Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объекты правоотношений, их виды.
Объектом правоотношения выступает то, на что направлены субъективные права и юр. обязанности его участников, то ради чего возникает само правоотношение. Объект правоотношения - это те явления, по поводу которых возникает правовое отношение. Определение объекта правоотношений - очень трудная задача Существует два основных подхода к понятию объекта правоотношений: - Монистический (Иоффе) представители данного подхода исходили из того, что объектом правоотношения является поведение его субъектов. Таким образом объект правоотношений всегда один и тот же. - Плюралистический согласно данной теории объекты правоотношений различны и многообразны. Объектами правоотношений являются материальные и духовные блага, в целях обладания которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения, и выделяет 5 основных групп таких объектов: 1.материальные блага (вещи, имущество, ценности) 2.нематериальные личные блага (честь, жизнь, здоровье) 3.духовные блага (произведения литературы, искусства, живописи, музыки) 4.услуги и их результаты (строительство дома, ремонт электроприборов, перевозка) 5.ценные бумаги и официальные документы (облигации, акции, лотерейные билеты, деньги) Объект правоотношения не следует отождествлять с предметом правового регулирования. Предмет правового регулирования понимается как сфера общественных отношений, урегулированных нормами права. 2.Пути совершенствования правовой культуры в российской обществе. Правовое образование и воспитание. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и общества. На современном этапе Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает закон. необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры. Ведущими принципами в осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права. Правовое воспитание сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. " пропаганда права средствами массовой информации " издание литературы по юридической проблематике " устная правовая пропаганда - " правовое образование граждан - " профессиональное правовое образование, " наглядная правовая информация " юридической практики - произведения литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - современных российских авторов). Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются: достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение; " повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; " создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности. . Билет – 24Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность. Содержание правоотношений – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей. Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, например, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой. Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В основе субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах: - в праве на собственные положительные действия, например, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа); - в праве требования от обязанного лица определенного поведения, определенных действий, вытекающих из его обязанностей, например, провести капитальный ремонт определенного помещения; возвратить долг; - в правопритязании, т.е. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств. Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, которое с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства. Юридические обязанности подразделяют на два вида: - пассивная обязанность предполагает воздержание от определенных действий, поступков; - активная обязанность - предполагает совершение определенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения). Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, т.е. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем. Обратим внимание еще на одну деталь, связанную с содержанием правоотношения. В так называемом простом правоотношении разграничиваются управомоченная (обладающая субъективными правами) и обязанная стороны, например, при договоре купли-продажи одна сторона (покупатель) вправе выбрать вещь, ее оплатить, а другая (продавец) обязана передать ее покупателю. Сложные правоотношения более частое явление. Здесь стороны одновременно являются обладателями и субъективных юридических прав, и субъективных юридических обязанностей. Например, уже рассмотренное выше образовательное правоотношение предполагает совокупность прав и обязанностей, с одной стороны, у ректора, и с другой - у студента. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности направлены на удовлетворение законных интересов субъектов права. Однако это не только средство реализации интересов, но и определенные побудительные механизмы для совершения положительных действий и поступков в практической жизни. 2.Институт права: понятие и виды. Институт права - элемент системы права, который представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отдельный вид однородных общественных отношений, например, институт должностного лица в административном праве). В юридической литературе институты разделяются по отраслям права, но одновременно существуют межотраслевые институты, которые состоят из норм нескольких отраслей права. (К примеру, институт государственной собственности, который образован нормами конституционного и гражданского права.) В зависимости от характера институты подразделяются на: - регулятивные, - охранительные, - учредительные; - материальные - процессуальные. Регулятивные институты упорядочивают общественные отношения путем закрепления прав и обязанностей субъекта. Охранительные институты устанавливают ответственность. Учредительные институты закрепляют правовой статус. Материальные институты (к примеру, институт подряда). Процессуальные институты (к примеру, институт возбуждения уголовного дела). . 9 Билет – 251.Юридические факты, их виды. Фактический состав. Юр факты - это жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Классификация юрфактов и ее основание: 1. юрифакты можно подразделить на: - правообразующие (вступление в брак) - правоизменяющие (перевод на вышестоящую должность) - правопрекращающие (смерть, увольнение) 2. юрфакты могут быть: -положительными, связывают правовые последствия с наличием определенных обстоятельств (наступление юридической ответственности при наличии правонарушения) -отрицательными, связывают правовые последствия с отсутствием определенных обстоятельств (для регистрации брака, необходимо отсутствие другого зарегистрированного брака) 3.юрфакты делятся на: -простой юр факт -фактический состав, это совокупность юрфактов, наличие каждого из которых необходимо, а всех вместе достаточно для наступления определенных правовых последствий. (примером фактического состава является состав преступления включающий субъект, объект, субъективную и объективную сторону) 4.по волевому моменту юридически факты разделяют на: события, действия, юр состояния -события, не зависят от воли человека (удар молнии, в результате которого начался пожар) разделяются на: -уникальные -повторяющиеся -одномоментные -длительные -действия, всегда зависят от воли людей, разделяют на: -правомерные действия, которые делятся: на -юр поступки (не имеют целы вызвать юр последствия, например: находка) -юр акты (направлены на вызывание юр последствий, пример: сделки, судебные решения) делятся на: -односторонние (для наступления правовых последствий достаточно воли одной стороны правоотношений) -неодносторонние (для наступления правовых последствий требуется наличие волеизъявления всех сторон правоотношений) -неправомерные (уг., гр., дисципл. правонарушения) делятся на: -преступления (общественно опасны) -проступки (административные, дисциплинарные, гражданские) - юридические состояния, могут зависеть, или не зависеть от воли людей. Примером состояния служит болезнь, которая может наступить помимо воли человека, так и в результате его волеизъявления. 2.Социальное государство: понятие, признаки, функции. Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который возможен при наличии у государства достаточных ресурсов, необходимых для обеспечения реальной ответственности за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой такой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности. Признаки социального государства Среди характерных признаков соц государства можно выделить: 1. Закрепление гоством общечеловеческих ценностей, утверждение в обществе принципов соц справедливости, соц направленности госнной политики, обеспечивающей каждому гражданину достойные условия существования, соц защищенность, равные стартовые возможности.2. Высокий нравственный уровень граждан, должностных лиц; " человеческое измерение".3. Существование развитого гражданского общества.4. Высокий уровень демократии в обществе.5. Развитую экономическую базу, позволяющую осуществлять меры по перераспределению доходов и социально-ориентированную структуру экономики. 6. Связь (связанность) государства с правом, наличие у него качеств правового государства; существование развитого действующего социального законодательства.Неотъемлемым элементом соц государства является парламент, в котором равноправно должны быть представлены все социальные группы, проживающие на данной территории. Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Современное государство - это государство с рыночной или смешанной экономикой. Суть этого типа экономики сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и принципов предпринимательства (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ). Функции соц государства Соц государству присущи все традиционные функции, обусловленные природой государства как такового. Вместе с тем, в функциях социального государства выделяется его социальное назначение: 1) поддержка социально незащищенных категорий населения; 2) утверждение принципа соц выравнивания путем перераспределения доходов между различными слоями и группами населения через специальные, соц программы; 3) охрана труда и здоровья людей; 4) поддержка семьи, материнства и детства; 5) финансирование фундаментальных научных исследований и культурных программ; 6) обеспечение трудовой занятости населения; 7) необходимый баланс между свободной рыночной экономикой и мерой государственного воздействия в этой сфере; 8) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ; 9) поиск решения глобальных проблем человечества; забота о сохранении мира, согласия в обществе. Выполняет социальное государство и целый ряд традиционных регулятивных и охранительных функций: поддержание общественного порядка, воспитание и исправление преступников, разрешение споров и
конфликтов, защита от нападения извне и др. Однако соотношение функций охранительных и регулятивных по сравнению с классовым государством меняется в сторону расширения регулятивных и сокращения охранительных. Конституция Российской Федерации в ст. 7 указывает на то, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку. И тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из вышеперечисленных признаков государства данного типа (ст. 7, 37-42, 45 Конституции РФ). Билет – 261.Понятие правоотношения. Состав правоотношения. Классификация правоотношений. Правоотношение это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться. В состав правоотношения входят 3 элемента: 1.Субъект правоотношения; 2.Объект правоотношения; 3.Содержание правоотношения. Классификация правоотношений: 1.по отраслевому признаку на: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые и т.д. 2.по функциям права на: -регулятивные (возникают из правомерных действий) -охранительные (возникают из противоправных действий субъектов) правоотношения. 3.по степени конкретизации и субъектному составу на: -абсолютные, точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи -относительные, -общерегулятивные, определяет отношения между государством и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова) 4.по характеру обязанностей: -активные, обязанность совершить действия в пользу управомоченного лица -пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения 5.по сложности правоотношений: -простые, между двумя субъектами -сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов 6.по сроку действия: - кратковременные и долговременные.
|