Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






George gordon noel byron, 1788-1824






ДЖОРДЖ ГОРДОН НОЭЛ БАЙРОН

Аристократ с революционными симпатиями, Байрон в возрасте 24-х лет стал европейски знаменитым поэтом. Красавец, любимец женщин, предмет самых страстных увлечений, он был окружен легендарной славой. Певец разочарования и одиночества, он испытал разочарование в людях, в жизни, гонение окружающих, изгнание из родной страны. Как странник и скиталец, он жил в чужих краях – в Испании, Италии, на Востоке, в заветной стране романтических мечтаний его современников. Он призывал к борьбе за свободу, и сам участвовал в этой борьбе, был другом карбонариев в Италии, вождем повстанцев в Греции. При жизни Байрона создается «легенда о Байроне». Ключевые для романтической поэтики понятия – разочарование, одиночество, скитальчество, странничество, свобода – одновременно характеризуют и тематику произведений Байрона-поэта, и жизнь Байрона-человека.

Поэтическое творчество Байрона носит в основном лирический характер. В поэме и в драме, как и в лирическом стихотворении, он раскрывает свои личные переживания, свое эмоциональное восприятия мира. В своих произведениях, по замечанию Пушкина, Байрон «создал всего-навсего один характер», «распределил между своими героями отдельные черты собственного характера». Что вполне соответствует романтической апологии личности: выраженная со всей резкостью собственно романтическая концепция личности утверждает устами Новалиса: всякая внешняя данность («не-я») есть только «символ я» и служит только для самопознания «я»» [цит. По В.И.Тюпа «Художественность литературного произведения», 190].

С лирики начинается творческий путь Байрона. Юношеская лирика представлена в «Часах досуга». Стихотворения написаны до отъезда поэта из Англии в 1809 году – первое большое путешествие по странам Средиземноморья. Из его писем можно узнать причины этого решения: с одной стороны – пресыщение Англией, кутежами, беспутной жизнью, душевным одиночеством «среди товарищей пиров»; с другой стороны – разочарование в юношеской любви; наконец – желание переменить обстановку, увидеть чужие края. Стихотворения, написанные в этот период, носят в значительной степени подражательный характер. В ранних стихотворениях (1802-1805) – отчетливо видно влияние сентиментальной поэзии Грея и «кладбищенской лирики». Преобладают настроения грусти и меланхолии, слезы и вздохи, элегические воспоминания, мысль о любви связана со страхом неизбежной разлуки и близкой смерти. (Прости (1814))

В раннем творчестве появляются оссианические мотивы. «Оссиан» Макферсона и в дальнейшем будетподсказывать Байрону стольхарактерные для его творчества темы «поэзии развалин», меланхолической скорби о бренности всего земного.

Воспоминаниями о Горной Шотландии, где поэт провел свои детские годы, навеяны первые стихотворения Байрона, в которых появляется тема природы: Лакин-и-гер (1807)

Хочу я быть ребенком вольным… (1808)

Так подготавливаются в лирике Байрона «руссоистские» мотивы «Чайльд Гарольда».

Наиболее самостоятельный характер юношеская лирика Байрона обнаруживает в цикле стихотворений, посвященных Мэри Чеворт. Мэри Чеворт - самое страстное увлечение юного Байрона в последние годы учебы в колледже – вышла замуж за некоего мистера Мастерса, поскольку хромой мальчик, который был, к тому же, моложе ее, не мог казаться ей серьезной партией. (Хромота – черта исключительности, зачастую используется романтиками для выделения романтического героя. Кстати, хромота Байрона не мешала ему быть человеком исключительной физической выносливости, замечательным спортсменом и восхищать современников своей редкой красотой. Но это – в дальнейшем). Первое юношеское разочарование глубоко запечатлелось в душе молодого Байрона и воплотилось в цикле стихотворений: «К одной леди», «Стансы к одной леди при отъезде из Англии» и др. (1807-1809). Здесь как главная причина разочарования поэта, его одиночества и бегства из родной страны выдвигается романтическая любовь к единственной. В поэме «Сон» ( 1816) все последующие разочарования и несчастья своей жизни поэт рассматривает с точки зрения этой неосуществившейся единственной и настоящей любви своих юных лет.

Лирический пафос и страстная риторика, настойчивые жалобы, обвинения и оправдания – основные признаки лирического стиля Байрона. Они предстанут с особенной силой в его «Семейных стихах» - знаменитом «Прощании с женой», в «Стансах» и «Прощании к Августе», в которых поэт с глубокой нежностью вспоминает о своей сестре как о единственном друге, не покинувшем его в минуту испытания. В 1811 году Байрон возвращается в Лондон и с этого времени начинается внешне наиболее блестящий период его жизни. Необыкновенный успех имели две песни «Паломничества Чайльд Гарольда». Аристократическое происхождение Байрона и блестящие литературные успехи открыли перед ним двери самых модных светских салонов Лондона. Он становится любимцем светского общества, модным поэтом, героем двух зимних сезонов (1812-1813), предметом страстных любовных увлечений и романов. Самой эксцентричной из всех его поклонниц была молодая аристократка Каролина Лэм. Между балами и светскими развлечениями Байрон писал свои «восточные поэмы», всегда запоем, в несколько ночей: «Гяур»( 1813), «Абидосская невеста»( 1813), «Корсар»( 1814), «Лара»( 1814), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина»( 1816). «Главная цель жизни – это ощущения, чувствовать, что мы существуем, хотя бы и в страдании …если отправляться в плавание, пусть это будет бурный океан, только не каботажный рейд вдоль надоевших берегов спокойного озера». Бурные годы лондонской жизни закончились для Байрона попыткой «остепениться». Его избранница – мисс Анабелла Милбенк. По характеристике Байрона: «она – незаурядная женщина…поэтесса-математик-философ и при всем том очень добра, великодушна, кротка и без претензий». В письме к Каролине Лэм он напишет: «Мисс Милбенк слишком хороша для падшего духа и нравилась бы мне больше, если бы была менее совершенной». Свадьба состоялась в 1815 году, а в начале 1816 года, после рождения дочери Ады, жена безо всякой видимой причины покидает поэта и настаивает на немедленном разводе. Несмотря на все попытки Байрона найти примирительный исход, его «моральная Клитемнестра», «математическая Медея», «принцесса параллелограммов» отказалась вернуться в дом мужа. В апреле 1816 года состоялся развод. Обстоятельства дела породили чудовищные сплетни. Для Байрона закрылись дома его друзей, те светские салоны, в которых он был центром общего внимания. Газеты и журналы начали травлю. Английское общество было охвачено, по словам современника, «одним из очередных припадков добродетели». Городские сплетни обвиняли Байрона в любовных отношениях с сестрой Августой Ли, дочерью его отца от первого брака. Таково было убеждение и его жены. Стихотворение «Прости» (1816) передает эмоциональное состояние поэта в этот период. Весной 1816 года поэт покидает Англию, на этот раз изгнанником и навсегда.

Особый цикл лирических стихотворений образуют «Еврейскиемелодии» (1815), написанные по просьбе его друга еврейского композитора Исаака Натана. Поэзия Библии подсказала ему ряд трагических мотивов и образов, созвучных его собственным поэтическим настроениям : «Душа моямрачна…»

Существенное место в лирике Байрона занимают стихотворения философского характера, в которых как бы сконцентрированы идейные мотивы, содержащиеся в той или иной мере во всех его поэтических произведений. Большинство из них относятся к 1816 году. Безусловно влияние Шелли. В Швейцарии они очень тесно общаются, вместе совершают поездку по Женевскому озеру, посещают Шильонский замок. Дружба с Шелли способствовала расширению философского кругозора Байрона. «Тьма» - наиболее мрачное выражение пессимизма Байрона, представляющая грандиозную картину грядущей гибели на земле.

Многочисленные стихотворения, написанные Байроном на политические темы, при жизни поэта не появлялись в печати или печатались анонимно и представляют в большинстве случаев стихотворения на случай, призывы к борьбе или острые политические эпиграммы. Принимал участие в политической жизни Англии, поскольку занимал наследственное место в палате лордов. Выступал в парламенте в 1812 году с двумя речами: в защиту ноттингемских ткачей и в защиту ирландских католиков (против политических притеснений). Это было первое публичное выражение его симпатий к угнетенным. В поэзии – «Песня луддитов» (1816), «Песнь ксулиотам» (Греко-албанское горное племя) (1824).

Поэтическое восприятие действительности впервые получает широкое выражение в первых песнях «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812). Поэма – своеобразный стихотворный дневник его путешествий по южной и восточной Европе, примыкает к популярному в ХVIII веке жанру «описательной поэмы». Этот жанр подсказал Байрону свободную композицию «поэмы по плану Ариосто, т.е. без всякого плана вообще», построенную на чередовании описания и поэтических рассуждений по поводу описанного. Существенно новым было введение в описательную поэму странствующего героя, который становится лирическим центром поэмы и окрашивает описания и рассуждения единым эмоциональным колоритом. Название переводится как «Паломничество…» Храповицкая справедливо замечает, что английское pilgrimage имеет еще значение «странствие». Герой именно странник, как и все романтические путешественники. Важны оба уровня значения.

С Чайльд Гарольдом впервые в поэзии Байрона появляется образ разочарованного героя, который выступает как носитель мировоззрения и лирических переживаний поэта. Чайльд Гарольд, как и Байрон, – потомок древнего рода и владелец старинного замка, который провел свою юность «в пирах и безбожных наслаждениях». Причина его разочарования – в пресыщении чувственными радостями: «Он звал печаль, весельем пресыщен.

Готов был в ад бежать, но бросить Альбион».

В стансах к Инессе причиной своих душевных страданий герой называет «разрушителя жизни», демона Мысли:

«Мой демон злобный, мысль моя

И в сердце места нет покою».

Образ связывает поэму Байрона с типичной для романтизма концепцией героя-странника, скитальца, неудовлетворенного действительностью и странствующего по свету в погоне за романтической иллюзией душевного успокоения. Но, в противоположность большинству таких романтических героев, сюжетный герой Байрона остается безучастным созерцателем картин природы и человеческой жизни:

«Но сердце в том участвовало мало,

его лицо лишь скуку выражало».

По мере развития поэмы образ его все более отступает на задний план, пока, наконец, поэт и вовсе не отказывается от него, «устав проводить между собой и странником границу, которую никто не хотел замечать».

В противоположность Чайльд Гарольду лирический герой с увлечением воспринимает незнакомый мир. Цивилизации современного европейского общества, от которой он бежал, противопоставляются картины девственной природы, горные и морские пейзажи.

Тема природы, уже намеченная в первых песнях, получает в третьей (1816) (Швейцария) - наиболее полное развитие. Живое общение с природой приобретает черты пантеистического чувства (Ш, 72-75). В противоположность пассивно-созерцательному пантеизму Вордсворта, Байрон в природе ищет ответа на страстную напряженность личного чувства.

IV Песнь посвящена Италии. В конце 1816 года Байрон из Швейцарии переезжает в Италию. В Италии он знакомится с кружком итальянских романтиков, с молодым Анри Бейлем. В Венеции его увлекает праздная карнавальная жизнь. Однако между развлечениями венецианского карнавала Байрон много работает, изучает армянский язык у монахов армянского монастыря, мечтая проникнуть в тайны восточной поэзии. В Венеции он знакомится с молодой графиней Терезой Гвиччоли, урожденной графиней Гамба. Несмотря на свободу итальянских нравов и первоначальную снисходительность графа, отношения супругов завершились разводом. Тереза должна была вернуться в дом отца, вслед за ней Венецию покинул и Байрон. Жизнь в семье Гамба сближает его с итальянскими политическими интересами. Байрон принимает самое активное участие в подготовке восстания карбонариев. Итальянская тема реализована не только в IV Песне «Паломничества Чайльд Гарольда», но и в трагедиях «Марино Фальеро, дожВенеции» (1820), «Двое Фоскари» (1821), в поэме «Пророчество Данте», поэтической повести «Беппо» (1818).

Восточная тематика нашла воплощение в «восточных поэмах» (1813-1816): «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Осада Коринфа», «Паризина», «Лара». В большинстве поэм сохраняется фон «восточной» экзотики, картины дикой природы и живописных нравов мусульманского востока.

Новым является романтический любовный сюжет и более глубокая разработка образа разочарованного героя-индивидуалиста. Герой «восточных поэм» - отщепенец, мятежник, вступающий в ожесточенную борьбу с обществом. Байрон подчеркивает его антисоциальные черты. Гяур – иноверец, потом – вождь разбойников. В «Корсаре» герой – пират и т.д. В борьбе герой часто движим личными мотивами. Он – человек сильных страстей, одинаково необузданный и в любви, и в ненависти. Все герои «восточных поэм» являются вариацией одного и того же характера – мужественного и страстного, властного и гордого, привыкшего повелевать и внушающего страх окружающим. Это – «человек одиночества и тайны», как Конрад в «Корсаре». Внешность героя изображается экспрессивными чертами: высокий бледный лоб, изрытый морщинами страстей, густые черные волосы, ниспадающие на плечи, мрачные сверкающие глаза под черными бровями, бледные впалые щеки, презрительно искривленные губы, спокойная горделивая осанка. Внешний облик и характер напоминает тип героического преступника, сложившийся в «готическом» романе.

Образ героини – прекрасной, чистой и нежной, воплощающей идеал абстрактной, не индивидуализированной женской красоты и нравственной чистоты – существует только как отражение любовной мечты героя.

Третье постоянно действующее лицо «восточных поэм» - отец или муж героини – выступает в роли антагониста героя, тирана, с которым герой борется.

Картины яркой и красочной природы Греции и Архипелага служат эффектным фоном для романтических событий и напряженных страстей. (Восточная тематика в творчестве романтиков – Томас Мур «Лала Рук», Ламартин, Мюссе, Виньи).

Завершением развития мотивов мировой скорби и пессимизма в поэзии Байрона явились его философско-символические драмы «Манфред» (1817), «Каин»( 1821), «Небо и земля» (1821). Герой «Манфреда» продолжает линию индивидуалистических героев «восточных поэм». Это сильный и страстный человек, поднимающийся над окружающим миром. Романтическая тема любви к единственной отнесена поэтом в прошлое Манфреда: это роковая любовь к его сестре Астрате, которая стоила жизни возлюбленной героя и теперь тревожит его как неотступное мучение совести. Манфред – кудесник, духи покорны его велению. Однако вывод, к которому приходит Манфред: «древо знания – не древо жизни», «в знании – печаль», «человек обречен на страдания и жизнь бессмысленна». Страданиям человека мысли противопоставляется мирная и счастливая жизнь альпийского охотника и вечная красота природы. Но ничто уже не может принести Манфреду забвения собственного «я». Безусловно влияние «Фауста» Гете. В центре драмы, как и лирической поэмы, стоит герой. Драматический конфликт, столкновение героя с другими действующими лицами почти отсутствуют: в словах и в действиях героя лишь раскрывается его внутренний мир. В сущности герой лирической драмы является ее единственным действующим лицом. В такой монодраматической композиции преобладает монолог героя, прерываемый репликами его немногочисленных партнеров.

В «Каине» Байрон избрал героем братоубийцу библейской легенды, виновника первой смерти на земле и сделал его носителем мятежного протеста человеческой личности против тирании божества. Основной вопрос, поставленный в «Каине»: Бог всемогущ и всеблаг, почему же зло есть в мире? Отец мой говорит: он всемогущ,

Он – все добро. Зачем же зло есть в мире?

Байрон наделяет Каина безграничной жаждой знания, стремлением к счастью, верой в человека. Каин скорбит не о себе, но обо всех людях, обреченных на страдания, старость, смерть.

Последнее произведение Байрона – поэма «Дон Жуан». Во многом итоговое произведение. Герой поэмы – легендарный Дон Жуан, который по своему характеру и судьбе мало напоминает свой знаменитый прототип. Это – современный юноша, которого поэт намеренно лишил героического ореола. Дон Жуан – типичный герой английского авантюрного романа XVIII века, более всего напоминающий Тома Джонса Фильдинга, с его наивным добродушием неиспорченного «природного» человека, доступного всем искушениям в жизни, в силу своей человечности. Произведение отличается исключительным разнообразием тем и широтой диапазона. Не случайно поэму воспринимали как «энциклопедию европейской жизни». Гете назвал поэму Байрона «безгранично гениальным созданием».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал