Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военная реформа Петра I




Военная реформа стала самой главной из всех его реформ. Она продолжалась всё правление Петра I и была самой тяжёлой как для царя, так и для России.
В 1698 г. сразу после возвращения из Европы Пётр расформировал все старые полки, за исключением самых надёжных - Преображенского, Семёновского, Лефортовского, Гордоновского. Сохранялись некоторые виды иррегулярных частей: запорожское, донское, терское, яицкое, сибирское казачество. Они несли пограничную и сторожевую службу.
Пётр I стал создавать новую армию.

 

  • Пётр I перешёл на исконно русский принцип комплектования армии - принцип повинности - исстари защищать свою землю, своего князя на Руси считалось делом каждого. С 1699 г. армия стала комплектоваться на основе рекрутских (солдатских) наборов от определённого количества всего податного мужского населения страны. С 1705 г. рекрутские наборы стали постоянными. Отныне всё податное население каждый год отдавало одного рекрута (солдата) с определённого числа душ (вначале с 500, затем с 300 и даже 100). В рекруты стали записывать только холостых с 15 до 30 лет. Военная служба была пожизненной.
  • Армия стала делиться на рода войск: драгун (коннница), пехотинцев, артиллерию. Ядром армии стала мобильная, хорошо вооружённая конница. Было сформировано 30 драгунских полков по 1300 чел. в каждом. Служба в драгунах - коннице - была привилегией русского дворянства. В драгунских и пехотных полках Пётр стал создавать гренадёрские части (гренадёры - метатели гранат). Граната обычно весила до 1 кг. Поэтому в гренадёры набирали рекрутов рослых, крепких, сноровистых. Гренадёры были элитой в армии Петра
  • Важнейшей составной частью русской армии стали пехотные полки. В это время достижением военного искусства стало введение шведским королём, выдающимся полководцем Густавом II Адольфом (1694 - 1632 гг.) линейной тактики, т.е. умения сражаться в плотном строю, совершать перестроения в составе роты, батальона, полка, владение в совершенстве оружием. Пётр I решил создать передовую по тем временам русскую пехоту. Обучать вчерашних крестьян упражнениям по строю, упражнениям с оружием, приёмам штыкового боя было невероятно трудно. Все они были поголовно неграмотны, не понимали, где левая сторона, где правая и т.д. Тогда им к одной ноге привязывали пучок сена, к другой - пучок соломы. Так они учились различать " право", " лево". Во время боя действовали специальные команды, которые отлавливали неприятеля, наиболее виртуозно владевшего оружием. Затем пленных заставляли демонстрировать своё мастерство русским рекрутам. Но всё время шла война, зачастую учиться приходилось во время боя. Для многих рекрутов это заканчивалось трагически. Те же, кто выживал в жестоких рубках, становились отличными воинами.
    Во времена Петра I была создана система русского рукопашного боя. Она впитала всё самое передовое и эффективное из национального опыта, а также из западноевропейской и восточной систем. Русский рукопашный бой стал достижением русского военного искусства.
  • Важной составной частью военной реформы стало создание русской артиллерии. Одним из организаторов русской артиллерии стал сподвижник Петра I Я.В. Брюс. Он сделал очень многое для стандартизации артиллерии, её техническому перевооружению и реорганизации. Службу в артиллерии в это время начал также любимец Петра I Абрам Петрович Ганнибал, сын эфиопского вельможи, проданный в рабство в Константинополь и оттуда попавший к Петру I. Царь послал своего любимца на учёбу во Францию, после чего тот стал крупнейшим военным инженером. В 1799 г. у него родится правнук Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. До Северной войны артиллерийские орудия поступали из Швеции. Теперь же потребности артиллерии обеспечивали два больших оружейных завода в Туле и Сестрорецке, два крупных пороховых завода в Петербурге и Охте, а также комплекс железоплавильных заводов в центре, на севере и Урале. В правление Петра I была создана отечественная артиллерия. Отечественная промышленность стала удовлетворять нужды армии в оружии и боеприпасах.
  • В 1696 г. в Воронеже было положено начало военному флоту. К концу 90-х гг. было построено около 30 военных кораблей. С началом Северной войны в Архангельске, на Балтике началось строительство Балтийского флота. Строительство флота резко активизируется в 1711 - 1713 гг. на верфях Петербурга. К окончанию Северной войны Россия на Балтике имела самый мощный флот. В 20-е гг. на Каспийском море был создан Каспийский флот. За 15 лет в совершенно сухопутной стране был создан мощный военный и торговый флот - 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем в 28 тыс. чел.
  • Государство наладило переобмундирование армии по образцу саксонской армии. В основном она была одета по подобию семёновцев и преображенцев.
  • Было проведено перевооружение армии - в войсках стали применяться регламентированные виды оружия: ружьё со штыком, кремнёвый пистолет, шпага, палаш, офицерский протазан, сержантская алебарда, казачья пика и сабля.
  • Возникала военная наука. В ходе Северной войны приобретался опыт ведения войны. Военный опыт отливался в форме уставов, инструкций, наставлений. Значительным среди них был " Устав воинский" (1716 г.), состоящий из 3 книг. В его составлении принимал участие сам Пётр I.
  • Была налажена система профессионального военного образования. Базовыми для подготовки офицерского состава стали Преображенский и Семёновский полки. Там начинали прохождение службы бояре и дворяне. Затем в качестве офицеров они направлялись в другие полки. В 1699 г. была открыта бомбардирская школа при Преображенском полку. В 1701 г. открылась артиллерийская школа в Москве, в 1712 г. в Петербурге. Затем были открыты две военно-инженерные школы. Для подготовки низшего офицерского состава была организована огромная сеть гарнизонных школ. Для подготовки кадров для флота были открыты мореходная школа, Морская академия офицерских кадров, гардемаринская школа (гардемарин - будущий морской офицер). В конечном итоге к 20- м гг. Россия смогла полностью обеспечивать армию и флот своими кадрами морских, пехотных, артиллерийских и инженерных офицеров.
  • Существенно была укреплена дисциплина в армии. Она была суровой, но не отличалась от порядков в армиях Швеции, Англии, Франции. Известен случай, когда генерал А.И. Репнин после неудачного сражения под Головчином был разжалован в рядовые. После А.И. Репнину было возвращено звание генерала.
  • У вооружённых сил России появился главный символ - боевое знамя. При Алексее Михайловиче первые военные корабли ходили под бело - сине - красными с двуглавым орлом знамёнами. Эти цвета символизировали древнерусское полнимание мира: красный цвет - мир физический, земной; синий - небесный, белый - мир божественный. С 1705 г. военному флоту Пётр передал Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле). Бело - сине - красный флаг был передан торговым судам. У каждого полка были свои знамёна с использованием символики того места, где полк комплектовался.
  • У русской армии появилась целая плеяда талантливых полководцев: А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс и др.

Итогом военной реформы стало появление у России регулярной, одной из сильнейших армий в Европе. Она насчитывала до 200 тыс. чел., в т.ч. 100 тыс. казачества. Русская армия смогла побеждать своих основных противников.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал