Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели составления бюджетов и этапы бюджетирования
Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров. Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов. Бюджет – это механизм, формирующий цели и направления работы. Он обеспечивает мониторинг непосредственного окружения компании, помогает руководить финансовыми аспектами работы отдельного сотрудника и всего подразделения и решать проблемы прежде, чем они возникнут. Бюджет помогает осознать, насколько важно оценить и сопоставить возможные альтернативные действия до принятия окончательных решений. При условии правильного применения Бюджетирование обеспечивает систематическое и продуктивное управление, облегчает контроль и коммуникацию, усиливает мотивацию сотрудников на высокоэффективный труд. Бюджетирование распределяет средства для выполнения поставленных задач и достижения желаемых результатов. Управление Бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету: он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации предоставление отчетов. Бюджет необходим для формального выражения планов, целей и задач управления компанией и включает в себя подробное описание всех аспектов деятельности на намеченный период времени. Бюджет составляется на разные периоды времени: он может быть; • Краткосрочным (самый распространенный вид бюджета – на год или менее). Такой бюджет предполагает подробное планирование; • Среднесрочным (два – три года). Среднесрочный – анализирует текущую ситуацию и предлагает программы для достижения долгосрочных целей; • Долгосрочным (три года и более). Долгосрочный – носит перспективный характер и может быть детализирован с помощью краткосрочных планов. Период Бюджетирования меняется в соответствии с намеченными целями, особенностями применения бюджета и достоверностью данных, используемых при его подготовке. Период Бюджетирования также зависит от таких факторов, как предпринимательский риск, стабильность объемов реализации, технология производства и др. Составление бюджетов преследует следующие цели: 1) Разработка концепции ведения бизнеса: планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период; 2) Оптимизация затрат и прибыли предприятия; 3) Координация, согласование деятельности различных подразделений предприятия; 4) Коммуникация - доведение бюджетов до сведения руководителей разных уровней; 5) Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации; 6) Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом; 7) Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков. Существуют следующие важные этапы разработки бюджетов: 1) Сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов (помимо отдела Контроллинга, в разработке бюджетов должны участвовать руководители соответствующих подразделений, а также другие экономические службы предприятия); 2) Разработка первого варианта бюджетов; 3) Координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов; 4) Утверждение бюджетов руководством предприятия; 5) Последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями. Бюджеты в широком смысле подразделяются на два основных вида: 1) Текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия. 2) Финансовый план, представляющий собой прогноз финансовой отчетности. Достоинства бюджетирования: -Оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; -Позволяет координировать работу предприятия в целом; -Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения; -Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; -Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; -Способствует процессам коммуникаций; -Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации; -Позволяет сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, таким образом, помогая им адаптироваться в новом коллективе; -Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов. Недостатки бюджетирования -Различное восприятие бюджетов у разных людей; -Сложность и дороговизна системы Бюджетирования; -Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок; -Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда, в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку и др., а следовательно, это снижает эффективность работы; -Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; -Если достичь целей слишком сложно, стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей. Задача
|