффициент корреляции с выборами 2007 г. – 0, 90, с выборами 2003 г. – 0, 79. Просматривается и связь с голосованием за бюрократические «партии власти» 1990-х годов – НДР в 1995 г. (0, 64) и ОВР в 1999 г. (0, 50). Интересно, что с «Единством», которое как раз по стилю кампании не было бюрократической партией, голосование за «Единую Россию» не связано (-0, 08).

О серьезном изменении географии лояльного и оппозиционного голосования в сравнении с 1990-ми годами говорит наличие пусть очень слабой, но положительной связи между голосованием за «Единую Россию» и за КПРФ образца 1995 г. (0, 17). Уровень связи аналогичен тому, который был выявлен для голосования за сегодняшнюю КПРФ и ту же партию в 1995 г. Это соответствует тенденции начала 2000-х годов, когда правящий режим стал апеллировать к патерналистски настроенным слоям, перехватывая их у КПРФ.

Итак, электоральная география России существенно изменилась и за счет изменения географии поддержки КПРФ. Вместе с тем определенный вклад в этот процесс внесла и «Справедливая Россия». У этой партии самая слабая связь с голосованием за нее же на предыдущих выборах (0, 71), еще ниже корреляционная связь с голосованием за предшественников, в частности за «Родину» (0, 51). У нее же, как уже отмечалось, и самый высокий для оппозиционных парламентских партий ИЭВ.

 

Небольшой summary по методам:

коэф вариации

коэф Джини

индекс национализации партии

евклидово расстояние для определения типичных/девиантных регионов

Для рассчета динамики:

индекс Педерсена

показатель вклада ведущей партии (инкумбента) в общую неустойчивость электорального пространства

индекс электоральной волатильности (!!!, патамушта авторский)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Год Время путешествия. | Введение. Теория политической географии
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал