Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие эффективности менеджмента. Эффективность в узком и широком понимании. Критерии эффективности.






Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.

Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

· экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

· социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

· социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.

Помимо понятия эффекта используют понятие эффективности. Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффективность = Эффект/Затраты

При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму).

Обычно затраты подразделяют на: материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия; трудовые затраты (время работы и квалификация работников); финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно уменьшить трудовые ресурсы и более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены.

Наиболее важным источником затрат является аппарат управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так как между решением и результатом проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую систему (например, градообразующие предприятия и их деятельность). Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, плохого выполнения работ и т. д.

Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента: в управлении трудовыми ресурсами; в управлении производством или при создании операционной системы; при определении методов и структур управления.

29. Понятия «закономерность», «закон» и «принцип» как общенаучные категории. Классификация законов. Объективные (естественные, неизменяемые) и субъективные (юридические) законы. Всеобщие, общие, частные законы. Близкой к понятию «закон» явл. категория «закон-сть». Однако и здесь, как и в случае с понятием «закон», нет единого мнения о том, что же представляет из себя «закон-сть» и как онасоотносится с законом. Так, в большинстве случаев «закон-сть» и «закон» выступают как однопорядковые категории. Однако нередко ее употребляют в несколько ином смысле, когда хотят подчеркнуть, что-то или иное явл. не случайно, а подчинено какому-либо закону (или комплексу законов), со­вершается на основе этого закона (законов). В этом понимании «зако-сть» - синоним понятия «закономерное», выражает факт наличия причинно-след-ной обуслов-сти, связи и взаимод-вия явл., интегрированное проявление законов. Есть еще одна точка зрения, согласно кот. Закон-сть относится к объективному миру, а закон - к от­ражению закономерностей мира наукой. И, наконец, существует альтернативный подход, в соответствии с кот закон-ти не сущ.ет вообще и познание их невозможно. Однако в законе эти связи более устойчивы и всеобщи. Закон-сть же отражает правильность, последова­тельность в явлениях, относящихся к опред-му месту и времени. Закон-сть существенно отличается от закона тем, что последний всегда вписывается в строгую, устойчивую систему законов действ-ти, закон-сть же входит в весьма непостоянные текучие системы, изме­няющиеся в зависимости от круга обобщенных ею фактов и изменения внешних условий. Закон богаче закон-сти тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охватывает всю сово-ть этих явлений. Закон-сти, как и законы, подразделяются на стат-ские и динамические. Первые обобщают много­значные связи, вторые - однозначные. Поскольку стат-кие закон-сти обобщают информацию, относящуюся только к опред-му пространству и времени, они выступают не как всеобщее (всеобщим являются законы), а как особенное Законы открываются, как правило, на базе уже открытых закон-тей, что соответствует общему ходу чел-кого познания, кот. идет от единичного, к особенному и всеобщему (закону). С другой стороны, действие законов обнаруживается через действие закон-тей. След-но, процесс познания и истолкования объективного мира идет от единичного факта (зависимости) к особенному (закономерности) и снова к единичному. Зависимость есть «отношение одного явления к другому как следствия к причине». Можно выделить общие законы теории организации как всеобщей организ-ной науки и специф-кие законы, явл-ся предметами изучения таких, скажем, кон­кретных орган-ных наук, как теория организаций, теория соц-ых орган-й, теория управления, организация производ-ных систем. Наличие в законе обязательных составных частей обусловило внутреннюю типологию законодательных актов. Главным класиф-щим элементом явл. заключительный — санкция. И в зависимости от содержания этого элемента, от характера санкции, сформировалось несколько видов законов. Доп-ным орган-щим моментом содержания закон-ного акта должна была являться точная принадлежность его к одному из сложившихся видов: не могло быть закона, который мог бы расцениваться как не принадлежащий ни к одному из этих классов или к двум классам разом. Сложилось в римском праве три основных и один дополнительный вид законов. Законы совершенные предполагали конкретное запрещение какого-либо деяния, какого-либо нарушения правовых пред­писаний. И если это деяние все-таки совершалось, то оно объявлялось недействительным, не рождающим юридических последствий. Но ника­ких иных последствий или невыгод для участвующих лиц такой закон не предполагал. Законы несовершенныене отменяли действительности совершенных в нарушение их предписаний действий, но и не налагали никаких за то наказаний или иных ограничений. Это были главным образом организующие порядок правоотношений законодательные акты, в кот.заключались общие нормативные требования, процедуры, гарантии действительности юридических действий. Классификация законов: I. По степени общности: -всеобщие –законы диалектики, имеющие универсальный характер; -общие законы– характерные для большего круга явлений; - частные законы– отражающие связи определенного круга явлений; II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации- динамические –Дина-кие законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при кот. начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.-статистические: –Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.III. Кроме того, различают законы-развития– (переход от одного состояния к другому)- функц-ния. – (способ существования систем в определенном качестве)- строени(законы строения – анатомия)IV.подлительности действия: - вечные(диалектики), - долговечные, - недолговечные (законы развития общественных формаций).Диалектические законы имеют объективный характер. В диалектике выделяют три основных закона: - единства и борьбы противоположностей, - взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений- отрицания отрицания.

 

 

30.Основополагающие законы организации: синергии, самосохранения, онтогенеза. Законы организации должны соответствовать следующим требованиям: - соотв-вать законам функции-ния надсистемы; - базироваться на свойствах надсистемы; - формулироваться на базе достоверной информ.и системных научных исслед-ий; - не противоречить друг другу; - помогать прогнозировать развитие и решать проблемы функ-ания орг-ации; - допускать корректировку в процессе развития науки и изменения окружающей среды.Рыночная экономика и изменчивость окружающей среды создают большую неопреде-ть условий функц-ния орга-ции. Но и в этих условиях организ. развиваются по объективно сущ-щим законам, кот. можно выявить и испол-ть в процессе деятельности. В сущ-нии таких законов никто не сомневается, но в их толковании единого мнения еще нет.Законы организ. явл. отражением зависимостей, признанных бол-вом авторитетных ученых. Среди этих законов выделяют основные, кот. некоторые ученые подразделяют на основополагающие и законы второго уровня. Большинство экономистов выделяет 3 основ закон. Организ.: 1) закон синергии; 2) закон самосохранения; 3) закон развития. Закон синергии пок-ет, что возмож-ти системы значительно превышают сумму возмож-тей составляющих ее элементов, несмотря на потерю части самостоятельности скооперированными звеньями. В экономике кооперация явл. синонимом синергии. Синергетический эффект достигается за счет взаимопомощи структур орган, дополнения и усиления одной структуры другой. Синергия проявляется во всех сферах жизни. Совместное действие нескольких факторов, при условии их оптимального сочетания, всегда превышает сумму действий отдельных факторов. Этот закон используется, например, в медицине для изготовления препаратов из нескольких составляющих. В итоге получается препарат синергетического действия. Закон самосохранения отражает стремление всего сущего к наиболее длительному существованию. В условиях рыночной экономики организация стремится не только к длительному выживанию, но и к сохранению конкур-ти. Этому способствуют такие факторы, как внедрение инноваций, расширение ассортимента продукции и сфер деятельности, ресурсо- и энергосбережение, инвестиции в человеческий капитал и др. Самосохран. базируется на двух противоположных началах: стабильности и развитии. Закон самосохранения математ-ки можно выразить в след. виде: сумма ресурсов, способствующих созидательной деятельности организации, должна превышать сумму внешних и внутренних ресурсов, разрушающих ее Закон развития (онтогенеза) формулирует стремление системы к достижению макс-го резул-та на каждом этапе жизненного цикла (становления, развития и угасания). Развитие совр. экономики носит ярко выраженный волнообразный характер, при котором чередуются периоды спада и подъема. Кризисы, происходящие при достижении низшей точки спада, больно ударяют по экономике всех стран в связи с глобализацией экономики. Поэтому закон развития помогает организации максимально сократить фазу становления, продлить фазу развития и удалить наступление фазы угасания. Задача современных экономистов – разработка эффективной методологии применения закона развития.


Законы организации второго уровня. Закон информированности и упорядоченности. Закон единства анализа и синтеза. Законы организации второго уровня включают в себя следующие законы: Закон информ-сти упорядоченности.

Все коммуникации в орган. Основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные - это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управл-ская инф-ция - это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Инф-ция здесь рассма-ся как часть данных. Обычно информ-ю разделяют на 2 больших класса: объективную (например о работнике - диплом об образовании, трудовая книжка) и субъективную (отраженную, организованную людьми).Категория «инф-я» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант). Информ-я обладает такими характеристиками, как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость. Информатизация управления вносит коррективы в сущ-щие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: - закон единства систем управления, Закон соотносительности управляющей и управляемой систем, - закон пропорциональности производства и управления, - закон экономии времени, - закон экономии интел-ной энергии, - закон перехода от админ-ных к орган-ным методам управления.Информ-ная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами. Инфо-среда управления подчиняется закону информированности - упорядоченности. Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).Следствие: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность. Поэтому рук-ль должен создать раб-м условия для получения информ. Самым важным приложением закона информированности -упорядоченности явл. рекламная деят-ть. Реклама - это инф-я о потреб-ских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Закон единства анализа и синтеза. Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых оставляющих. Суть синтеза в соединении простых составл-х объекта в единое целое. Анализ и синтез в чел-ком мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. Закон: каждая материальная система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функц-ания в результ.постоянного изменения своей струк-ры или функций.Эти изменения идут в следующем цикле: скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня: 1. предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя2.проведение «мозговой атаки» на совещании основных спец-в орган.3.создание группы развитии орган-и и формирование ее стратегии развития4.постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения орган.

 

32.Принципы динамической и статической организации. Принципы рационализации. Орган. рассматривается как социальная система, кот. реализует себя в произ-ве товаров, услуг, информации и знаний. Орган. как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или их часть. Этапы можно объединить в две группы. Статическая группа вкл. порог нечувствительности и ликвидации. Орган-ю, находящуюся в этой группе, называют статической. В такой орган. внутренние и внешние отношения рассм-тся в отрыве от их развития. Динамическая группа вкл.: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Орган-ю, находящуюся в данной группе, называют динамической. В такой орган-и преобладают координирующие действия. При-пы статической и динамической организации.Прин-пы приоритета: –при-п приоритета цели: в системе «цель – задача – функция» наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция; –при-п приоритета функций над структурой при создании орган-й: создание новых орг-й осущ-ся для реализации опред-го набора целей. Каждая цель реализуется набором задач, кот. группируются по общности, и для этих групп формируется набор функций; –при-п приоритета структур над функциями в действ-их орган-ях: в реально дейс- их орг-ях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются; –принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании стр-го подразделения: при создании орган. собственник должен подбирать под себя персонал, выпускаемую продукцию, местоположение орг-й; –при-п приоритета объекта управления над субъектом: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. Принципы соответствия: –пр-п соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финна-ых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач; –принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуация, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя; –пр-п соответствия эф-ти произ-тва и эконом-ти: для каждой орган-и должно быть найдено соответствие между эф-стью и затратами. Увеличение эф-сти всегда связано с увеличением качества изделий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению затрат; –пр-п ритмичности: произ-ные и инф-ные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам; –принцип пропорциональности: произв-ные и информ- ные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания; –пр-п синхронизации: среди производственных и инфор-ных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. Принцип рационализации. В любой орган. постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе ряда работников, либо по стечению обстоятельств.Проводником таких изменений явл. человек как на уровне разработки решения, так на уровне исполнения.Изменения в орган. – объективный процесс и регулируется законом единства анализа и синтеза.Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Этот механизм вкл. технологию консультационной деят-сти, социолог-кую и психолог-кую палитры восприятия перемен орган-ей, самоорганизацию работников в форме кружков качества.Сущ-ет три типа орган-и мыслительной деят-ти человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Рационализм - усовершенс-ние, формирование более целесообразной орган-и чего-либо, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Иррационализм – это познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю, интуицию, инстинкт, озарение. Оно характ-ся постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах. Сенсуализм – это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение.Рацио-ция как процесс должна привести к новому состоянию организации, к новой результативности, к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях. Результа-сть имеет семь составляющих: 1)удовлетв-ть потре-ля; 2) настроение и подготовка раб-ов; 3)внутр-няя производ-ть; 4)нововведения; 5)подготовка и результат-ть рук-ва; 6)операционная (финансовая) смета; 7)социальная отв-ть. Результат-сть орган-ной системы характ-ся действен-тью и эконом-стью затрат, прибыл-тью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств. Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности. Причем качество – это степень соответствия орган-ной системы внутренним требованиям орган-ии. Качество трудовой жизни – величина субъективная и определяется реакцией раб-ков на социально-технические аспекты в орган-и. Выделяют три уровня качества трудовой жизни: высокий, средний и низкий. Высокий уровень качества жизни создает условия спокойного, уверенного труда персонала, однако в условиях рыночной экономики это может привести к застою в развитии организационной системы. Низкий уровень формирует сильную озабоченность персонала, что может помешать его производительному труду.Внедрение новшеств – величина субъективная и определяется способностью орган-и реагировать на вне-е и внутр-ие нововведения в техн-кой и соц-ой областях.Реализация рационализма проя-ется в стремлении к переменам в деят-сти орган-й. Результ. работы по консультации фирм явл разработка решений в форме набора проектов, направленных на совершен-ие деят-ти орган-ии


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал