Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Понятие науки






 

Для общего понимания сложного понятия «наука» разберём несколько определений феномена науки.

Один из наиболее известных отечественных философов науки В.С. Стёпин даёт следующую дефиницию: Наука – «особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности»[2].

В «Философской энциклопедии» (1960-1970 гг.) он же пишет следующее: «Наука –... система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, “духовного производства”, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования»[3].

«Наука есть совокупность объективно достоверных явлений и фактов, рассмотренных со стороны их закономерности, поэтому в науке различают факты, даваемые опытом, и теорию, связывающие эти факты в единую систему. Различные науки различаются различными точками зрения, с которых они рассматривают явления. Обосновывающие и объединяющие начала различные науки получают от философии, которая исследует принципы, входящие в основу научных теорий и принимаемые ими без проверки, как то: материя, пространство, число, время, причинность и др.»[4].

А.С. Злыгостев дает следующее определение науки: «Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе»[5].

М.А. Можейко дает следующее определение науки: «Наука— особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире»[6].

Несомненно, все выше приведённые определения схватывают существенные свойства и характерные науки. Однако какие же критерии отделяют науку от ненауки? Существует множество моделей демаркации[7] науки и ненауки (Т. Кун, К. Поппер, И. Ликатос, М. Поланьи, В.С. Стёпин, П. Фейерабенд). Изучая литературу по исследуемой теме, я обнаружила и свела воедино следующие основные критерии, отличающие науку.

1. Наука, прежде всего – это особый вид человеческой деятельности по приобретению новых знаний. Как и всякая деятельность, наука осуществляется некоторым субъектом по отношению к некоторому объекту посредством некоторых орудий. Субъектами научной деятельности являются учёные, объектами – явления природы, общества и психики, на которые направлены действия учёных, орудия – научные приборы и разного рода методы, ранее приобретённые знания.

2. Цель науки – выявление закономерностей (законов) исследуемого объекта. То есть для науки характерна эссенциалистская [8] направленность – нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта[9] (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели). Итак, основная задача научного познания – обнаружение и экспликация объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, главная ее особенность.

3. Научное прогнозирование. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Речь идёт не о предсказаниях или предвидениях, а именно о пронозировании. [10] Например, И. Лакатос писал: «Догматическому фальсификационисту важнее всего знать, опровергнута ли теория, что касается подтвержденных теорий, то они не выступают для него ни как доказательно обоснованные, ни как вероятные; да и об опровергнутых теориях можно сказать только то, что они опровергнуты. Для утонченного фальсификационизма в теории важнее всего, что она позволяет предсказывать новые факты; можно сказать прямо, что для той версии попперовского эмпиризма, которую я отстаиваю, соответствующим значением обладают лишь те факты, какие способна предсказать теория. Эмпиризм (то есть научность) и теоретическая прогрессивность неразрывно связаны»[11].

4. Объективность, то есть отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от сознания, психики, воли, мнений, желаний познающего субъекта. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

5. Для научной деятельности необходим особый, специфический язык – научный дискурс («терминология»), в котором преодолеваются такие недостатки обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Выработка специализированного (и прежде всего — искусственного) научного языка — важнейшее условие успешной работы в науке.

6. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.

7. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории, упорядоченность знанияв форме теории и развернутого теоретического понятия.

8. Проверяемость научного знания, результатов научного исследования, эксперимента и т.д. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»). Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в принципе не могут быть подвергнуты этим процедурам, как правило, не считаются научными. Иначе говоря, познание может считаться научным, когда оно: а) дает возможность постоянной проверки «на истинность»; б) когда его результаты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах.

9. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается – в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

Итак, наука – форма общественного сознания[12], представляющая собой специфическую форму познавательно-исследовательской деятельности, направленной «на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства»[13].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал