![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебные материалы к лекции 3.
Мораль в системе социальной регуляции.
3.1. Мораль и право Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества, в частности единства и различия права и морали, одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах общественно-политических и юридических изданий. Такой интерес далеко не случаен. Сегодняшнее общество переживает глубокий кризис. Застой экономики, кризис власти, международные конфликты, утрата подлинно культурных традиций — вот далеко не полный перечень реалий сегодняшнего дня. Среди наиболее острых — проблемы соотношения духовности, правопорядка и преступности. Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности. И это не случайно: право и мораль — важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-юшссовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными связями общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. В демократическом гражданском обществе эти связи объективизируются в важнейшей закономерности — возрастании морального потенциала общенародного права, этических основ законности. И здесь уместно напомнить, что и право и мораль формируются на едином базовом принципе — принципе справедливости. Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, честность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Право — совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Таким образом, право — это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Правовая жязнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, — свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права — неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права — одно из проявлений социального духовного прогресса, который невозможен без упрочения этических аспектов общественных отношений. Изучение политической, экономической и иных социальных сфер показывает, что в процессе реформирования были допущены существенные просчеты. Внимание россиян не было в должной мере привлечено к обсуждению нравственной стороны реформ, влияния их на судьбы отдельных людей и населения в целом. Видимо, здесь можно говорить о феномене «разочарованного сознания», возникающего между установкой на будущее и наличной ситуацией. Размывание нравственных? ценностей и духовных ориентиров, остаточный принцип выделения средств на развитие образования, падение престижа интеллектуального труда, коммерциализация искусства ведут к ослаблению как интереса к приобретению знаний, необходимых для получения профессии, так и моральных устоев во всех сферах жизни. В правовой сфере также сложилась критическая ситуация, что отрицательно сказывается на состоянии правопорядка, резко ограничивает возможности формирования нравственно-правовых качеств у граждан. Причин тут немало. Главные из них — отсутствие четкого разграничения между законодательной, исполнительной и судебной властями, неразработанность правовой базы, регулирующей происходящие в обществе процессы. Многие законы, предпи- сания и инструкции устарели. Те законы, которые действуют, нередко не имеют механизмов реализации из-за несовершенства правоприменительной практики, снижают уровень правосознания, порождают правовой нигилизм. Растет социальная напряженность, падает трудовая дисциплина; характерными становятся пессимизм, апатия, равнодушие; культивирующийся эгоизм и крайний индивидуализм порождают нетерпимость и противостояние в отношениях между людьми. Таким образом, разные срезы общественного сознания (на теоретическом и эмпирическом уровнях) показывают, что социально-экономические трудности, деформация духовных начал в жизни общества не способствуют созданию условий для формирования духовности, нравственности, законности, исходящих из необходимости обеспечения высших ценностей, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации. Соотношение права и нравственности издавна занимало умы многих мыслителей, данная проблема была объектом многочисленных философских, правовых, социологических исследований. Вопрос о взаимосвязи морали и закона получил определенное освещение уже во многих трудах философов древности, которые, разрабатывая правовую идеологию, пытались связать этику с законодательством. Например, древнеримским юристом Марком Тулием Цицероном был сформулирован постулат, гласящий: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем, т.е. продиктовано нравственностью»1. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или иного поступка должен естественным образом вытекать из моральной его оценки. Кроме того, непосредственное влияние этического начала на уголовное право Цицерон выразил четкой формулой: «Обычай есть лучший толкователь закона»2. В целом же римская уголовно-правовая мысль была богата глубокими выводами относительно нравственно-этического обоснования уголовного законодательства, афористичными высказываниями, раскрывающими моральную природу многочисленных положений уголовного права. В Средние века феодальное право провозглашалось свободным от морали, поскольку последняя рассматривалась как врожденная, независимая от условий человеческого бытия. В Новое время мораль неразрывно связывалась с правом, при этом крайне абсолютизировали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве. «Этику и законоведение, — утверждал К.А. Гельвеции, — я рассматриваю как одну и ту же науку»1. Немецкая классическая философия также предприняла попытку определить связь между правом и нравственностью. Например, Кант стремился осуществить эту связь путем подчинения права нравственности. Гегель рассматривал проблему взаимодействия нравственности и права как форму проявления воли человека. Различие между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том, что нравственность не допускает какого-либо внешнего принуждения. Как диалектик, Гегель считал, что правовое и нравственное не могут существовать сами по себе. Важнейшим моментом взаимосвязи правового и нравственного является их обратное воздействие на экономические отношения, способствующее закреплению и развитию последних. Право и господствующая морать любого общества, порожденные соответствующим экономическим базисом, связаны с ним самым непосредственным образом. Право, возникающее на определенном этапе исторического развития, как регулятор человеческого поведения, как бы «вырастает» из норм нравственности. Более того, на разных этапах своего развития правовые регуляторы почти сливались с моральными. И продолжалось это в течение довольно длительного периода. Только со временем право оформилось в законодательство и писаную судебную практику. Иными словами, право заключает в себе элемент нравственности, морали. Диалектическое единство и различие морали и права неоднозначно предстает в разных социально-исторических условиях. В обществе, где социально-политические противоречия имеют в данное историческое время свои противовесы (например, экономические отношения обеспечивают материальное благополучие людей), где человеку не нужно каждый день думать о том, как ему прокормить семью, он не будет смотреть на соседа глазами непримиримого врага, завидовать чужому благополучию, — там существенно возрастает положительный нравственный компонент в человеческих взаимоотношениях. Способствуют созданию нравственной атмосферы в обществе также и общая либерализация социально-духовной жизни, расширение социально-демократических и идеологических свобод граждан, подъем культуры и т.д. В таком случае массовое моральное сознание вполне приемлет усилия власти по правовому закреплению данного социального состояния. Отсюда борьба с преступностью становится более успешной, «преступная мораль», образ жизни преступного мира получают всеобщее осуждение, а моральное и правовое сознание общества в принципе совпадают. Если же общественный организм разбалансирован, то в нем, наоборот, активны деструктивные процессы. Это особенно проявляется в период обострения противоречий в социальной жизни. В обществе, где экономические отношения развиваются уродливо, люди, как правило, не обеспечиваются необходимыми материальными благами, в идеологии громче всего говорится о культе денег, а образ жизни и мораль преступного мира, маня возможностью быстрого обогащения, привлекают внимание многих, особенно молодежи, выбитой из нормальной колеи распадом общества. Обесцениваются общесоциальные нравственные установки. Преступность на этом фоне всегда и везде резко возрастает. Различные стороны жизни утрачивают общие координирующие начала и излишне обособляются. При этом мораль неизбежно вступает в болезненный конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, организации и управления экономикой, культурой, образованием и всем другим. И прежде всего массовая мораль начинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой системе общества. Право теряет нравственную базу и, как следствие, снижается эффективность многих видов правоохранительной деятельности, иссякает ее поддержка населением. При такой стихийно-массовой негативной реакции на выполнение государственными институтами своих социальных задач правовая система неминуемо начинает тяготеть к технико-организационной стороне дела, к казуистической шлифовке законодательства, к освяшению существующих законов, которые, теряя связь с реальностью, уже не в состоянии противостоять произволу. Таким образом, единство морали и права может развиваться или разрушаться, приобретать искусственно-принудительные черты или быть вполне органичным. Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, поскольку в конечном счете каждое преступление аморально, хотя не каждый безнравственный поступок преступен. Аморальный поступок тогда становится преступным, когда право «выбирает» из всей массы аморальных поступков те, что предстаапяют наибольшую опасность для общества. Хотя следует заметить, что порой люди переживают совершенные по отношению к ним безнравственные поступки сильнее, чем если бы даже они стали потерпевшими от преступления. Перечисленные свойства морали и права делают невозможной их полную совместимость даже в локальных сферах социальной жизни, не говоря уже об обществе в целом. Можно ставить вопрос лишь о конкретной мере их связи и взаимной противоречивости. Связь права и морали — процесс, характеризующийся многообразием проявлений: • единством и общностью; • различием; • взаимодействием и взаимообогащением. Общность и единство норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений, мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию: они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер, и граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно; нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. И право, и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.
Отношение к отечеству, государству, своей культуре, к другим народам получает лишь различное оформление в нравственных требованиях, нормах, оценках, с одной стороны, и в праве, законе, кодексах — с другой. Такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, права, справедливость, совесть, выступают в силу этого как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений (отношения дружбы, взаимопомощи, любви, сострадания и т.д.) имеет самое широкое поле действия. Поэтому, выделяя относительно самостоятельное поле действия моральных норм, мы не должны забывать о важном их свойстве — способности проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе в экономические, политические, производственные и т.д. И это понятно, так как моральные нормы ориентированы на категории добра, чести, совести, долга, достоинства, ответственности и т.д. Выше отмечалось, что у морали есть «чистое» поле действия (межличностные отношения дружбы, любви, взаимопомощи и т.д.). А есть ли у права сфера действия, не подлежащая моральным оценкам? Нам представляется, что право в целом полностью подлежит моральным оценкам (позитивным либо негативным, одобряющим либо осуждающим). Исследуя вопрос о взаимоотношении права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе регулируется моралью, т.е. подлежит моральной оценке (рис. 2.1).
Сфера морального регулирования Сфера правового регулирования Рис. 2.1. Соотношение сфер морали и права в социальной жизнедеятельности В системе права, по крайней мере в правоохранительной деятельности, нет морально нейтральных элементов. Поэтому в принципе любая проблема реализации правовых норм и требований есть одновременно и неизбежно моральная проблема. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: формирование отношений между людьми на базе общечеловеческих нравственных ценностей — гуманизма, справедливости, милосердия, уважения естественных прав человека, его гражданских и политических свобод; они призваны охранять людей от общественно опасных посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение.
Почему же сохраняются единство и взаимосвязь между моралью и правом? На это есть следующие причины: во-первых, они выражают интересы, стремления и волю всех граждан; во-вторых, закрепляют правильное соотношение интересов личности и общества, исходя из главенства первых; в-третьих, представляют равные требования к каждому гражданину, независимо от национального и имущественного положения; принцип равенства в морали соответствует равноправию людей перед законом; в-четвертых, выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение естественных прав человека, гражданские и политические свободы; в-пятых, нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве. Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального назначения — право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную организацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, из форм их общения, приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регулятором поведения людей (рис. 2.2). Назначение правовых и нравственных норм в системе социального регулирования, возникающих непосредственно в общественных отношениях и фиксирующих специфические способы взаимодействия людей, состоит в целенаправленном воздействии на поведение людей, обеспечивающем интересы отдельных слоев либо общества в целом. Вместе с тем право и мораль — это различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой. Выявление общего и специфического в праве и морали имеет большое познавательное и практическое значение для изучения способов их воздействия на сознание и поведение людей, форм их взаимовлияния и взаимодействия.
Общее в морали и праве
Хотя мораль и право тесно взаимосвязаны, они не тождественны друг другу, а имеют ряд различий. Относительная противоположстъ морали и права обусловлена рядом фундаментальных свойств, их содержания. 1. Право имеет дело не с единичным человеком, не с его целостностью и не с теми его духовными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личчность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми.
2. Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности 3. Мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостно Юридическая ответственность в отличие от моральной всегда конкретно определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законодательстве. Оценка характера противоправных действий осуществляется в соответствии с правовыми санкциями. Моральные санкции, как правило, не зафиксированы формально, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые. Различны и субъекты, реагирующие на правонарушения и аморальные поступки и применяющие санкции. Применение санкций в случае правонарушений осуществляется государством в лице его органов, субъекты, применяющие санкции в случае нарушения моральных предписаний и запретов, могут быть самыми разными: социальная группа; отдельные индивиды, выражающие осуждение аморального поступка; организации (например, религиозная община, профессиональный служебный коллектив, соседи по дому и т.д.). Различен и характер моральных санкций, применяемых к лицу, совершившему аморальный поступок: словесное осуждение, исключение из той или иной группы или организации, бойкотирование и пр. Таким образом, моральная и юридическая ответственность имеют и общие и специфические характеристики.
4. Мораль носит в принципе ненасшгьственный характер и в отличие от права исключает прямое принуждение, исходит из добровольности, внутренней побужденное™ поведения людей, предоставляет им широкую возможность выбора. Поэтому моральные нормы неин-ституциированы. Когда же общественное мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро теряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравственности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, равнодушие и враждебность в отношениях между людьми, формирование контркультуры, бунт молодежи против социальных рамок и программ активной индивидуальной жизни, нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, — верные показатели того, что мораль не получает естественных для нее социальных условий существования. Моральные санкции гарантируются в основном мерами духовного, общественного воздействия, например, через формирование чувства долга, обращение к совести человека, чувству стыда за свои действия и т.д. 5. Мораль и право отличаются друг от друга не только по объему, но и по способу их образования. Специфика права определяется его связью с государством. Так, правовые нормы возникают непосредственно в общественных отношениях, однако институциализи-рованный характер, «цивилизованное» выражение они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и потом официально закрепляются в виде четких нормативных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания, то нравственные нормы исходят непосредственно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного социального опыта. Под влиянием общественности большинство граждан приходит к убеждению о правильности тех или иных нравственных норм; эти нормы складываются постепенно, незаметно, в форме обычаев, передающихся из поколения в поколение в процессе общения людей, запечатляясь в преданиях, произведениях искусства, отражаясь в нравственных писаных и неписаных кодексах. Моральные нормы, возникающие в процессе жизнедеятельности людей, не имеют специальной «законополагающей инстанции». Освоение социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, передается от поколения к поколению. Таким же образом осуществляется и социальный контроль, который в институциализированных регулятивных системах выполняют учреждения. Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей. Правовые нормы строто определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д., а на силу общественного мнения, власть общественных обычаев или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом. Право по отношению к человеку в принципе насильственно, но, конечно, не в смысле непосредственного грубого физического насилия, произвола, прихоти власти. Оно насильственно потому, что его нормы и требования имеют внешний для индивида характер, обеспечиваются не только по убеждению, но и при необходимости принудительными мерами (административными, уголовными и экономическими санкциями), которые осуществляются должностными лицами, наделенными специальными полномочиями. Конечно же, выполнение требований правовых норм обеспечивается не только принудительной силой государства, поскольку в праве содержится объективная основа для добровольного соблюдения правовых норм. Большинство граждан соблюдают и исполняют нормы права в силу убежденности в разумности и целесообразности предписаний правовых норм, так как видят в них выражение своих интересов. Короче говоря, право опирается в основном на закон и государственную силу, а требования морали обеспечиваются общественным мнением, доброй волей людей и внутренним убеждением. 6. Мораль и право опишчаются друг от друга сферами приложения. Правовые нормы направлены главным образом на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения). Нравственность же пронизывает все стороны (сферы) взаимоотношений между людьми. Нравственные нормы многообразны, более гибки, более чутко реагируют на развитие различных сторон общественной жизни. Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Как уже отмечалось, право возникает и действует прежде всего в таких специфических сферах, как отношения собственности и политической власти, однако они не обособлены от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы указанных отношений. Поэтому стоит подчеркнуть, что право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют совместно в территориально едином поле социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа. Все правовые отношения подлежат нравственной оценке. Но не все отношения, регулируемые нормами морали, находят закрепление в праве. Как бы ни был детализирован закон, он всегда оставляет простор для действия требований морали. Например, с человека, совершившего тяжкое преступление, может быть снята судимость, но моральное осуждение остается в силе. Общность права и морали вытекает также из их структурной характеристики. Правовая и моральная системы — многомерные образования. Поэтому их социальные действия раскрываются в единстве всех входящих в них элементарно-регулятивных систем, имеющих сплошную и динамическую структуру, объединяющую их в единый комплекс, который, собственно, и составляет содержание этих систем. Так, например, нормативно-регулятивный характер права раскрывается через анализ взаимодействия норм права, правоотношений, правосознания. В морали же выделяют три элемента — моральное сознание, нравственные отношения, моральную деятельность. Объектом нравственного регулирования могут служить любые отношения, не подлежащие правовому регулированию, например, отношения товарищества, любви, дружбы, долга и т.д. Многие категории морали (стыд, совесть, раскаяние и т.д.) также остаются вне правового регулирования. Право же регулирует только те общественные отношения, которые нуждаются в защите государства. Смена государственного строя влечет за собой коренное изменение юридических законов. Но основные духовные (прежде всего, моральные) ценности при этом сохраняются. 7. Нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных законов, правовых норм), а нравственное сознание тесно связано с переживаниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов. Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме всего, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения (разбой, грабеж, кража) и его размера. В моральной системе весьма трудно отличить нравственное сознание от моральных норм, поскольку мораль не институциализиро-ванная система. Она не имеет специальной «нормоустанавливаю-шей инстанции». Моральные нормы фиксируются в моральном языке в виде требований, предписаний, направленных на преодоление противоречий между личностью и обществом, а также в отношениях между индивидами. В зависимости от конкретных истори ческих условий они могут иметь самые различные формы выражения: это и религиозные заповеди, и определенные обычаи, традиции, ритуалы, и устные предания, легенды, пословицы, поговорки. Можно сделать безусловный вывод: мораль и право даже в своих различиях теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. И если в обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обесценивается и повсеместно превращается в свою противоположность. Мораль и право — не антиподы, не взаимоисключающие противоположности, а тесно взаимосвязанные явления, которые влияют друг на друга. Правовая система оказывает влияние на укрепление и развитие нравственных норм и устоев. Опираясь на мораль, право обосновывает необходимость такого устройства, например, уголовного законодательства, при котором бы оно не только карало за преступления, но и выполняло роль нравственного воспитания граждан. Профессор Л.Е. Владимиров писал: «Нужно так устроить уголовное правосудие и оживить его таким духом, чтобы оно во всех своих составных частях — в кодексе, в суде и выполнении наказания — вызывало не зверское озлобление осужденного, а сознание, что он действовал в прошлом неправильно, безнравственно, противообщественно, а потому и должен нести труды, связанные с преобразованием своего внутреннего мира»'. Да, право воздействует на личность правонарушителя средствами принуждения. Но исполнение той или иной правовой нормы «не за совесть, а за страх» постепенно переходит в привычку, осознается как разумное и необходимое, превращается в убеждение личности и далее уже используется «не за страх, а за совесть». В этом также нравственно-воспитательное воздействие права на общественную мораль. В свою очередь, нравственность влияет как на процесс создания права, так и на его реализацию. Это заключается прежде всего в том, что право соответствует в основном принципам морали, нравственным идеалам людей, поскольку, как уже было сказано, базируется на принципе справедливости. Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства.Например, в Конституции Российской Федерации закрепляются такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека, собственности, природы, нетерпимость к правонарушителям, защита человеческого достоинства и т.д. Нормы и принципы нравственности, как правило, положительно воздействуют на право, укрепляют его и постоянно совершенствуют. Они оказывают большое влияние на разработку новых законов, на их основе формируются кодексы, рахтичные подзаконные акты и т.д. Они также пронизывают все институты права. Например, многие статьи Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации совпадают с требованиями Кодекса проффессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Доказательством силы морального воздействия на право является правотворчество народа: общественное мнение может при определенных условиях оказывать свое воздействие на формирование новых юридических норм. Большинство норм содержит нравственные оценки поведения, способствующие укреплению законности, дисциплины, правопорядка и соблюдению всеми гражданами их обязанностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно. В нормах права закрепляются и средства нравственного воздействия на лиц, нарушающих нормы права. Например, статьи Конституции Российской Федерации закрепляют право граждан критиковать недостатки в работе государственных и общественных организаций. Особо следует подчеркнуть, что в ней закреплены подлинно гуманистические и высокоморальные общечеловеческие принципы взаимоотношений с другими государствами. Не все отношения, в которые сотрудники правоохранительных органов вынуждены вступать при отправлении своих обязанностей, урегулированы правом. Моральная регуляция дополняет действия правовых норм там, где и по отношению к чему эти нормы не определены. Рассмотрим и другую сторону влияния нравственности на процесс реализации права. В условиях развития и совершенствования демократии, духовных начал все больше возрастает роль нравственного сознания, его влияния на правовую жизнь всего общества; оно служит важным условием осуществления законности в обществе, способствует принятию наиболее целесообразных, справедливых решений по конкретным юридическим делам.
Юридические решения, основанные только на формальном применении «буквы закона» и принятые в отрыве от морально-психологического климата в обществе, не могут быть верными и справедливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно, поскольку они соответствуют нравственным представлениям граждан о справедливом и несправедливом. Деятельность правоохранительных органов по предотвращению правонарушений основана прежде всего на нравственном воспитании и убеждении, пропаганде нравственных принципов, требований, идеалов. Нарушение всякой правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой, помимо юридической ответственности, и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия — это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятельности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон. Нравственность закона, умноженная на моральные принципы лица, применяющего этот закон, способна породить действительно эффективную правовую политику, по достоинству оцениваемую обществом. Таким образом, если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика (и даже законодатель) игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обществе атмосферы неуважения к праву, закону. И подобно тому, как говорят врачу: «Прежде чем лечить, излечись сам», судье с полным основанием можно сказать: «Прежде чем судить, будь высоконравственным». Сказанное, кстати, относится и к работникам всех правоохранительных органов. Взаимопроникновение морали и права заключается еще и в том, что правовое регулирование включает в себя определенный круг нравственных норм, которым придается юридическое значение, в то время как мораль наполнена рядом общесоциальных прав. Гармоничность и действенность их достигаются в том случае, когда существует нравственное обоснование права и правовое обеспечение моральных норм. Это является непременным условием функционирования государственных институтов, предпосылкой обеспечения достоинства и чести человеческой личности. Социальное назначение уголовного законодательства сосредоточивается именно в поиске ответа на вопрос о нравственном оправдании уголовного наказания, справедливости возмездия за совершенное преступление. Следует отметить, что мораль воздействует на область правовых отношений и на реализацию законоположений не непосредственно, а лишь преломляясь определенным образом в правосознании людей. Воздействие того или иного правового запрета без наличия соответствующего морального запрета или осуждения обедняется, лишается своего воспитательного значения; оно сводится лишь к подавлению, принуждению. И наоборот, правовая норма, поддержанная нравственно, оказывает огромное воспитательное влияние на общество. Было бы преувеличением считать, что каждая юридическая норма совпадает с соответствующей нравственной нормой. Но определенный круг нравственных принципов в обществе, существуя в качестве чисто моральных норм, в то же время так или иначе выражается в юридических нормах. Это проникновение нравственных принципов в содержание права носит различный характер. В некоторых отраслях права (например, в семейном праве) юридические нормы прямо выражают известные нравственные нормы, конкретизируют их в виде нормативных формально определенных юридических предписаний. Своеобразием, спецификой взаимодействия нравственности и права является следующее: • некоторые нравственные нормы могут превращаться в право • отдельные юридические статьи становятся нравственными • нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в С другой стороны, когда мы сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы. Многие юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану, проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические нормы, которые ставят под особую правовую защиту поведение людей, активно и самоотверженно осуществляющих принципы общечеловеческой морали (например, нормы, устанавливающие обязанности по возмещению вреда, нанесенного гражданином при спасении имущества от грозящей опасности). Сюда же относятся нормы административного и трудового права, регулирующие меры поощрения за труд, честное выполнение общественного и государственного долга и т.д., а также многие юридические нормы, связанные с регулированием отношений по трудовому обеспечению и воспитанию, организации труда женщин и подростков и другие. Особое место здесь занимают нормы уголовного и административного права, выражающие запреты совершать вредные для общества деяния и содержащие указания на меры воздействия в отношении нарушителей этих запретов. Но вместе с тем каждая взятая в отдельности уголовно-правовая норма закрепляет нравственные требования и запреты не непосредственно, а путем указания на противоправные, антиобщественные деяния. Эти деяния всегда являются в демократическом, правовом государстве и антиморальными актами поведения. Следовательно, нормы уголовного и административного права, предусматривающие юридическую ответственность, направлены и на охрану нравственности, на утверждение принципов морали. Конечно, в любой правовой системе можно встретить нормы, включающие организационные, технические правила, не несущие этической нагрузки. Так, например, законодательное установление формы протокола судебного заседания, порядка нотариального засвидетельствования документов или составления протокола задержания гражданина в дежурной части подразделений органов внутренних дел не затрагивает напрямую каких-либо моральных ценностей. Однако введение любых юридических правил и предписаний преследует цель упорядочения общественных отношений, внесения четкости и определенности во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали, ибо их несоблюдение наносит ущерб людям. В этом случае в моральных категориях оценивается не само организационно-техническое правило, а отношение к его соблюдению. Таким образом, в целом право — категория социально-этическая: оно всегда органично включает мораль той или иной социальной группы общества, волю которой оно выражает, а также взаимодействует в той или иной форме с моралью других социальных групп общества. Следовательно, при выявлении общего, присущего праву и морали, следует принимать во внимание не большее или меньшее число правовых норм, не подлежащих напрямую моральным оценкам, а главную закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений. Моральность права — проявление его ценностной характеристики.
Соблюдение законов, юридических норм — это нравственное требование: их нарушение осуждается общественным мнением как проявление недисциплинированности и неуважения к общественному долгу. Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных оценок к праву. И это понятно, так как моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сферами социальной жизнедеятельности. Учитывая специфику морали с ее оценочными категориями, можно сказать, что в применении правовых оценок к моральным аспектам общественных отношений зачастую просто нет необходимости, поскольку все правовое должно быть морально, но далеко не все моральное может быть правовым. Таким образом, диалектическое единство и взаимосвязь морали и права проявляются в следующем: активно воздействуя на мораль, право способствует более глубокому ее укреплению в обществе, и в то же время право само под влиянием морального фактора постоянно обогащается — расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как государственного регулятора общественных отношений. Можно сделать вывод из сказанного: вся сфера действия права должна быть и пространством моральности; несовершенство законодательства, правоприменительной деятельности, нарушения законности и правопорядка неизбежно влекут за собой дисфункции в сфере нравственного сознания и нравственных отношений и, подрывая уважение к праву, оборачиваются большими нравственными потерями. Поэтому постоянный учет уровня и состояния морального сознания — важный фактор повышения эффективности действия права и упрочения законности. Применительно к современным реалиям справедливо будет заметить: недостаток нравственности не может быть заменен хорошим законодательством, судом, администрацией. Без нормального духовно-нравственного развития людей нет правильной политико-правовой, государственной жизни. Подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует нравственным представлениям общества. При всей относительности нравственных норм, идеалов, оценок истинно прогрессивным может считаться лишь тот кодекс (уголовный, гражданский, административный или иной), который вбирает в себя общечеловеческую сущность морали. В настоящее время критерием любого закона должно быть признано его соответствие положениям международного права, которое, в свою очередь, все больше и больше отражает общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, милосердие, уважение естественных прав человека, его гражданских и политических свобод.
2.2. Мораль и политика Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других социальных регуляторов, важнейшим среди которых является политика. Поскольку общественные отношения, которые включаются в сферу политики, находятся также под влиянием морали, неизбежно возникает вопрос о связи и соотношении этих регуляторов. Основной вопрос политики — это вопрос о власти, ее завоевании, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчивость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы, являющиеся органами государства, реализующими его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес. Политиков во все времена обвиняли в использовании безнравственных средств в достижении своих целей. Уже с древнейших времен люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требованиям нравственности? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество. Но можно выделить две наиболее отчетливые позиции, которые отстаивают так называемые «политические идеалисты» и «политические реалисты». «Политические идеалисты» исходят из приоритета морали перед политикой. Политика должна полностью подчиняться морали. Еще Аристотель говорил о том, что лучшая политика вырастает на этической основе, на основе существующих нравов и обычаев. Цель политики, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечивать счастье граждан, такое состояние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Иными словами, цель политики находится в этической сфере. «Политические реалисты» проповедуют идею о внеморальности политики, полагая, что к ней неприменимы моральные оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, тогда как политика озабочена процветанием государства и осуществляется с учетом реальных обстоятельств. Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государственные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический результат, для моралиста — оценка этого результата и средств его достижения. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы. Как заявлял известный американский ученый и политик Р. Арон, «если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политически». Иначе говоря, в соответствии с данной позицией, если человек хочет сохранить верность высшим моральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он выбрал сферу политики, то он должен забыть о морали. Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначально безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориентира, так как именно мораль призвана служить компасом в мире человеческих отношений. В конце XX в. возникли новые подходы в понимании соотношения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем. Суть этих подходов состоит в необходимости преодолеть извечные противоречия между политикой и моралью посредством соединения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, национальными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей — это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного человека, так и интересы всего человечества. Понимание того, что нормы справедливых и гуманных отношений между людьми, политическими партиями, нациями, религиозными конфессиями и государствами должны стать основой политической жизни, все больше пробивает себе дорогу и завоевывает позиции. Реальным проявлением этого понимания соотношения политики и морали стало принятие международно-правовых документов, закрепляющих основы правового положения личности, основы межгосударственных отношений. Чтобы выяснить соотношение морали и политики, необходимо рассмотреть их взаимосвязь, через призму которой можно увидеть их единство и различие. Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуляторами общественных отношений. Они направляют поведение людей в соответствии с теми или иными общественными интересами — в этом состоит их основная социальная функция. По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков. Не случайно в развитых демократических государствах к политике и политикам предъявляются высокие нравственные требования. Достаточно вспомнить хотя бы политические скандалы и отставки политиков из-за нарушения ими нравственных норм. Связь американского президента Билла Клинтона с Моникой Левински едва не стоила ему его поста. А скандальные похождения бывшего российского министра юстиции Ковалева и бывшего Генерального прокурора Скуратова привели к их отставке. Попытки политиков уклониться от нравственного контроля свидетельствуют о слабости их позиций, стремлении оправдать аморальные действия. С другой стороны, функция морали — быть ориентиром, побудителем политической активности. Нравственность — это концентрированный исторический опыт общения людей, который показывает пути решения сложных жизненных ситуаций. Политика, решая задачи регулирования общественных отношений, не может отказаться от этого опыта, закрепленного в нравственных нормах. Исходя из этого опыта, мораль требует от политики направлять свои идеи, цели, практические действия на реализацию сущности человека, принципов гуманизма и справедливости. Мораль, остающаяся в тени, если политическая деятельность не противоречит ее принципам, заяапяет о себе, когда политика выходит за рамки справедливости и гуманизма как ценностных ориентиров развития общества. Это «заявление» может быть разнообразным как по масштабам, так и по форме: от угрызений совести отдельных политиков до нравственного негодования масс. Нравственные взгляды, идеи, представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и других категориях, оценка действий политиков в соответствии с этими представлениями существенно влияют на ход их политической деятельности. Нельзя не учитывать и того, что моральный авторитет политиков выступает важным фактором реализации государством своих политических задач. Моральным критерием политических действии является их способность обеспечить свободное развитие и удовлетворение жизненных потребностей граждан с целью достижения всеобщего блага. Для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс, пользуются их поддержкой. Поэтому политики вольно или невольно вынуждены учитывать нравственное состояние общества, существующие в нем моральные нормы и обычаи. Не случайно политические действия, в том числе неблаговидные, нередко пытаются нравственно обосновать. Политика, не имеющая нравственной поддержки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыборных кампаний кандидаты на политические посты создают себе имидж высоконравственных личностей, стоящих на защите интересов народа. На ход политической жизни большое влияние оказывает моральный фактор как способность и готовность населения реализо-вывать политическую волю.В политических действиях участвуют конкретные люди, обладающие чувствами, желаниями, волей, настроениями, поэтому их духовный подъем, убежденность в правоте своего дела, инициатива являются мощным катализатором их действий. Вот почему политики стараются использовать моральный фактор населения для обеспечения поддержки проводимой ими политики, а также снятия противодействия ей. Именно моральный фактор народа, нацеленный на кардинальные изменения в обществе, помог М.С. Горбачеву во второй половине 1980-х годов провозгласить перестройку. Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую деятельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстановку в обществе. Политика, в свою очередь, влияет на создание условий для утверждения в обществе нравственных отношений, усвоения и выполнения моратьных норм. От политики во многом зависит нравственная атмосфера в обществе. Политика способствует изменению моральных норм, накладывает существенный отпечаток на характер нравственных воззрений людей. Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, приводят к росту аморализма и преступности. И напротив, стабильная политическая система способствует укреплению нравственной атмосферы в обществе. Таким образом, мораль и политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Нельзя не согласиться со словами известного русского философа В.С. Соловьева. писавшего о том, что «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века»1.
По мере развития общества потребность в единстве моральных и политических норм возрастает. Это обусловливается следующими причинами. Усиливается влияние политики на судьбы людей и человечества 1. Повышается ценность человеческой личности. Жизнь человека, 2. Повышается информированность общества о политике и поли Единство политики и морали предполагает различия между ними. 1. Мораль старше политики, она имеет свою систему ценностей и норм, свой регулятивный механизм, которые отличаются от политических методов регулирования общественных отношений. Мораль появляется с возникновением человеческого общества в ответ на потребность в социальном регулировании. Политика, как и право, формируется с появлением государства. Мораль влияет на поведение людей через призму добра и зла, гуманизма и справедливости, политика — через призму интересов власти. Если мораль осуществляет свои функции посредством общественного мнения и внутренних убеждений человека, то политика для достижения своих целей создает систему организаций и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения. 2. Для политики характерно то, что она имеет значение для обще
3. В морали на первый план выходит именно мотивационная Вместе с тем, если свести мораль только к уровню межличностных отношений, то политика, выражающая отношения между большими группами людей, останется вне сферы морального регулирования. Нравственные отношения возникают не только между личностью и другими людьми, но и между группами людей, если эти отношения могут быть оценены с позиций добра и зла, справедливости и гуманизма, чести и достоинства, долга и совести. Наличие различий между политикой и моралью при определенных условиях может обернуться появлением противоречий между ними. Форм проявления таких противоречий может быть достаточно много. 1. Политика более изменчива, чем мораль, поэтому политические действия могут противоречить устаревшим нормам морали, которые становятся тормозом на пути реализации политических целей, отражающих сформировавшиеся в обществе потребности.Так, политические установки на развитие отношений частной собственности в нашем обществе натолкнулись на негативное отношение значительной части россиян к предпринимательству, которое оценивалось ими как спекуляция. Данное противоречие проявилось и в работе сотрудников правоохранительных органов: та деятельность, которая ранее пресекалась и считалась противоправной, попала под охрану закона. Для работы в новых условиях этим сотрудникам необходима была сложная перестройка их морального и правового сознания. Нечто подобное произошло и в отношении применения смертной казни. Политическое решение об отмене смертной казни, закрепленное в международных обязательствах России, наталкивается на противодействие морального сознания общества, не готового к таким шагам. Правда, при этом следует признать, что отмена смертной казни, по мнению многих специалистов, преждевременна не только в силу общественного менталитета, но и по причине отсутствия для этого социальных условий. 2. Существует проблема соблюдения принципа справедливости при 3. В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, 4. Иногда противоречие между политикой и моралью не осозна Например, в период сталинских репрессий противоречие между политикой и моралью существовало, но значительной частью населения в силу неверного понимания сути политики репрессии воспринимались как политически необходимые и нравственно обоснованные, то есть субъективно для многих такого противоречия не существовало. В других случаях на основе устаревших нравственных представлений в сознании людей формируются неверные политические оценки тех или иных явлений. На практике это может вылиться в рахтичного рода политически ошибочные действия, субъективно воспринимаемые человеком как борьба за справедливость, добро и другие моральные ценности. Так, изменение форм собственности в России привело к тому, что государство экономически не несет ответственности за действия акционированных предприятий. Однако в ходе забастовок работники этих предприятий по-прежнему обращаются с требованиями погашения задолженностей по зарплате к государству, считая его виновником своих бед и не принимая во внимание, что именно они и их руководство как акционеры предприятия отвечают за эффективность работы этого предприятия. Поэтому в правоохранительной деятельности так важно в каждом конкретном случае переводить политические явления на язык нравственности: с одной стороны, делая их более понятными с точки зрения простых человеческих отношений, а с другой — выявляя реальные и устраняя мнимые противоречия между политикой и моралью. Так. обосновывая необходимость применения мер принуждения к сторонникам использования противоправных средств политической деятельности, важно показывать, что добиваться политических изменений можно только законными, допустимыми средствами, ибо в противном случае нарушаются принципы гуманизма и справедливости, теряется нравственный смысл политической цели. Единство или противоречия между политикой и моралью самым непосредственным образом сказываются на правоохранительной деятельности. Лишь нравственный характер политической деятельности обеспечивает эффективность функционирования всей правоохранительной системы. Это связано с тем, что политика: • определяет стратегию правоохранительной деятельности — • вычленяет приоритеты в п
|