Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направленность личности и ее психологические проявления. Диагностика, коррекция и развитие мотивации учения школьников.
«Всякая диагностика мотивации учения не является самоцелью, она предполагает дальнейшую коррекцию мотивации учения в случае необходимости» – Н.В. Елфимова. Коррекция отношения к учению как коррекция того смысла, который учение имеет для ученика, осуществляется в деятельности ребенка и окружающих его людей и предполагает решение целого комплекса задач. Данные, полученные по результатам диагностики, позволяют сформулировать как минимум 3 типа целей и задач окружающих ученика людей и самого ученика по коррекции мотивации учения. Цель психолога: создать условия для становления у ученика положительной мотивации учения, обеспечивающей глубину и качество знаний. Задача психолога: связать формируемые учебные действия с личностно значимыми для ученика видами деятельности. Цель родителей: повышать успеваемость ребенка, улучшать взаимоотношения в семье и коллективе. Задачи родителей: поддерживать каждый небольшой успех ученика в учении и общении другими людьми. Цель ученика: достигнуть успеха в учении и общении как способах реализации личностно значимых для него видов деятельности. Задачи ученика: овладевать учебными действиями, непосредственно или опосредованно связанными с личностно значимой для него деятельностью. Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации. Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий: актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать. создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.) коррекция дефектных мотивационных установок изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития. 6. Психическое развитие: понятие, предпосылки, условия, закономерности.
Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности В современной психологии существует проблема соотношения биологического и социального. Бихевиористские и социоонхезиористские направления ведущим условием считают социально развитие. Фрейд считал, что ведущим является биологический фактор. Необихезнористы полагали, что развитии человека главным фактором выступает не сексуальное, а биологическое развитие. Во 2-о половине 19 века и начале 20-го веха Геккелем был выдвинут биогенетический закон, согласно котором онтогенез - краткое повторение филогенеза. Холл находил в поведении человека многочисленные атовизмы: инстинкты, страхи. Следы о древней эпохи - боязнь отдельных предметов, частей тела. Фрейд по-своему понимал силу биологических посылок. Он разделил самосознание на три сферы «ОНО», «Я», «Сверх - Я». «ОНО»- вместилище врожденных и вытесненных побуждений, заряженны: психической энергией и требующих выхода. «ОНО» руководится врожденным принципом удовольствия «Я» - сфера осознанного, «Сверх-Я» - социального контроля, выраженная в совести человека. «ОНО» являясь врожденным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы. Стенли Холл. Штерн. Бюллер называли стадии, через которые должен пройти ребенок в процессе своего онтогенетического развития. Холл: собирательная, охотничья, цивилизация - они проявляются в игре. Стремление к игр) является врожденным. Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять. Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития. Разные авторы выделяют разные закономерности психического развития … Выготский Л.С. выделят: 1.Цикличность.
|