![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственные социальные внебюджетные фонды⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Создание внебюджетных фондов было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения; для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления. Внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов. Государственные внебюджетные фонды – государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для финансирования расходов в интересах граждан на социальное обеспечение по возрасту; соц. обеспечение по болезни, инвалидности и т.д.; в случае рождения детей; в случае безработицы; охрану здоровья и получение медицинской помощи. Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения. Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего на рынке гос. ценных бумаг. Фонды различаются по правовому положению и целям создания. По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей; а вторые – в распоряжении органов местного самоуправления. В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (фонды соц. страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность. В РФ к фондам соц. назначения относятся: Пенсионный фонд (ПФ); Фонд соц. страхования РФ (ФСС); Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного мед. страхования (ФФОМС и ТФОМС). Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет составляет около 50% федерального бюджета. Был образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Главными задачами фонда являются: - выплаты в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственным и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; - пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1, 5-6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат; - организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда. Фонд социального страхования. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. В фонд входят исполнительные органы: 1) региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; 2) центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйств; 3) филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Главными задачами фонда является: · обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; · участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию соц. страхования. Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение мед. помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Осуществляется в 2 видах: обязательном и добровольном. Фонды обязательного мед. страхования является самостоятельными государственными не некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции: · выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного мед. страхования; · финансирование целевых программ в рамках обязательного мед. страхования; · разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О мед. страховании граждан в РФ»; · организация подготовки специалистов для системы ОМС; · участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой программы ОМС. Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС. На территориальные фонды ОМС возложены основные функции: · финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками); · выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; · предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщиками при обоснованной нехватке у них финансовых средств; · создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; · организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд. К экономическим внебюджетным фондам РФ относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения НИОКР, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за исполнением средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения. Главным источником доходов внебюджетных соц. фондов является Единый социальный налог (введен с 2001 г.). В настоящее время Единый социальный налог упразднен. В последующем тексте порядок формирования средстввнебюджетных фондов социального назначения изменить. Ставки соц. налога дифференцированы для различных групп и категорий налогоплательщиков. Так, для налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемным работникам, общая суммарная ставка (при доходе каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб.) составляет 26%, в том числе, в Пенсионный фонд - 20%, в Фонд соц. страхования - 2, 9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1, 1% и территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2, 0%. Отличительной особенностью соц. налога является регрессивный характер установления ставки налога для всех категорий налогоплательщиков: с ростом налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года ставка налога уменьшается. Источниками формирования средств Пенсионного фонда является: 1) страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога; 2) ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату гос. пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; соц. пенсий, пособий на детей старше1, 5 лет); 3) средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением долгосрочных пенсий безработным; 4) средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований; 5) доходы от капитализации временно свободных средств; 6) беспроцентные ссуды, займы и кредиты; 7) добровольные взносы юридических и физических лиц; 8) др. поступления. Средства фонда направляются на: выплату государственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1, 5 лет; оказание органами соц. защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; и др. Средства Фонда социального страхования формируются за счет: 1) страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога; 2) доходов от капиталов временно свободных средств; 3) добровольных взносов граждан и юридических лиц; 4) поступлений от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда; 5) др. поступлений. Основными направлениями использования средств Фонда являются выплаты пособий: по временной нетрудоспособности работника; на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха; на погребение; семьям, имеющим детей, а именно: а) пособия по беременности и родам; б) единовременные пособия при рождении ребенка; в) ежемесячные пособия на ребенка по достижении им 16 лет, а на учащихся общеобразовательных шкот – до ее окончания, но не старше 18 лет; г) и др. Значительные средства расходуются на: а) частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в том числе для детей и юношества; б) проведение НИР по вопросам соц. страхования и охраны труда; в) обеспечение текущей деятельности ФСС. Средства Федерального фонда обязательного мед. страхования формируются за счет: 1) страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога; 2) взносов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; 3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканский программ обязательного мед. страхования; 4) доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда; 5) нормированного страхового запаса финансовых средств федерального фонда; 6) добровольных взносов и иных поступлений, не запрещенных законодательством РФ. Основная функция Федерального фонда обязательного мед. страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного мед. страхования путем предоставления им субвенций. Источниками доходов Территориальных фондов обязательного мед. страхования являются: 1) страховые взносы работодателей виде отчислений от социального налога; 2) страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ; 4) доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда; 5) финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и др. лиц в виде штрафных санкций. 32. Сущность и структура кредитной системы Существуют две трактовки понятия кредитной системы: 1) кредитная система как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования; 2) кредитная система как совокупность кредитно-финансовых учреждений страны.Под кредитным учреждением понимается учреждение, которому разрешена кредитная деятельность, т.е. привлечение денежных средств и предоставление их в ссуду.
Первое определение связано с движением ссудного капитала в виде различных форм кредита. Кредитная система в этом случае представляет собой совокупность кредитов разного вида: коммерческого, банковского, государственного, ипотечного, потребительского, инвестиционного, инновационного и других. Основными видами кредита являются банковский и коммерческий. Если одна из сторон кредитных отношений является банком, то кредит называется банковским. Если обе стороны кредитных отношений являются банками, кредит называется межбанковским. Разновидностями банковского кредита являются: срочный, контокоррентный, овердрафт, онкольный, вексельный, акцептный и др. Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый предприятием-продавцом предприятию-покупателю в товарной форме при продаже и поставке товара с отсрочкой его оплаты. Коммерческий кредит оформляется, либо записью по открытому счету (документом в этом случае является счет-фактура), либо векселем. Процент за кредит включается в цену товара и в сумму векселя. Кредитная система как совокупность кредитных учреждений имеет следующую структуру: 1. Центральный банк. 2. Банковский сектор; - коммерческие банки; - сберегательные банки; - инвестиционные банки; - ипотечные банки; - инновационные банки; - другие специализированные банки. 3. Страховой сектор: - страховые компании; - пенсионные фонды. 4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: - инвестиционные компании; - финансовые компании; - благотворительные фонды; - ссудно-сберегательные ассоциации; - кредитные союзы и т.д. Такая структура кредитной системы типична для большинства развитых стран, в том числе и для РФ. Иногда третий и четвертый ярусы объединяют в один – систему небанковских кредитных учреждений. В европейских странах (особенно в Германии) и в США важным элементом кредитной системы является некоммерческая кредитная кооперация (городские и сельские кредитные кооперативы, кредитующие мелких предпринимателей и потребительский сектор). Необходимо различать ярусы и уровни кредитной системы (как совокупности кредитных учреждений страны). Ярус кредитной системы – составная часть, элемент ее структуры. Уровень кредитной системы – понятие, связанное с формой собственности кредитного учреждения. Одноуровневая кредитная система, присущая плановой экономике, состоит только из государственных кредитных учреждений. Двухуровневая кредитная система, присущая рыночной экономике, состоит как из государственных, так и не государственных кредитных учреждений. В нашей стране переход от одноуровневой к двухуровневой кредитной системе произошел в результате реформы 1987/88 гг., т.е. еще до распада СССР.
[1] Подчеркнем, что большинство из перечисленных ниже принципов излагаются в редакции Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2008 г.
|