Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из комиссии Боярской думы по разбойным делам сформировался Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями. 2 страницаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистский порядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его императорского величества канцелярия. Судьбы государства вершила небольшая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уездов стояли капитан-исправники. Уезды делились на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волости. Во главе волостей стояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря. Судебная система оставалась сложной и громоздкой, зараженной волокитой и взяточничеством. Многочисленные войны первой половины XIX в. заставили увеличить состав армии. В то же время был несколько сокращен срок службы в войсках. Наиболее заметным событием в истории вооруженных сил этого периода было создание военных поселений. Громадные расходы на армию побудили к попытке поставить армию на самообеспечение. Военные поселения в конце концов трансформировались как бы в подсобные хозяйства. Работая в них, солдаты, освобожденные от строя, обеспечивали производимой продукцией определенные воинские части. В 1802 г. было учреждено Министерство коммерции, в 1828 - 1829 гг. - Мануфактурный и Коммерческий советы при Министерстве финансов.
№32 Соборное Уложение 1649 г. Александр I в 1801 г. учредил новую комиссию во главе с П.В. Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть и завершить систематизацию российского законодательства. Николай I дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор. Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала хотел собрать воедино все законы, а затем привести их в определенную систему и наконец на базе всего этого издать новое Уложение. Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, и третье, включившее законы с марта этого года. После издания Полного собрания законов Сперанский приступил ко второму этапу работы - созданию Свода законов Российской империи. Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я - уставы о повинностях, 3-я - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я - законы о сословиях, 5-я - гражданское законодательство, 6-я - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я - законы уголовные. После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации - к созданию Уложения, соединение старых норм, но и дополнение их новым. Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.
№33 Соборное уложение 1649 г. регламентировало формы феодального землевладения. Уложение содержало специальную главу, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Определялся порядок наследования поместья сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери. Дочери также могли получить поместье в качестве приданого. Соборное уложение разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину. Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено. В соответствии с Соборным уложением вотчина была привилегированной формой феодального землевладения. В зависимости от субъекта и способа приобретения вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями: они могли продать, заложить, передать вотчину по наследству и т. д. В Уложении ограничивается экономическое могущество церкви — запрещено приобретение церковью новых земель, сокращены многочисленные привилегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учрежден Монастырский приказ. Соборное уложение также регламентировало залоговое право. Обязательственное право продолжало развиваться в направлении замены личностной ответственности имущественной. Друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги по обязательствам переходили по наследству; одновременно устанавливалось, что отказ от наследства снимает и долги по обязательствам. В законодательстве были определены случаи добровольной замены в обязательствах одного лица другим. В случае стихийных бедствий должнику предоставлялась отсрочка уплаты долга на срок до 3 лет. Соборному уложению известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества и др. В Уложении нашли отражение и формы заключения договоров. Регламентировались случаи заключения договоров в письменной форме, для некоторых видов сделок (например, отчуждение недвижимости) устанавливалась крепостная форма, требовавшая рукоположительства свидетелей и регистрации в Приказной избе.Соборное уложение устанавливало порядок признания договора недействительным. Договоры признавались недействительными в случае их заключения в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана. Субъектами гражданско-правовых отношений являлись как частные, так и коллективные лица. Наследственному праву известно наследование по закону и по завещанию. Завещание оформлялось в письменной форме, подтверждалось свидетелями и представителем церкви. Воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин; родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону В круг наследников по закону входили дети, переживший супруг, в некоторых случаях и другие родственники. Родовые и жалованные вотчины наследовали сыновья, дочери наследовали только при отсутствии сыновей. Вдова получала часть вотчины на «прожиток», т. е. в пожизненное владение. Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами того же рода, к которому принадлежал завещатель. Поместья наследовали сыновья. Вдова и дочери получали определенную долю поместья на «прожиток». До 1864 г. в наследовании поместья могли участвовать родственники по боковой линии. Законную силу имел только церковный брак. Допускалось заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение всей жизни. Брачный возраст устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин — в 12 лет. Для заключения брака требовалось согласие родителей. В соответствии с принципами домостроя устанавливалась власть мужа над женой, отца над детьми. Юридический статус мужа определял статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Жена была обязана следовать за мужем на поселение, в изгнание, при переезде. Закон определял статус незаконнорожденных детей. Лица этой категории не могли усыновляться, а также принимать участие в наследовании недвижимого имущества. Расторжение брака допускалось в следующих случаях: уход одного из супругов в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению. №34 Соборное уложение не дает понятия преступления, однако из содержания его статей можно сделать вывод, что преступлением является нарушение царской воли или закона. Субъектами преступления могли быть отдельные лица или группа лиц независимо от их сословной принадлежности. В случае совершения преступления группой лиц закон разделял их на главных и второстепенных (соучастников). Субъективная сторона преступления определялась степенью вины. По Уложению преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. При характеристике объективной стороны преступления закон устанавливал смягчающие и отягчающие обстоятельства. К первым принадлежали следующие: состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект). Ко второй группе относились: повторность преступления, совокупность нескольких преступлений, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления. Объектами преступления в соответствии с Соборным уложением являлись: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Систему преступлений можно представить следующим образом: преступления против веры; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности. Система наказаний включала: смертную казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылку, конфискацию имущества, отстранение от должности, штрафы. Целями наказания были устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества. №38 Действовало Полное собрание законов Российской империи - публикуются второе и третье Собрания, появился XVI том Свода законов Российской империи. Гражданское право. Крестьяне могли в большей мере, чем раньше, покупать и продавать, а также заключать другие сделки, или имели свои земли, а также движимое и недвижимое имущество. Получили распространение кабальные договоры между помещиками и крестьянами. За аренду помещичьей земли крестьяне работали в барских имениях либо отдавали помещикам часть урожая, полученного тяжким трудом на арендованной земле. Фабричное право - развитие промышленности и рост рабочего движения, продолжительность рабочего времени - не более 11, 5 часа в сутки. Для надзора за соблюдением фабричного законодательства образовали специальный орган - фабричную инспекцию. Уголовное право. В 1863 г. отменены телесные наказания, наложение клейм и штемпельных знаков на лицо. В 1885 г. была осуществлена новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Появились новые составы преступлений (установлена уголовная ответственность за распространение сочинений, призывающих к восстанию против верховной власти, расширена ответственность за стачки). В Уложении 1885 г. сохранялось четкое деление на Общую и Особенную части. В первом разделе, выполнявшем по-прежнему функции Общей части, большое внимание уделялось стадиям совершения преступления, голому умыслу, приготовлению, покушению, оконченному преступлению, проводилось разграничение между понятиями преступления и проступка. В Особенной части Уложения 1885 г. традиционно на первом месте стояли преступления против веры. Среди наиболее тяжких преступлений выделялись государственные, а также преступления и проступки против порядка управления. Отпали такие мучительные наказания, как колесование и четвертование, но сохранились простые формы смертной казни, преимущественно повешение. Публичность проведения смертной казни постепенно отпадает. Шире применяются тюремное заключение, каторга, в том числе пожизненная, ссылка в Сибирь и другие отдаленные места. Гражданский процесс. После подачи искового заявления в суд ответчик вызывался в канцелярию суда и знакомился с содержанием иска. При неявке ответчика судья мог разбирать дело без него. Неявка истца влекла прекращение дела. Решения суда могли быть обжалованы в апелляционном порядке. В суде могли участвовать адвокаты, допускалось примирение сторон. Судебное разбирательство представляло собой, как правило, состязание сторон. Бремя доказывания лежало на стороне, которая что-либо утверждала или требовала. Пересмотр решений общих судов осуществлялся тоже в апелляционном порядке. Уголовный процесс. Несомненным достижением уголовно-процессуального права России было провозглашение таких демократических принципов правосудия, как гласность, состязательность, непосредственность, право обвиняемого на защиту. Важное значение имело презумпции невиновности, на смену формальным доказательствам пришла буржуазная система свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей. 14 августа 1881 г. Кабинет министров принял Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия. Арест осуществлялся по подозрению, а не на основании имевшихся доказательств. Министр внутренних дел мог применить административную ссылку в Сибирь сроком до пяти лет. Право ареста в административном порядке предоставлялось также генерал-губернаторам и губернаторам. Положение от 14 августа 1881 г. вступило в действие временно (сроком на три года). Затем оно все время возобновлялось и стало одним из постоянных законов Российской империи вплоть до свержения самодержавия.
№37 Развитие Российского государства во второй половине XIX в. проходит как бы в два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы в 60 - 70-е гг. В 80-е гг. устанавливается жестокий полицейский режим. В 1861 г. был создан новый высший орган - Совет министров, председателем которого считался император. Комитет министров сохранялся, но он рассматривал главным образом текущие дела. Совету министров поручалось рассмотрение наиболее важных государственных вопросов. В его состав входили министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, другие высшие чиновники. Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат. После Крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министерства финансов. В составе Министерства финансов создается специальное Главное выкупное учреждение.В феврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. В системе МВД создается Главное управление по делам печати, первые шаги которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов. В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Прекратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинением - так называемые централы. 6 августа 1880 г. при МВД создается Департамент полиции - важнейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел. В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. Жандармские округа были упразднены, но в каждой губернии появилось жандармское губернское управление. Земская реформа. Избирались уездные земские собрания. К первой избирательной курии относились уездные помещики, и крупные торговцы и промышленники. Второй была городская курия - городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города. В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева. В исполнительных органах земских учреждений - губернских и уездных земских управах - тоже преобладали помещики. Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора. Городская реформа. Царь 16 июня 1870 г. утвердил Городовое положение. Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным - Городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателем Городской думы. В 1892 г. вступило в силу новое Положение об органах городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в городские думы. Судебная реформа была проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения судебных установлений, Уставов гражданского и уголовного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебные установления. Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и почетного мирового судью. Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на три года. К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты. Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного суда вместе с присяжными заседателями. Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоял министр юстиции, получивший звание генерал-прокурора. Изменилась организация и предварительного следствия. Была учреждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процессе. Кроме волостных крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды. Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и промышленным делам. В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, в которой нашли отражение некоторые положения судебных уставов 1864 г. Сложилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Полковые суды имели подсудность примерно такую же, как мировой суд. Но главная реформа - переход от рекрутчины ко всеобщей воинской обязанности. Присоединение Средней Азии к России повлекло за собой создание Туркестанского края во главе с генерал-губернатором, наделенным широчайшими полномочиями. В областях края хозяевами были военные губернаторы, которые имели почти неограниченные полномочия на применение принудительных мер в отношении коренного населения. №36 Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок. Рост капиталистической промышленности в стране требовал больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. В 30 - 50-е гг. XIX в. в России произошел промышленный переворот. Некоторые помещики усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права. В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, в их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения Собственной канцелярии царя. На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права. Революционная ситуация 1859 - 1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права. С момента обнародования документов реформы крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. Изменились также имущественные права крестьян, наделение землей производилось в соответствии с местными положениями. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне. В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков. Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями - барщиной или оброком. Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение. В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы. Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений. Отмена крепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный строй. В деревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Появился сельский пролетариат - батрачество. Сельская буржуазия - кулаки - наряду с помещиками эксплуатировали бедняков. В силу этого шла борьба между помещиками и кулаками за влияние в деревне. Нехватка земли у крестьян побуждала их искать приработка не только у своего помещика, но и в городе. В пореформенный период в России строятся новые заводы и фабрики. Буржуазия, используя большой приток дешевой рабочей силы, гигантскими темпами развивает промышленность, извлекая из этого сверхприбыли. Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование двух новых классов - буржуазии и пролетариата. Развитие капитализма увеличивает значение буржуазии в обществе. Политическую власть пока крепко держат в своих руках дворяне-помещики. Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер заработной платы почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Во второй половине XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В 90-е гг. возникают социал-демократические рабочие организации. Активно действуют профессиональные революционеры, отстаивающие интересы пролетариата. Широко развертывается революционная пропаганда марксизма. Назревают условия для создания в России политической партии рабочего класса. В 1898 г. созывается I съезд Российской социал-демократической рабочей партии.
№39 В конце XIX - начале XX вв. Россия вступает в новую стадию развития. Русские капиталисты строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе. Россия в начале XX в. пытается вывозить капитал в другие страны. Россия вступает в борьбу за рынки и сферы влияния. Сочетание капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905 - 1907 гг. Революция в случае ее победы должна была решить следующие основные задачи: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, проведение демократических преобразований в стране (установление выборности государственных органов, обеспечение прав и свобод граждан и т.д.). Революция началась с событий 9 января 1905 г. На " кровавое воскресенье", устроенное самодержавием, пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а также вооруженными выступлениями в отдельных районах. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала деятельность государственных органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. в Москве и некоторых других городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс. В ходе революции 1905 - 1907 гг. возникает принципиально новая форма организации трудящихся - Советы. Советы рабочих депутатов переросли в штабы вооруженного восстания. Советы явочным порядком вводили (при благоприятном соотношении сил) 8-часовой рабочий день на предприятиях, проводили изъятия денежных средств на нужды революции, решали различные государственные и хозяйственные вопросы в пределах той территории, которую они контролировали, создавали отряды рабочей милиции, обеспечивавшие революционный порядок. Советы рабочих депутатов возникли в результате революционного творчества трудящихся. Практическое значение Советов в разных районах страны было различным. Среди них были такие, которые выступали в качестве подлинных руководителей восстания. К ним относился Московский Совет рабочих депутатов. Важное место в первой российской революции занимал крестьянский вопрос, вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатков крепостничества. Эта борьба существенно помогала пролетариату, раскачивая самодержавное государство. В революции участвовало и нерусское крестьянство, боровшееся против царизма.
№40 Общественный строй. Сдвиги в экономической и социальной структуре в начале ХХ в., новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общества. К первой можно отнести правительственный лагерь, основной задачей которого являлось сохранение существующего самодержавного строя. Вторая группа включала в себя буржуазию и либеральных помещиков, которые добивались умеренной конституционной монархии. Третья – революционные демократы, целью которых являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Итогом оформления этих лагерей стало возникновение политических партий. В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия – Союз русского народа. К правительственному лагерю примыкали многочисленные организации духовенства. В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это выразилось в движении либеральной земской оппозиции, которая требовала от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции. Однако на съезде земских и городских деятелей произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов, в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики, более левое – конституционно-демократическая партия (кадеты), куда входили представители преимущественно средней буржуазии. На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В 1901 г. из остатков народнических организаций образовалась политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров), отражавшая в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. Аграрная реформа 1906 г. Председатель Совета министров П. А. Столыпин полагал, что революцию порождают недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них он считал сельскую общину, тормозившую развитие капитализма в деревне. Основной идеей реформы было создание мощной прослойки кулачества. Указ от 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою собственность земельный надел. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Важную часть реформы составила переселенческая политика: П. А. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России и Прибалтике. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны, однако переселение было организовано плохо, что существенно повлияло на снижение результатов. №41 Учреждение Государственной Думы. Революционная волна, поднявшаяся в стране после " кровавого воскресенья", заставила царя искать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект Закона о создании Государственной Думы. 6 августа 1905 г. царь подписал Манифест об ее учреждении. В Законе о Государственной Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Отличие Государственной Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избираемые населением лица. Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест от 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы. Пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим. Женщины не имели избирательных прав во всех куриях. При выборах в I Государственную Думу больше всех мест получили кадеты - одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соответствовало непоследовательной природе русской буржуазии. У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы. Прежде всего речь шла о принятии аграрного закона на базе столыпинского указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не утвердить.
|