Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский 4 страница






Антропософия (гр. – человек и мудрость) – мистическое учение о реальности духовного мира и о способах его познания. Это разновидность теософии. Антропософия – учение о постижении высшего смысла жизни, обожествлении человеческой личности. Это принципиально новое миросозерцание, объединяющее внутри себя, в органичном единстве мысли и чувства, науку и религию. Антропософия стала методологической основой создания вальдорфской педагогики и школы. По мнению сторонников этого учения софия-мудрость должна восприниматься как живое существо, определяющее развитие человека, его самодух. От ее развития зависит социальная культура человечека. Антропософия не принимается христианством хотя бы потому, что она породила искаженное толкование многих истин и догм и стала основой сектанства.

Антропотехника (гр. – человек и техника) – это наука о педагогическом проектировании систем и процессов развития детей (и каждого ребенка в отдельности) с учетом их национальности, геополитического положения территории проживания, исторического прошлого народа, пола, состояния здоровья. Для этого нужны знания об организации и проектировании педагогического процесса. Их и разрабатывает новая комплексная наука антропотехника. Эта наука также занимается вопросами использования различной техники, дидактических средств и ЭВМ в целях обучения и воспитания. В образовании в конце ХХ в. появилась новая педагогическая специализация антропотехника.

Антропоцентризм (гр. – человек в центре) – одна из глобальных мировоззренческих систем, основанных на признании Человека центром Вселенной и его неограниченных возможностей в преобразовании мира. Согласно антропоцентристских позиций, только познав Человека можно объяснить общество, цивилизацию и Вселенную в целом и подчинить их его интересам («Все во имя человека, все во благо человека»). Эта мировоззренческая система имеет материалистическую основу, ее становление произошло в эпоху Возрождения, в период бурного развития естественных наук и критики христианства (теоцентризма). В этой системе сформировался гуманизм, ее крайним выражением стал марксизм-ленинизм, ставший методологической основой советской системы воспитания. Антропоцентризм, в любых проявлениях, упрощает проблему человека, примитивирует его миссию на Земле.

Апатриды (гр. – нет родины) – так называют людей, лишенных по какой-либо причине родины, вынужденных переселиться в новые места подчас без права гражданства. Это – переселенцы, беженцы. Апатриды – люди без исторических корней, с нарушенной системой передачи обычаев и традиций. В последние десятилетия термин стал обозначать вообще всяких переселенцев с родных или просто «насиженных» мест в новые для них места проживания.

Аподиктическое суждение (лат. – несомненный) – это высказывание о тех признаках предмета или явления, которые мыслятся как присутствующие у них при любых условиях; это суждение, у которого отношение сказуемого с подлежащим мыслятся как необходимое, не заменяемое никакими другими отношениями. Например, суждение «каждая вещь должна иметь свое место» или «солнце греет и светит». Аподиктические суждения делают устойчивой любую мысль, речевой текст. Это своего рода каркас, вокруг которого могут находиться суждения подвижного свойства – ассерторические, проблематические суждения. Вместе с тем, аподиктические суждения в социальной и политической сфере могут быть и ошибочными (например, «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым») и служить средством идеологического зомбирования людей и общества в целом. На таких суждениях строятся наррадигмы и парадигмы в педагогике.

«Апокалипсис» (гр. – откровение) – пророческая книга из числа Новозаветных книг. Написана святым апостолом Иоанном Богословом, обладающим, по преданиям, тайновидением. В этой книге изложены пророчества о «конце света», откровения о могуществе Мирового Зла, о его вековечной борьбе с силами света, о конечном воцарении Бога и Агнца Божия, т.е. Иисуса Христа на земле. Современная научная концепция апокалипсиса предполагает возможный «конец света», но в результате ядерной войны, духовного обнищания, разрушения природы.

Апокриф (ы) (гр. – тайный, скрытный) – это жанр церковной литературы, состоящий в разъяснении, уточнении, анализе канонических текстов. Сюда входят жития святых, послания, молитвы, переписка служителей церкви с мирянами и др. В русский язык это слово было привнесено из Византии после принятия христианства. Многие места из Священного писания были непонятны народу, отчего и возникла потребность в их разъяснении. Апокрифическая литература – это литература диалога, почти вся она постороена на вопросно-ответной системе.

Аполитичность (гр. – отрицание политики) – это качество личности, характеризующее ее негативное отношение к политике, пассивность и безразличие к партиям и партийной борьбе, к участию в выборах, к общественной жизни. В то же время аполитичность – отсутствие политического смысла действий, слепое подчинение любой системе власти, неразборчивость в политических предложениях и действиях. Аполитичность проявляется в форме гражданского неповиновения, маргинальности, в неосознанном участии в выборах и демонстрациях. Нельзя путать с беспартийностью.

Апологетика (гр. – защищаю) – отрасль теологии, где разрабатываются способы защиты вероучения от ереси с использованием доводов, обращенных к разуму. Здесь рассматривается сущность религии, доказывается бытие Бога, раскрываются особенности ее догматов и нравственные принципы. Главная мысль апологетики – невозможность на земле существования высоконравственных отношений, развития культуры и справедливости общественных порядков без истинной религии и религиозности масс. В литературе существует термин «апология», обозначающий литературно-публицистический жанр, в котором автор выступает в защиту какого-либо дела, человека, идеи.

Апологеты – так называли раннехристианских богословов и философов, пропагандирующих преимущества новой религии по сравнению с другими верованиями Римской империи. Апологеты обосновывали высокие нравственные принципы и полезность учения Христа для общества. Позднее такое понимание было дополнено опытом общественной жизни: апологетами стали называть неумеренно и тенденциозно что-то или кого-то восхваляющих и защищающих людей.

Апостасия (гр. – отступничество) – отказ от высших духовных целей человечества, существование ради низменных материалистических желаний и устремлений. Апостат – это мятежник, вероотступник. За вероотступничество церковь сурово наказывала, вплоть до отлучения.

Апостол (гр. – посланник) – в христианстве это посланник Божий, проповедующий на земле Его учение от имени самого Бога Отца. Так называли 12 избранных учеников Господа, которых Он послал проповедовать Евангелие. Их имена: Симон (Петр), Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иуда Искариот. Матфей и Иоанн записали наставления Христа, Иуда Его предал Римским властям. Сегодня апостольство – это звание, состояние, добровольно взятая на себя обязанность, выполняемые монахами или странствующими проповедниками. В обыденной жизни так называют активных, искренних и убежденных последователей, приверженцев и пропагандистов какого-либо учения, теории.

Апофатический метод (гр. – отрицающий метод) – в христианской догматике это метод доказательства бытия Божия. Этот метод построен на признании принципиальной непознаваемости Бога и его важнейших проявлений в реальном мире. Апофатический метод отвергает рационалистическое обоснование догматики и признает лишь один способ богопознания – мистическое озарение. На этом методе построено апофатическое богословие, основанное на аксиомах и отрицающее всякую попытку что-либо познать, доказать, но признающее сверхчувственное постижение. Этот метод вполне соотносится с методом медитации. Существует также катафатический метод познания Бога. Апофатический метод породил христианский символизм.

Апофеоз (гр. – обожение) – это возвеличивание, прославление и даже обожествление какого-либо героя, конкретно живущего лица, организации или события. Этим, как правило, заканчиваются некоторые театральные постановки, концерты, презентации, вечера памяти, торжественные собрания. Делается это торжественно, возвышенно, ярко, что усиливает эмоциональные реакции зрителей, участников. Учитель нередко использует апофеоз как методический прием, усиливающий восприятие учащимися изучаемого исторического факта, литературного героя или научной идеи. Апофеоз урока – это элемент его психологической структуры, момент открытия учащимися какой-нибудь научной истины, их влюбленности в героя и переживаний за его судьбу и т. п.

Апрель (лат. – открывать, расцветать) – четвертый месяц календарного года, середина весны. Древнерусские названия месяца: «березозол» (когда жгут березу на уголь, цветень - начало цветения садов, цветов. Это месяц расцвета, раскрытия природы, тепла и света («Пришел средул – теплый ветер подул»). Но апрель может быть и «снегогоном», «зажги снега», «заиграй овражки». В середине апреля медведь из берлоги выходит, лисицы меняют места проживания; селяне и садоводы сеют рассаду. Это месяц Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), Великого Поста, Благовещения (7 апреля), дня памяти Георгия Победоносца (23 апреля), Пасхи – Воскресения Христова. Среди гражданских праздников наиболее значимый – День Космонавтики (12 апреля). Для школы – это месяц весенних каникул и начала последней четвертой четверти, для студентов – время активного учения. Это время, наиболее благоприятное для изучения духовных наук, гуманитарных дисциплин.

Арийцы (арии) (санскр. – благородный) – так называют высшую цивилизацию свободный людей, занимающихся земледелием (арья-орала). Эти люди обладали высокими принципами, ставили перед собой духовные цели, признавали приоритет духовных ценностей. Согласно преданиям и некоторым исследованиям арии являются далекими предками славян. Древние арии, согласно легендам, пришли на Землю более 40 тысяч лет назад со звезд Большой Медведицы и поселились на материке Арктида (место современного Северного Ледовитого океана). Это была самостоятельная цивилизация, уничтоженная стихийным бедствием. Спасшиеся арии создали свои государства в нескольких местах и, в том числе, на Южном Урале. Сегодня слово «арии» означает «перволюди». Этим словом называют также потомков ведической культуры. Принадлежность к арийской расе среди народов всегда считалась престижным.

Артель (тат. – община) – это добровольно организованное товарищество для производственной деятельности – промыслов, ремесел, добычи сырья, складирования и хранения и т. д. Известны артели рыбаков, бурлаков, каменщиков, плотников и др. В рыбных и звериных промыслах артель называлась ватагой. Внутри артели было полное равенство артельщиков, круговая порука, ответственность всех за каждого и каждого за всех. Артель на общем собрании выбирала старосту (атамана), распределяла прибыли и решала другие важные вопросы, вплоть до нравственных. Артель для России – самый древний способ коллективной организации труда. Ныне артельный способ сохранил себя в золотоискательстве, в звериных и рыбных промыслах и др. К концу ХХ в. идет возрождение некоторых утраченных традиций русской артели. Одна из таких попыток – через создание товариществ.

Артос (гр. – хлеб) – так называется круглый хлеб с изображением Креста или Воскресения Христова, который ставится пред царскими вратами в церкви на Светлой седмице. Этот хлеб освящается в конце пасхальной литургии. В субботу Светлой седмицы артос разделяестя и раздается верующим для вкушения. Артос обладает способностью исцелять от недугов и болезней. Обычай этот существует со времен апостолов – учеников Господа. За каждой трапезой они оставляли за столом особое место и клали перед ним часть хлеба, обозначая присутствие Воскресшего Господа.

Архаизмы (гр. – древний) – вышедшие из активного употребления слова, выражения, одежда, действия, манеры, обычаи, воспринимаемые как пережитки старины и используемые как средство стилизации при психологической характеристике. Архаизмы сохранились в обыденной жизни отдельных людей, в диалектной речи.

Архетип культуры (гр. – начало образа) – прообраз миропорядка, запечатленный в человеческом бессознательном и определяющий отношение человека к жизни. Это врожденная психологическая структура которая лежит в основе интуиции, предчувствий, предсказаний. Архетип – это «вечная память», над которой нет контроля сознания. Это «сигнальная наследственность», доминирующие «наследственные данные, определяющие типичную реакцию данной нации на окружающую ее действительность». Архетипы культуры – это коллективный «осадок» исторического прошлого, благодаря чему возникает человеческое единообразие культур, исторических линий развития. Распознать архетипы можно по нарисованным человеком геометрическим фигурам, в образах сказок, мифов. Архетипы культуры включаются в творческий процесс, но проявляются в нем как типичное для данной человеческой общности. На основе этого различают «славянскую душу», «русский дух», «сибирский характер» и т.д.

Архангелы (гр. – начальники ангелов) – в христианстве это ангелы высших ликов, начальники ангелов. Всего их семь, по тайному числу творения. Самым главным считается Архангел Михаил – верховный военоначальник в космической войне с врагами Бога. Имя Архангела – Михаил означает «тот, кто подобен Богу». Все дела Архангела подтверждают это: он первым восстал против сатаны и низверг его с неба, он сражается за дело спасения рода человеческого, верен Царю Небесному, самоотвержен, смирен, нетерпим к пороку и нечестию. Архангел Михаил – воин, защитник добродетелей и вершитель Правосудия; изображается с мечом и весами в руках. Архангел Гавриил, преподнесший Богородице райскую ветвь, служит чудесам, является особым вестником всемогущества Божия. Это он возвестил людям о чудесном зачатии Иоанна Предтечи от престарелых родителей, о приходе Сына Божия в этот мир, о честном успении Пресвятой Богородицы. Архангел Гавриил изображается с лилиями или скипетром, увитым лилиями. Архангел Рафаил, имя которого означает «помощь, исцеление Божие» - врач недугов человеческих. Он – защитник детей, путешественников и паломников, изображается с посохом в руке. Архангел Урикл – «огонь и свет Божий» - просвещает умы людей откровением истины, для них полезной, воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые земные привязанности, покровительствует людям, занимающимся науками и призывает их служить свету истины. Архангел Селафиил – «молитва к Богу» - согревает молитвой наши холодные сердца, вразумляет нас в том, чем, когда и как молиться. Архангел Иегудиил – «хвала Богу» - поощряет людей, труждающихся во славу Божию, защищает их. Архангел Варахиил – «благословение Божие» - как бы пересылает благословение Божие на всякое доброе дело, житейское занятие – в помощь нуждающимся, в приобретении небесных благословений. Архангелы покровительствуют не только отдельным людям, а и народам. Человеку надо пребывать непрестанно в молитвенном общении с ними как вестниками Бога.

Архиепископ (гр. – старший надзиратель) – это почетный титул старшего епископа, выполняющего надзирательные функции за религиозно-церковным поведением мирян и духовенства сразу нескольких епархий. Этот титул присваивается исключительно патриархам и митрополитам, возглавлявшим поместные церкви. Звание архиепископа может присуждаться за заслуги перед церковью, как награда. К архиепископу принято обращаться «Ваше Высокопреосвящество».

Архидиакон (гр. – главный служитель) – духовный сан в христианстве, старший из диаконов; в православной церкви присваивается первому диакону кафедрального собора правящего епископа. В обязанности архидиакона входит выполнение воли епископа, помощь ему при богослужении, забота о подготовке низших клириков, надзирание других диаконов, заведывание благотворительными делами епархии. Архидиаконы имеются при монастырях и крупных соборах.

Архиерей (гр. – старший священнослужитель) – общее название священнослужителей высшей, третьей степени христианской церковной иерархии; это старший священник. Иногда называют «архипастырем». Он может совершать таинства, руководить церковной жизнью, может управлять епархией. Из числа архиереев пожизненно избирается патриарх. К архиереям принято обращаться «Ваше Преосвященство». Неофициальное обращение «владыко».

Архиерейские школы – один из типов школ дореволюционной России, предназначенный для профессиональной подготовки подростков к работе в качестве священнослужителей. Эти школы создавались при епархиях, работали под личным патронатом высших чинов православного духовенства, имели при себе интернаты и воспитывали детей с отрывом от семьи. В них преподавались самые различные дисциплины: грамота и древние языки, арифметика и геометрия, философия и логика, пиитика и риторика, а также богословие, церковно-славянский язык, церковное пение и др. В архиерейских школах осуществлялось глубокое религиозно-нравственное воспитание. Такие школы были созданы в первой половине XVIII столетия при Петре I и стали первыми в России духовными учебными заведениями. В XIX в. структура архиерейских школ усложнилась: появились низшие и высшие школы, платные и бесплатные, школы с разными образовательными программами.

Архимандрит (гр. – начало, ограда) – высшее монашеское звание; так называют обычно настоятеля мужского монастыря. Это служители средней степени христианской церковной иерархии. Иногда дается как почетный титул.

Архистратиг (гр. – военачальник) – согласно церковным описаниями это архангел Михаил, предводитель небесного воинства (ангелы) в борьбе с сатаной и его воинством.

Асимметрия мозга (гр. – нарушение равновесия) – это явление неравноценного по функциям построения двух полушарий головного мозга. Почти сто лет назад было замечено, что центр речи чаще всего располагается в левом полушарии, регулирующем работу правой руки. Правое полушарие регулирует эмоции, образы, а левое – интеллект, слова, структуры; правое – пространственные характеристики, левое – временные. Целостная многогранная многокрасочная картина мира создается только усилиями обоих полушарий. Асимметрия мозга наблюдается с самого рождения. Опыт убеждает, что надо с детства развивать оба полушария, в противном случае мы будет иметь дело с правополушарниками и левополушарниками, т.е. людьми с сильно развитой лишь одной половиной мозга. Важно их взаимодействие, что достигается специально построенной деятельностью и систематическими упражнениями.

Аскет (гр. – упражнять подвиг) – это человек самой строгой воздержанной жизни, изнуряющий плоть свою, отрешившийся от благ и удовольствий, искусственно подавляющий в себе естественные желания и потребности. Это человек, образ жизни которого соответствует учению аскетизма. В обыденной жизни аскетами зовут людей, живущих одной идеей, каким-либо одним делом и жертвующих ради них всеми радостями жизни, долгом перед ближними, отрешившихся от других интересов и забот.

Аскетизм (гр. – подвижничество) – учение о сознательном выключении тела и физических потребностей из системы человеческих переживаний и отношений. Это учение о победе духа над телом. Аскетизм – это также и метод духовного развития («делания духа»), способствующего умению переносить телесное страдание и сохранять спокойную и невозмутимую душу. Как метод аскетизм (аскеза) состоит в усмирении потребностей плоти и материальных, в обете молчания и уединения, в отказе от соблазнов и жизненного комфорта. В православии аскетизм проявляется в смирении, строгих постах, отказе от собственной воли, послушании, молитве. Вместе с тем, аскетизм не требует полного отречения от мирской жизни. Так, аскеты исповедуют светлое отношение к своему телу как «храму Божию», они видят в теле «сотрудника духа», его друга. В аскетике речь идет только об обуздании тела, его воспитании и приспособлении к служению духу, душе и уму. Метод аскетизма используется в нравственном воспитании, как удерживающий от постыдных поступков (чревоугодия, прелюбодеяния, измены, лени и др.) и при воспитании воли. Метод аскетизма лежит в основе некоторых методов медицинского лечения, особенно в альтернативной медицине. Аскетизм, как система взглядов и поведения, нередко использовался как метод борьбы с мировым злом и выражался в уходе человека от мирской жизни. Но в русском народном сознании он приветствуется только для немногих монашествующих, проходящих длинный тернистый путь послушания. Возник как нравственная система в христианстве и до XV века, до зарождения гуманизма, был носителем культурно-нравственного идеала христианских народов.

Аскетические добродетели (гр. – подвижнические) – добродетели, утверждающие себя как личностное начало и господство над естественным, природным. Считается, что природе свойственно жалеть, а личностному началу в человеке – избирать свой путь. К аскетическим добродетелям относятся: пост, бдение, телесные подвиги (в том числе героизм), труд, воздержание, чистота, непорочность, целомудрие, трезвость, некурение. К ним дети постепенно приучаются с детства.

Асоциальное поведение (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек. Асоциальное поведение у детей проявляется в агрессивности, драчливости, детском воровстве, бродяжничестве, нарушении школьных правил. Такое поведение становится предметом перевоспитания. Асоциальное поведение нередко приводит к противоправному поведению.

Аспид (гр. – ядовитая змея) – так называют человека злого, злобного, скрягу, к тому же лукавого, неискреннего. Первоначально так называлась ядовитая змея, родственная кобре. Затем этот термин был перенесен на характеристику человека со сходными чертами характера. Этот перенос можно считать явлением анимализации. В русской мифологии это существо – дракон или крылатый Змей с птичьим носом и двумя хвостами. Живет обычно в горах, но там, где поселяется, оставляет в этой местности пустыню.

Ассерторическое суждение (лат. – утверждаю) – это такое суждение, в котором лишь указывается присутствие у предмета того или иного признака. Это простое утверждение или отрицание, которое констатирует действительность, как она сейчас есть. Например, «Волга спадает в Каспийское море» или «Течет река Волга». Такие суждения не носят силы утверждения, функции идеи, не выполняют роли значения или необходимости. Они фиксируют жизненные реалии. Их следует различать с аподиктическими суждениями и проблематическими. Ассерторические суждения часто напоминают аксиомы.

Ассимилированное сознание (лат. – уподобление) – это сознание, по своим ценностным ориентирам слившееся с массовыми клишированными идеологическими установками. Человек как бы ассимилирует, уподобляет, отождествляет себя с ними. Это не индивидуализированное, не персонифицированное сознание; оно всегда вторично, как вторична мода, политика; оно секулярно, т.е. находится вне религии, вне пола, вне возраста, вне долга и обязанностей. Оно смещает вечные человеческие ценности, разрушает границы разумной достаточности: этим сознанием допускается смена пола, ношения одежды без учета пола и возраста, неуважение национальных интересов и т. д. В этом сознании отсутствуют нравственные ориентиры, в нем нет духовной опоры, оно развернуто в сторону материальных ценностей и глубоко материалистично. Поэтому его зарождение у народа или конкретного человека можно оценить как зло, разрушающее человека в человеке и ассоциирующее его с социальной средой.

Ассоциированные школы (лат. – соединенные) – это образовательные учреждения, входящие в ассоциацию как автономные и равноправные ее члены. Так называются школы, объединенные в рамках ЮНЕСКО для проверки и реализации определенных нравственных и духовных ценностей среди учащихся, молодежи и преподавателей с учетом национальной и региональной специфики. Это форма развития международных контактов в сфере воспитания и образования по единой программе ЮНЕСКО. Учащиеся и педагоги этих школ устанавливают между собой контакты, переписываются, проводят совместные мероприятия.

Астральная мифология (лат. – звездная) – это мифы, в которых рассказывается о Солнце, Луне, созвездиях и других светилах и их влиянии на человеческие жизни и жизнь Земли. Некоторые астральные мифы явно религиозного характера. Такие мифы есть у всех народов, у русского тоже. Например, мифы о Яриле, Дажьбоге. Эти мифы иногда называют космологическими.

Астрология (гр. – наука о звездах) – это учение о связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей и народов, о возможности предсказания будущего по положению звезд. Астрологическое знание служит основой для составления гороскопов. Авторитет астрологии в настоящее время чрезвычайно высоко, ею пользовались императоры, полководцы, высокие государственные мужи. Ранее в отечественной науке астрологию относили к парапсихологии. Астрология основана на идее тождества микро и макрокосмоса. В древности ее использовали как метод изучения небесных светил, для гадания о судьбе народов и отдельных людей. Астрология была известна древнерусским волхвам. Современная православная церковь осторожно относится к астрологическому знанию. Она считает, что астрологический детерминизм подсознательно перепрограммирует человека в направлении полной духовной несвободы. В русских язык слово пришло в XI в.

«Асфальтовый мальчик» (гр. – битум) – так образно называют детей, родившихся и выросших в крупных городах, индустриальных центрах, где дороги и тротуары асфальтированы. Под этим подразумевают тот факт, что дети не знают и не видят природы, не понимают, как растет хлеб, не знают труда по добыванию «куска хлеба». По психологии это дети – потребители кем-то созданного продукта, с ассимилированным сознанием, мало понимающие истинную цену жизни и труду. Нередко «асфальтовыми мальчиками» зовут детей нездоровых, бледного вида, слабосильных. Такие дети появляются как результат отчуждения человека от природы, что снижает иммунитет выживаемости.

Атеизм (гр. – неверие) – неверие в бытие Бога, отрицание его существования, проявление враждебного отношения к религии вообще, отсутствие благочестия как религиозного начала. Атеизм стал самостоятельным научным направлением, отыскивающим доказательства невозможности существования Бога и вредности всякой религии. Атеизм лег в основу атеистического и антирелигиозного воспитания, антирелигиозной пропаганды. В годы Советской власти атеизм был государственной идеологией. Сегодня очевидно, что атеизм ненормален, он противоречит подсознательному чувству о существовании Высшей Силы. Он создал порочную основу для личностного поведения, когда не стыдно за распутство, не совестно за эгоизм, не страшно за одиночество. Разрешение свободы вероисповедания и очевидность необходимости веры в Бога побудило многих людей отказаться от насильственно навязанного атеизма и обратиться к религии, к Церкви. Слово «атеизм» в русский язык пришло в XVIII в.

Атеистическое воспитание (гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеологии. Атеистическое воспитание преследовало цель выработать марксистско-ленинское материалистическое мировоззрение и преодолеть религиозные верования. В его состав входили антирелигиозное воспитание и антирелигиозная пропаганда. Это направление, как одно из важнейших, было введено коммунистической партией и просуществовало весь советский период развития общества, до принятия Закона о свободе совести и вероисповедания. В настоящее время в отечественных образовательных учреждениях оно не проводится.

Атмосфера в коллективе (гр. – воздух сферы) – это интегративное понятие, характеризующее состояние взаимоотношений в детском или педагогическом коллективе, обстановку в нем. По аналогии со словом атмосфера, заимствованным из географии оно означает как бы «оболочку» коллектива, то, что складывается из стиля отношений, общественного мнения, ценностных ориентаций. Различают благоприятную и неблагоприятную атмосферу в коллективе по самочувствию его членов. Различают также нравственную атмосферу, психологическую атмосферу. Понятие атмосфера в коллективе входит составной частью в понятие социально-психологический климат в коллективе.

Атрибуты (лат. – приданное) – это конкретный предмет, наделенный людьми определенным жизненно важным смыслом. Этот предмет, естественного или искусственного происхождения, становится носителем свойств отражающих явлений, событий, личностей. Самые высокие атрибуты – государственный трехцветный флаг России, называемый когда-то стягом, герб; атрибутами являются гербы городов и территорий, флаги республик; ордена и медали; формы одежды и знаки различия у военных, милиции, врачей, работников железной дороги, школьников и т. д. Атрибуты православной церкви – крест, Библия, иконы, хоругви и др. По атрибутам можно судить об объектах, явлениях, событиях, личностях, ими выражаемых. На основе этого понятия образовано другое – атрибуция, обозначающее процесс приписывания, придания какого-либо, непосредственно не воспринимаемого, свойства предмету. В детской жизни атрибуты играют огромную роль: дети пользуются атрибутами взрослых, когда играют «в войну», создают сами атрибуты дружбы, любви, единства своей организации в виде эмблем, знаков, значков, повязок на голове или руке и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал