![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты правотворчества БССР во второй половине 1940-х - 1980-ые гг. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
65. Историко-правовой анализ Конституции 1978 года. Разработка и принятие Конституции стандартные – создавались Конституционная комиссия Верховного Совета БССР и Редакционная комиссия по подготовке окончательного текста Конституции. Особенности: - впервые на конституционном уровне закреплялось право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, право на жилище, право на государственную охрану здоровья, право на пользование достижениями культуры, право обращаться с жалобами на действия должностных лиц и др. - новым стало положение об экономической системе, где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций. - за общественными органами впервые закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных и социально – культурных вопросов, а также право законодательной инициативы, что свидетельствует о большей самостоятельности и о возросшей их роли в жизни общества. - значительно расширился круг лиц, участвующих в управлении государством, благодаря снижению возраста, дающего право быть избранным в Верховный Совет БССР, с 21 года до 18 лет. Но многие положения носили декларативный характер и не отражали реалий советской действительности.
66. Правовые основы провозглашения государственного суверенитета Белорусской ССР. 1. Попытка руководства СССР провести радикальные экономические преобразования привели к либерализации общественно-политической жизни, реформированию отношений между республиками и центром. 2. В результате на местах стало разрастаться движение за национальную независимость. С 1989 г. национальный вопрос становится одним из самых главных во внутриполитической жизни СССР. Это стало следствием накопившихся в предшествующие годы проблем, которые в период перестройки разрешилось обсуждать открыто. В 1988-1989 гг. республиками Прибалтики были приняты Декларации о государственном суверенитете, 12 июня 1990 г. принимается Декларация о государственном суверенитете РСФСР. 3. В результате 27 июля по примеру других Верховный Совет БССР утвердил Декларацию о государственном суверенитете БССР. Соответственно ей на территории республики провозглашалось верховенство Конституции БССР и ее законов. Принятие Декларации не означало выхода из состава СССР, но этим шагом было положено начало движению к реальному государственному суверенитету. Затем в марте 1991 г. принимается Закон " Об основных принципах народовластия в БССР". В ст. 1 установлено, что " Вся власть принадлежит народу БССР, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Исключительное право выступать от имени народа республики принадлежит Верховному Совету". В марте 1991 г. состоялся референдум о судьбе СССР. На нем 82, 7% проголосовали за сохранение СССР, но при условии его реального преобразования и т.д. в плане равноправия республик. К началу августа 1991 г. только 8 из 15 республик согласились подписать новый Союзный договор. 19 августа 1991 г. через СМИ поступила на весь СССР хитрая информация: а) Горбачев по состоянию здоровья не в состоянии выполнять обязанности и его заменяет вице-президент СССР Янаев. б) в отдельных частях СССР вводится на 6 месяцев чрезвычайное положение, но по-прежнему верховенство закона принадлежит Конституции и Законам СССР. Для реализации этого создан Государственный комитет по чрезвычайному положению. в) начатая Горбачевым перестройка зашла в тупик и нужно срочно принимать меры. В ответ руководство РСФСР в обращении гражданам России объявило ГКЧП заговорщиками, а гражданам РСФСР нужно следовать Законам РСФСР и Указам Президента России + организовать бессрочную забастовку республиканского масштаба. Широкие народные массы поддержали руководство РСФСР, а силовые структуры отказались штурмовать Белый дом с руководством РСФСР. Путч провалился. ГКЧП арестован о направлен в суды. В результате Горбачев лишился рычагов власти и преобразование одних органов власти в другие было уже бесполезным. 20-21 августа 1991 г. республики Прибалтики объявили о своей независимости. По их примеру пошли и остальные. Верховный Совет БССР 25 августа 1991 г. принял решение о придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Беларуси. В собственность Беларуси передавалось все союзное, что находилось на ее территории с соответствующим преобразованием органов контроля (например, КГБ БССР). 19 октября 1991 г. Верховный Совет утвердил новое название страны – Республика Беларусь, введены герб и флаг. 8 декабря 1991 г. Беловежские соглашения создали СНГ, что автоматически прекратило существование СССР. 10 декабря 1991 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал соглашение и создании СНГ и принял решение о денонсации союзного договора от 30 декабря 1922 г. На встрече 11 республик союза в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. признан свершившимся факт распада СССР. Цель создания СНГ: а) осуществление мирного " бракоразводного процесса" между республиками бывшего СССР; б) развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между республиками бывшего СССР. 67. Конституция Республики Беларусь 1994 года – основа формирования правовой системы суверенного государства (в принципе, что и в вопросе 68). 68. Система государственных органов Республики Беларусь в соответствии с Конституцией 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент: - гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики - представляет Беларусь в сношениях с другими государствами и международными организациями - принимает меры по охране суверенитета Беларуси, ее национальной безопасности и территориальной целостности - обеспечивает политическую и экономическую стабильность - обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними (ст. 79) - издает декреты, имеющие силу закона, указы и распоряжения, которые имеют обязательную силу на всей территории Беларуси (ст. 85). Критерии избрания Президента: - гражданин РБ по рождению - с 35 лет по возрасту - владение избирательным правом - постоянное проживание в РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Выборы Президента назначаются Палатой представителей. Для выдвижения своей кандидатуры необходимо 100000 подписей избирателей. Президент РБ избирается на 5 лет народом РБ на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное право граждан – с 18 лет. Президент может в любое время подать в отставку, может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья или в связи с совершением госизмены или другого тяжкого преступления. Президент смещается с должности, если за это проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей и Совета Республики. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – является представительным и законодательным органом. Состоит из 2 палат: Палата представителей и Совет Республики (ст. 90). Срок полномочий – 4 года. Палата представителей: 110 депутатов, избрание на тех же принципах. Совет Республики: от каждой области и Минска на заседании местных Советов депутатов избирается по 8 членов. Оставшиеся 8 членов назначает Президент. Функции Палаты представителей: - рассмотрение проектов законов - назначение выборов Президента - дает согласие на назначение премьер-министра, отставку Президента и т.д. Функции Совета Республики: - одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов - избрание судей Конституционного суда - принятие решения о роспуске местных Советов депутатов и отмене их решений, которые не соответствуют законодательству. Исполнительной властью обладает Советминистров (правительство). Он состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Функции Правительства: - руководит системой подчиненных ему органов госуправления; - разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; - подготавливает проект республиканского бюджета и отчет о его выполнении; - обеспечивает проведение единой экономической и денежной политики, исполнение Конституции и др. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50000 человек. Высшая судебная власть в РБ принадлежит судам: Конституционному, Верховному и Высшему Хозяйственному. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. В РБ никто не может пересмотреть решения Конституционного суда, осуществляющего контроль за конституционностью нормативных актов, принимаемых Парламентом, Президентом, Кабинетом министров, министерствами и ведомствами. Государственный контроль за использованием республиканского бюджета, государственной собственности осуществляет Комитет государственного контроля (глава 8). Надзор за точным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами осуществляет прокуратура. Возглавляется прокуратура Генеральным прокурором, назначаемым Президентом РБ с согласия Совета Республики. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег. Председатель и члены правления его назначаются Президентом с согласия Совета Республики (ст. 136). Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов (раздел 5). 69. Организационно-правовые основы интеграции Беларуси и России. 2 апреля 1996 г. Президенты Беларуси и России (Лукашенко и Ельцин) подписали Договор о создании Сообщества двух государств, а 2 апреля 1997 г. президентами обоих государств принят Устав Союза Беларуси и России. Задачи Союза: - согласование внешней политики - согласование мер по обеспечению международного мира и безопасности - содействие развитию демократии - создание единого экономического и таможенного пространства. Каждый гражданин Беларуси и России является одновременно и гражданином Союза. При этом слияния стран нет, суверенитет и независимость Беларуси сохраняются. 10 октября 2000 г. в Астане (Казахстан) главами государств Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Киргизии подписывается Договор об образовании Евразиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Позже к нему присоединился Узбекистан. С 1 января 2010 г. начал работать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Таможенный союз – это единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер. 9 декабря 2010 г. Президенты Лукашенко, Медведев и Назарбаев принимают Декларацию о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. При этом ТС и ЕЭ открыты для присоединения других государств. 70. Развитие законодательства Республики Беларусь в 1990 – 2010-ые гг.
[1] Утверждены на заседании кафедры ТиИГиП (протокол № 2 от 17.09.2012 г.)
|