Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления консультирования в сфере этики






Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. При их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного" и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать источником моральных конфликтов. Юристы и юридические службы оказывают большое влияние на деятельность организации. От их работы и от работы их помощников во многом зависят качество и состояние учредительных документов организации, правомерность совершаемых ею действий, оптимальность условий заключаемых договоров, использование правовых средств защиты ее интересов. Для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей юрист должен быть хорошо осведомлен о делах фирмы знать различные стороны деятельности организации: производство, снабжение, сбыт, финансы, бухгалтерию, работу с персоналом – иными словами, он должен «быть в эпицентре, а не на обочине бизнеса».

Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой: 1) поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма – член какой-либо франчай-зинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это – риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности; 2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса, 3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.

21. Поддержание моральной репутации фирмы.

Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как минимум три типа кодексов этики: 1) корпоративный; 2) профессиональные (индивидуальные и/или институциональные); 3) деловой этики – кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран (см. приложение 7). Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.

Одно из условий успешного разрешения этических проблем – хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.

Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:

1) «не навреди», вред, которого следует избегать, – это вред, причиняемый, а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом, б) окружающей среде;

2) не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства, не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;

3) соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).

Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают.

• преамбулу – вступительное слово директора фирмы;

• положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;

• общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;

• положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;

• положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;

• положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;

• положения, регламентирующие отношения с клиентами;

• положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;

• положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;

• обязательства перед акционерами и вкладчиками;

• положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.

В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы – это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:

• создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;

• социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;

• улучшение экологии, обеспечение жителей экологически чистой водой;

• благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;

• строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т. д.

Организация, реализуя свою социальную ответственность, получает ряд преимуществ формируется ее более привлекательный образ в обществе, возрастает доверие к ней; увеличивается товарооборот, количество клиентов; появляется возможность получить выгодные заказы и расширить рынки сбыта.

В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям в частности, для поддержания своих доходов организация нередко повышает цены с целью покрытия издержек – средств, которые предназначены для реализации социальных программ, а вследствие повышения цен положение организации в конкурентной борьбе ухудшается.

 

22.Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников. Разрешение моральных и этических проблем и конфликтов. Этичность корпоративной культуры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспечивают определенные структуры и процедуры в организации, а именно:
1) процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;
2) пункты приема информации, например сайт фирмы, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители общественности смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;
3) механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы:
• наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;
• наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;
• отдел по вопросам этики.
Для оказания содействия в установлении и поддержании конструктивных отношений в коллективе юрист должен быть знаком с основными этическими концепциями (доктринами) отношения к работнику и управления персоналом. Руководители организаций при принятии решений и управлении людьми явно или неявно (осознанно или неосознанно) опираются на определенные предположения о поведении человека на работе. Наиболее общие, фундаментальные из этих предположений были описаны в 1957 г. американским специалистом в области менеджмента Дугласом Макгрегором в виде двух этических доктрин «X» и «Y» (эти доктрины называют также моделями организационного поведения и мотивационными теориями).
Согласно доктрине «X» работники отрицательно относятся к труду и по мере возможности стараются избежать участия в работе, не склонны принимать на себя ответственность, у них нет амбиций, они, прежде всего, нуждаются в безопасности. Поэтому основная задача администрации (менеджмента) и кадровых служб состоит в принуждении работников к труду и организации контроля за их действиями.
Согласно этической доктрине «Y» человек не является прирожденным лентяем, и труд для него так же естествен, как игра или отдых. Люди готовы не только принимать на себя ответственность, но и искать дополнительную работу. При выполнении заданий сотрудники могут осуществлять самоконтроль, поэтому задача администрации и кадровых служб состоит в том, чтобы создать сотрудникам такие условия, при которых они смогут реализовать свои потенциальные возможности. Существует еще одна этическая доктрина «Z» (У. Оучи), согласно которой работники – это ресурс для бизнеса, поэтому задачей менеджмента и кадровых служб является содействие развитию предпринимательской активности всех работников. В организации типа «Z» к человеку проявляют интерес как к личности, а не просто как к работнику, большое внимание уделяется личным, неформальным отношениям работников между собой.
Разрешение моральных и этических проблем и конфликтов. Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. При их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать их источником.
Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:
а) связаны с ситуациями морального выбора;
б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими – которые иногда заявляют о себе одновременно. в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют немедленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их решить или смягчить,.
г)имеют интернациональный характер. К числу таких проблем относятся:
• противоречия между личными интересами и интересами организации;
• сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;
• выпуск некачественной продукции;
• безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;
• наличие «любимчиков» – фаворитов;
• эксплуатация людей – принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;
• невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;
• воровство на рабочем месте и в коллективе;
• служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);
• несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;
• обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;
• проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.
Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:
•Этично ли дать взятку, чтобы фирма смогла получить выгодный контракт?
•Этично ли использовать ресурсы компании в личных целях?
•Этично ли заниматься в рабочее время личными делами?
•Этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?».
Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур. Например, при встрече с этическими дилеммами для их решения в некоторых фирмах сотрудников обучают заполнять следующий «проверочный лист»:
«Как поступать в ситуациях морального выбора?
Шаг1.Распознать и прояснить дилемму.
Шаг 2. Получить все возможные факты.
Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.
Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:
" Это законно? ".
" Это правильно? ".
" Это полезно? ".
Шаг 5. Принятие решения.
Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:
" Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении? ". " Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати? "
Шаг 7. Предпринять действие». Развитие навыка принятия решений в ситуациях, когда возникают этические дилеммы, – это важная составная часть корпоративных тренингов. В настоящее время все большее число российских фирм организует у себя проведение подобных тренингов – мероприятий для обучения персонала, в рамках которых у сотрудников формируются новые рабочие навыки, улучшается мотивация труда, отношение друг к другу и фирме. В ходе этических тренингов сотрудники развивают у себя также умение достигать согласия (консенсуса); вести себя ответственным образом (уметь делегировать ответственность, принимать ее на себя, выявлять и правильно понимать содержание своей профессиональной ответственности и т. д.)

23.Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом юриста. Для того чтобы качественно выполнять свои обязанности, юристу приходится решать определенные этические проблемы, связанные с его собственным профессиональным статусом, с его положением в фирме.
Источником одной из таких проблем является то обстоятельство, что юрист объективно вынужден играть в организации несколько ролей, каждая из которых может вступать в противоречие с другими. Решение этой проблемы достигается путем согласования ролей. Правильное решение правовых вопросов – условие успешности и стабильности фирмы, поэтому юрист часто становится доверенным лицом руководителя, его партнером, не зависело от того, владеет ли он акциями или долями в уставном капитале фирмы. Доверие, оказываемое юристу, предполагает высокую степень его ответственности за результаты деятельности организации. Но при этом юрист остается лицом подчиненным и должен выполнять распоряжения своего руководителя. Роли юриста как доверенного лица руководителя организации и как подчиненного могут вступать в противоречие. Юристу по различным причинам, в том числе и психологического характера, может быть ближе роль подчиненного. Однако если он не проявляет активности, уклоняется от решения текущих вопросов и консультирования, то руководители и сотрудники постепенно привыкают к тому, что решения и документы в организации вырабатываются без его участия (без участия юридических служб). Ограничение влияния юриста на жизнь организации приводит к тому, что: а) своевременно не вносятся изменения и дополнения в учредительные документы фирмы; б) не осуществляется надлежащий правовой контроль за деятельностью организации в целом (не проводится экспертиза договоров, внутренних документов, принимаемых решений, не анализируются взаимоотношения с партнерами, клиентами, государственными органами и т. д.). В свою очередь, неправильно оформленные учредительные и локальные документы, не соответствующие законодательству или интересам организации договоры, неправомерные решения (особенно затрагивающие трудовые отношения) – все это порождает негативные последствия для организации, среди которых самыми неприятными являются так называемые «непроизводительные расходы». К непроизводительным расходам относятся, в частности, штрафы за неправильно оформленную аренду, судебные издержки по поводу трудовых споров, прямая потеря денежных средств из-за договоров, не учитывающих интересы организации в целом. Если, напротив, юрист проявляет очень высокую степень ответственности и в связи с этим чрезмерную инициативность, то в какие-то моменты он вольно или невольно может подменять собой руководителя. Это в свою очередь ведет к нарушению основного принципа управления организацией – принципа единоначалия, что также может иметь негативные последствия как для организации, так и для самого юриста. Какие это последствия? Во-первых, юрист не владеет всей той информацией, которая необходима для принятия правильных решений. Во-вторых, он ориентирован не на экономические показатели – получение прибыли или сокращение издержек, а на «правоохранительные», и потому прежде всего думает о последствиях любой деятельности, а не о бизнесе. Поэтому чрезмерное влияние юриста на стратегию организации может в определенной степени затормозить предпринимательскую активность фирмы. Для того чтобы каждый раз успешно решать проблему согласования ролей в ситуации власти-подчинения, юристу рекомендуется вести себя следующим образом: 1) в отношении оформления и дополнения учредительных документов юрист не должен дожидаться указаний первого лица организации, которое вообще может упустить из виду этот вопрос, а сам проявить инициативу и позаботиться о надлежащем правовом обеспечении деятельности организации – потребовать, чтобы вопрос о внесении необходимых изменений и дополнений в учредительные документы был включен в повестку дня ближайшего общего собрания участников (акционеров) организации; 2) в отношении принятия руководителями организации юридически значимых решений – юристу трудно будет избежать ответственности за решение, принятое без его участия, – оно все равно его «догонит», и ему придется заниматься ликвидацией отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате осуществления этого решения на практике. Примерами подобных неправомерных решений могут служить решения, принятые без учета изменений в законодательстве, мнения акционеров, трудового коллектива, специфики Трудового кодекса РФ, правовых аспектов предложений заказчиков, партнеров и т. д. Поэтому юристу необходимо добиваться, чтобы любое решение принималось только после согласования с ним правового аспекта данного решения. 3) в отношении роли юриста во внешней деятельности организации – во время встреч и переговоров вместе с руководителем юрист не должен забывать, что решение принимает не он, а руководитель, но в то же время и не следует уподобляться молчаливому, пассивному «статисту» На переговорах юрист может быть очень полезен: во-первых, на этапе оформления достигнутых договоренностей он может предложить, в какую форму облечь эти договоренности и решения; во-вторых, в ситуации, когда участники, несмотря на имеющееся твердое желание договориться, все же не могут достичь консенсуса (соглашения, единой позиции), юрист может выступить в роли своеобразного «катализатора» процесса обсуждения и предложить различные варианты сотрудничества, вытекающие из тех возможностей, которые предоставляются законодательством. 4) юрист должен не только постоянно консультировать руководителей организации по вопросам правового характера, но и проводить постоянную работу по разъяснению действующего законодательства; 5) для обеспечения режима сотрудничества и диалога в общении с руководителями и сотрудниками организации и лучшего обоснования своей позиции юристу лучше придерживаться при проведении консультаций следующего порядка действий: а) уточнить и конкретизировать вопрос и стоящую за ним проблему, облечь вопрос в четкие формулировки, не допускающие различного толкования; б) для подготовки ответа найти нужные правовые институты и нормы, применить и к данному случаю, найти аналогичные случаи; в) сформулировать ответ в нужной форме (в виде заключения, совета, рекомендации и др.). Другая этическая проблема, связанная с поддержанием юристом своего профессионального статуса в организации, связана с организацией надлежащих взаимоотношений с персоналом Юрист должен приложить максимум усилий к тому, чтобы развивать и поддерживать в организации отношения сотрудничества и партнерства, без которых невозможны существование правового пространства и реализация на практике положений и принципов Трудового кодекса РФ, в частности концепции социального партнерства. Любые решения юриста, работающего с кадрами или консультирующего кадровую службу, связаны с ответственностью за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру и т. д. Иными словами, лишь реализуя свою ответственность за персонал и поддерживая в организации отношения сотрудничества и партнерства, юрист может выполнить свое профессиональное предназначение и утвердить свой статус в организации.

24.Основные требования организационного этикета. Составление юридических, документов. Множество этических проблем в организации имеют своим источником неправильно, недостаточно четко или небрежно составленные документы. Поэтому правильная разработка и оформление корпоративных документов являются для юриста одновременно требованием и организационного, и профессионального этикета. Хорошим тоном при составлении корпоративных документов является соблюдение следующих правил:
1) из текста документа должно быть понятно, каким образом, с помощью каких механизмов и процедур происходит регулирование данной сферы отношений;
2) документ, например должностная инструкция или договор, должен учитывать особенности регулируемых отношений и распространяться на широкий круг отношений;
3) текст документа должен быть логически последовательным и не должен содержать логических ошибок;
4) язык документа должен быть ясным и доступным, формулировки, выражения и термины – точными и лаконичными. Необходимо использовать термины и выражения, знакомые и доступные широкому кругу лиц, но в то же время избегать бытовой, повседневной речи; не следует злоупотреблять специальной юридической терминологией;
5) текст документа должен быть компактным и правильно структурированным на разделы, главы, части, статьи, параграфы, пункты;
6) должна быть соблюдена этичность изложения материала юридический документ не должен содержать оскорбительных или откровенно льстивых, а также унижающих человеческое достоинство слов и выражений недопустимо использовать метафоры, жаргонные и сленговые выражения. Исключением из этого правила являются ситуации, когда в тексте документа необходимо привести цитату. Например, в исковое заявление, связанное с защитой чести и достоинства, может потребоваться включить те оскорбительные выражения, которые были высказаны в отношении заявителя. Соблюдение требований служебного этикета. От юриста в любой организации руководители и сотрудники ожидают, что он будет образцом в служебных отношениях и будет не только сам выполнять требования служебного этикета, но и требовать их выполнения от других сотрудников. Согласно этим требованиям:
1) необходимо оберегать престиж той организации, где работаешь, отзываться о ней хорошо, соблюдать требования корпоративных документов и этические организационные стандарты: порядочность, ответственность, честность, лояльность, заботу, компетентность, субординацию; 2) нужно поддерживать доброжелательную рабочую обстановку в коллективе, проявлять по отношению к коллегам, клиентам, руководителям вежливость, такт, внимание, уважение, в случае необходимости оказывать коллегам помощь; 3) надо стараться избегать конфликтов, а в случае возникновения конфликтной ситуации конструктивно разрешать конфликт и уметь идти на компромисс; 4) необходимо соблюдать дистанцию в общении с клиентами, коллегами и администрацией и не смешивать личную и деловую жизнь; 5) недопустимо срывать свое плохое настроение на других людях, жаловаться на других людей, на свои проблемы. Если все же «срыв» произошел, необходимо сразу же извиниться. Нельзя обсуждать чью-либо внешность, одежду, фигуру, делиться подробностями личной жизни с коллегами и руководителями; 6) все посторонние дела в рабочее время должны быть полностью исключены; 7) надо всегда здороваться с коллегами и отвечать на их приветствия (делать это достаточно один раз в день); 8) ко всем коллегам, независимо от того, руководитель это или подчиненный, надо относиться с уважением и тактом; 9) надо вставать, если в комнату входит руководитель. Не надо вставать, если входят коллеги; 10) в любом случае нельзя отвечать грубостью на грубость, агрессию, несправедливую или справедливую критику. Если грубость допускает начальник по отношению к подчиненному, то последнему, если он уверен в своей правоте, желательно попросить руководство о личной встрече; 11) нельзя никому делать замечания в присутствии третьего лица – это необходимо делать конфиденциально. В случае критики (обоснованной или необоснованной) желательно не оправдываться, не винить других, не защищаться, а задать нужные вопросы критикующему. Если ошибка действительно была допущена и критика справедлива, хорошим тоном является честное признание данной ошибки; 12) нельзя употреблять жаргонные и сленговые слова и выражения, оскорбительные слова, злоупотреблять специальной терминологией. Надо говорить, соблюдая правила грамматики; 13) недопустимо прислушиваться к чужим телефонным разговорам и рассматривать бумаги на чужом столе. Для налаживания и поддержания конструктивного делового общения необходимо следовать определенным принципам, а именно: • принципу истинности, который состоит в том, чтобы преднамеренно не искажать действительность; • принципу искренности, который состоит в том, чтобы выражать в процессе коммуникации свое истинное отношение |с действительности; • принципу взаимодействия, который состоит в том, чтобы: а) предоставлять партнеру ровно столько информации, сколько необходимо; б) не предоставлять заведомо ложной или недостаточно обоснованной информации; в) не отклоняться от темы и оперировать только уместной (относящейся к делу) информацией; г) избегать непонятных выражений, ненужного многословия, неоднозначных выражений;
• принципу вежливости, который предполагает, что партнеры будут соблюдать:
а) «правило такта», согласно которому нельзя нарушать границы личной сферы партнера: например, иногда нельзя спрашивать о цели коммуникации, если она не задана; нельзя затрагивать темы частной жизни, вкусов, личных предпочтений (они считаются опасными, так как могут вызвать напряжение и конфликт).
б) «правило одобрения», согласно которому нельзя осуждать других;
в) «правило скромности», которое требует, чтобы партнеры не принимали в свой адрес чрезмерных похвал, отклоняя их как не отвечающие действительности.
г) «правило согласия», которое предполагает отказ от выяснения истины в том случае, если это выяснение может привести к конфликту партнеров, то есть отказ от истины во имя сохранения согласия и самого взаимодействия;
д) «правило благожелательности», требующее от партнеров выражения благожелательности по отношению друг к другу в ситуации с намечающимся конфликтом. Соблюдение требований речевого этикета способствует снижению коммуникативного риска. Партнеры по общению должны: • соблюдать сдержанность в суждениях, не использовать в речи категоричные утверждения; • исходить из порядочности партнера (презумпции порядочности); • выражать несогласие вежливо; • использовать доброжелательные интонации. Слушающий должен выражать свое внимание и интерес к говорящему, смотреть на него доброжелательно, не перебивать, выслушивать до конца, не исправлять во время разговора замеченные речевые ошибки.

25.Содержание и характер моральных проблем в таможенном деле. Таможенное дело регулируется комплексом разнообразных этических принципов, правил, стандартов, которые помогают таможенным органам реализовывать свое предназначение, выявлять и решать многочисленные и сложные моральные проблемы, возникающие в процессе их деятельности Источниками этических правил, принципов и стандартов являются* российское законодательство, международные соглашения и договоры, участниками которых является Российская Федерация В соответствии со ст 6 Таможенного кодекса РФ в том случае, если «международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора» В частности, Россия с ноября 1997 г является членом межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и как член АТЭС она и ее таможенные органы подчиняются руководящим принципам, принятым данным форумом. Помимо этого источником этических принципов являются Кодекс чести таможенника, присяга сотрудников таможенных органов, различные корпоративные документы, имеющие силу в рамках таможенной системы (должностные инструкции, стандарты поведения, технологии, инструкции, приказы, распоряжения, рекомендации, резолюции и др.), сложившаяся практика поведения и взаимоотношений сотрудников и структур таможенной системы, не зафиксированная в письменных документах, но принятая и одобренная таможенным сообществом. Причины возникновения моральных проблем в сфере таможенной деятельности различны. Часть из них имеют институциональный характер, т. е. связаны с взаимоотношениями государств; общества и государства; различных институтов государственной власти и т. д. Изучением этих проблем и обеспечением поддержки в их разрешении занимается макроэтика. Другие проблемы проявляются на уровне одной или нескольких организаций внутри таможенной системы и носят корпоративный характер. Их изучает и помогает решить микроэтика. Моральные проблемы таможни, которые возникают на институциональном уровне, связаны с природой и предназначением таможенных органов. Одной из таких проблем является согласование действий различных структурных компонентов таможенной системы для проведения единой таможенной политики. Несогласованность действий подразделений и структур системы приводит к конфликтам на индивидуальном уровне, т. е. на уровне межличностного общения руководителей и сотрудников различных отделов и организаций. В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса РФ таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, которая является частью внутренней и внешней политики страны, а также средства проведения этой политики в жизни: таможенный контроль, таможенное оформление, взимание таможенных платежей, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти, в частности таможенных органов, которые в соответствии с законодательством РФ являются правоохранительными органами. Таможенные органы составляют единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ), региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ. Они призваны осуществлять единую таможенную политику, но наряду с этим имеют особые, присущие только данной части системы цели, задачи, функции и следуют своим «правилам игры», т. е., говоря на языке этики, реализуют собственную моральную ответственность. Например, и ГТК РФ, и таможенный пост, и отдел по борьбе с контрабандой, и отдел кадров имеют свои собственные цели и собственную моральную ответственность, обусловленную этими целями Решение же указанной выше данной проблемы состоит в осознании и определении границ моральной ответственности структур таможенной системы. Другая институциональная моральная проблема связана с гибкостью таможенной системы, ее способностью быстро и экологично (с минимальными вредными последствиями) реагировать на актуальные потребности государства и общества. Ее суть состоит в способности таможенной системы осуществлять таможенную политику. В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса РФ целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики и т. д. Таможенные органы в целях осуществления таможенной политики должны защищать экономические интересы Российской Федерации, вести борьбу с контрабандой, обеспечивать (в пределах своей компетенции) экономическую безопасность страны, содействовать развитию внешнеэкономических связей республик в составе федерации и т. д. (ст. 10). Таможенная политика, как мы видим, должна сочетать в себе такие таящие внутренние противоречия, цели, как наполнение доходной части бюджета, поддержка отечественных товаропроизводителей, насыщение внутреннего рынка товарами, недопущение ввоза некачественных товаров, контроль за соблюдением внешнеэкономической деятельности. На практике изначальная противоречивость целей таможенной политики приводит к парадоксальной ситуации: когда таможенную службу РФ рассматривают исключительно как фискальный орган, главная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить максимальное поступление доходов в бюджет, то таможенные органы сосредотачивают свои усилия в большей степени на сборах таможенных платежей, чем на защите отечественных товаропроизводителей. Главный источник налогообложения и, следовательно, поступлений в бюджет – это импорт. Поэтому политика либерализации по отношению к импортным товарам, проводимая таможенными органами, влечет за собой рост импорта товаров, как правило, более дешевых и качественных, чем отечественные. Товары отечественных товаропроизводителей пока, к сожалению, не могут конкурировать с импортными, поэтому при таком подходе таможенных органов возрождение национального производства и стимулирование развития национальной экономики становится затруднительным. В то же время повышенные ставки таможенных пошлин (защищающие российский рынок от дешевого импорта) препятствуют нормальному обороту товаров и созданию здоровой конкурентной среды. Как видим, и здесь одна задача таможенной политики – регулирование товарооборота – приходит в противоречие с другой: защита отечественного товаропроизводителя. Рассматриваемая моральная проблема заявляет о себе в тех ситуациях, когда таможенные органы становятся объектами критики со стороны как российских товаропроизводителей, а также российских граждан и организаций, так и иностранных торговых партнеров. Таможенные органы вынуждены работать в постоянном клубке объективных (не зависящих от воли самой таможни) противоречий: к примеру, удовлетворив требования российских граждан в дешевых качественных товарах, таможня создает конкуренцию товарам, которые производят на своих предприятиях те же самые граждане, в результате чего предприятия, чья продукция не раскупается, разоряются и закрываются, а работники – граждане, желающие иметь дешевые импортные товары, – остаются без работы. Данная институциональная моральная проблема самым негативным образом может отразиться на репутации таможенных органов и их сотрудниках, поэтому они вынуждены постоянно отстаивать свое доброе имя и демонстрировать сообществу свои благие намерения. Еще одна моральная проблема связана с «непрозрачностью таможенной системы для участников внешнеэкономической деятельности и частных лиц» и заключается в том, что таможенное законодательство РФ содержит многочисленные формулировки, которые не позволяют однозначно понимать таможенные законы, правила, административные акты и процедуры. Примерами подобных многозначных («каучуковых», как их иногда называют юристы) формулировок являются, в частности, выражения «добросовестный декларант», «жизненно важные интересы» и т. п. В связи с этим в сфере таможенного дела издается большое количество подзаконных актов, трактующих Таможенный кодекс РФ приказов, распоряжений, инструкций, – что приводит к закрытости таможенной системы от контроля со стороны сообщества и участников внешнеэкономической деятельности. Немаловажное значение имеет проблема ответственности таможенной службы за свои действия перед Государством, участниками внешнеэкономической деятельности, российскими и иностранными гражданами. Она возникает в силу того, что отдельные сферы отношений между таможней и декларантом не урегулированы на правовом уровне. Подобная практика характерна не только для России. Во многих странах допускается наделение сотрудников таможенных органов правом действовать по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях. Это право таможенных органов компенсируется соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или в административном порядке, однако правовая неурегулированность данного вопроса иногда причиной произвола сотрудников таможни, который проявляется в том, что они необоснованно ограничивают права участников внешнеэкономической деятельности, вмешиваются во внешнеторговые отношения, нанося тем самым ущерб экономике в целом. Одним из решений данной проблемы является обеспечение легкодоступного административного или судебного пересмотра неправомерных действий таможенных органов. Следующая моральная проблема связана с чрезмерно большими властными полномочиями таможенной системы. В ст. 10 Таможенного кодекса РФ говорится, что таможенные органы участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику. Иными словами, законодательная и исполнительная власть в рамках таможенного дела не строго отделены друг от друга. В свою очередь, таможенная политика, о чем уже говорилось выше, может быть ориентирована как на протекционизм и защиту отечественных предпринимателей, так и на либерализацию внешней торговли. Получается, что таможенные органы в политическом и правовом смысле возвышаются над многими другими общественными институтами. Одним из способов преодолеть эту чреватую злоупотреблениями власти ситуацию является проведение таможенными органами политики открытости, общественного диалога и взаимодействия с другими органами государственной власти, общественными институтами, а также добровольного самоограничения и самоконтроля по отношению к себе. В противном случае возможно появление еще одной, куда более серьезной моральной проблемы – оказание негативного влияния на общественно-политический процесс в целом путем внесения в законодательство тех изменений, которые в большей степени соответствуют интересам таможенной системы, а не общества и государства в целом. Мы рассмотрели самые важные и острые из институциональных моральных проблем, которые возникают в деятельности российских таможенных органов. Существуют и другие проблемы, которые требуют более специализированного рассмотрения, как добросовестность партнеров таможенной службы по реализации целей таможенной политики (таможенных брокеров, фирм, оказывающих консультационные услуги; таможенных перевозчиков и т. д.); проблема упрощения таможенных правил и процедур для участников внешнеэкономической деятельности, проблема защиты нравственности населения и др. Нерешенные институциональные проблемы тяжелым грузом ложатся на плечи сотрудников, которые не в состоянии восполнить пробелы в законодательстве, гармонизировать цели таможенной политики, повлиять на внешнее окружение таможенной системы и уменьшить количество контрабанды, подлогов, обмана и пр. Ряд моральных проблем в таможенном деле возникает, как уже говорилось, на корпоративном, внутриведомственном уровне. Каждый день государство и общество выдвигают все новые требования к деятельности таможенной системы. Она должна не только успевать выполнять эти требования, но еще при этом и развиваться. Таможенная система, как и любой другой социальный организм, имеет подвижные и в то же время весьма определенные границы, которые как раз и способствуют ее выживанию, воспроизводству и развитию. Эту открытость и одновременно устойчивость системы обеспечивает определенный, ограниченный набор коммуникаций, осуществляемых в соответствии с определенными нормами, правилами, принципами и стандартами, которые могут быть зафиксированы письменно – в приказах, инструкциях, положениях законов и соглашений, и т д, а могут существовать в рамках неформальных каналов – вербальных и невербальных. Любая моральная проблема, возникающая в системе, несет в себе потенциальную угрозу существованию последней в том случае, если она не будет своевременно решена, снята или смягчена, так как моральные проблемы имеют свойство разрастаться подобно снежному кому. Здесь уместно провести сравнение с разрастанием чувства обиды или оскорбленного самолюбия в случае, если не удается вовремя «выяснить отношения» с обидчиком или оскорбителем и восстановить самооценку. В то же время моральная проблема может иметь конструктивное значение для развития организации, так как она способна сигнализировать о том, что возник вопрос, требующий срочного принятия решения. Для любой организации типичными являются ситуации, когда два отдела не могут согласовать свои действия; когда между вышестоящим руководством («штабными») и нижестоящим («линейными») нет отношений сотрудничества и эффективной обратной связи; когда нарушается принцип единоначалия – т. е. один и тот же сотрудник получает от двух разных начальников противоречащие друг другу указания; когда сотрудник одновременно должен и подчиняться руководству во всех своих действиях (соблюдать принцип иерархии) и в то же время принимать самостоятельные решения и нести за них личную моральную и даже уголовную ответственность. Распространенными являются также моральные проблемы служебных разоблачений: доносительства, взяточничества, дискриминации, воровства, фаворитизма. Любую моральную проблему, возникшую в организации, лучше рассматривать не как угрозу, а как вызов и стремиться принять данный вызов, поскольку от выявления, признания и успешного решения данной проблемы зависит существование и функционирование системы как целостного организма. Среди наиболее важных и острых моральных проблем, возникающих на корпоративном уровне в таможенной системе, можно назвать следующие: • проблема моральных затрат профессии таможенника; • проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы; • проблема низкого качества обслуживания клиентов; • проблема установления отношений сотрудничества и доверия между различными подразделениями и структурами таможенной системы в процессе решения возникающих проблем; • проблема контроля за соблюдением сотрудниками корпоративных этических стандартов: лояльности, порядочности, ответственности, честности, служения (помощи), коллегиальности; • проблема согласования строгой иерархии и управленческого авторитаризма с широкими полномочиями и личной ответственностью сотрудников при принятии решений. Ниже рассматриваются проблемы моральных затрат профессии таможенника и противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы. Другие проблемы требуют специализированного рассмотрения и решаются в рамках науки управления организацией – менеджмента. Проблема моральных затрат профессии таможенника. Профессия таможенника сопряжена с риском. Не так уж редки случаи применения физического и психического насилия осуществляющему таможенный контроль. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия независимо от степени его тяжести. И физическое, и психическое насилие чревато моральными травмами, которые в дальнейшем могут повлиять на здоровье сотрудников и на качество исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Не случайно говорят о миссии профессии таможенника, имея в виду ее высокое предназначение и связанную с этим опасность для его жизни и здоровья. Миссия профессии таможенника состоит: • в обеспечении соблюдения законодательства в таможенном деле; • в защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, в том числе защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; • в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации; • в защите экономических интересов Российской Федерации; • в пресечении контрабанды, других нарушений таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; • в оказании содействия в борьбе с международным терроризмом; • в пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах РФ; • в защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения; • в защите жизни и здоровья человека; • в охране окружающей природной среды, защите животных и растений (ст. 10 Таможенного кодекса РФ). Проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы. При прохождении службы в таможенных органах для их сотрудников в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах» установлены определенные ограничения, связанные с этическими проблемами конфликта интересов, взяточничества, коррупции. Эти проблемы обусловлены наличием противоречий между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы. Конфликт интересов возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых сотрудником при исполнении им служебных обязанностей, либо относительно действий организации или ее планов на будущее. В целях предотвращения конфликта интересов закон запрещает сотрудникам таможенных органов: • заниматься предпринимательской деятельностью; • руководить коммерческой организацией (состоять членом ее органа управления); • совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутатов органов законодательной власти на всех уровнях; • проходить службу в одном и том же таможенном органе с близкими родственниками (или состоящими между собой в свойстве – братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В целях пресечения возможных ситуаций взяточничества и коррупции ст. 7 упомянутого закона запрещает сотрудникам таможенных органов: • получать гонорары за публикации и выступления, подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдых, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей; • принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; • выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями; • использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

26.Основные требования профессиональной этики таможенника. Профессиональное поведение таможенника регламентируется этикой добродетелей и этикой принципов. Этика добродетели требует наличия у работника определенных черт характера и ценностных установок. Этика принципов предъявляет к нему набор определенных требований, относящихся к способам решения возникающих проблем. Этические принципы помогают сделать правильный выбор социально и исторически приемлемых установок и действовать в соответствии с ними при возникновении в будущем похожих ситуаций.
Кодекс чести таможенника, утвержденный приказом ГТК РФ 3 сентября 1997 г. (см. приложение 10), предусматривает наличие у сотрудников таможенных органов следующих черт и качеств характера или, говоря на языке этики, следующих добродетелей: мужества, смелости, решительности, дисциплинированности, воспитанности, высокой культуры общения и поведения.
Кодекс запрещает проявление таких черт характера, как чванство, невежество, трусость.
Кодекс обязывает таможенников следовать в своей деятельности принципам:
•профессиональной честности, порядочности;
• коллективизма и бескорыстной помощи товарищам;
• законопослушания;
• преданности Отечеству;
• верности Конституции, присяге, долгу;
• уважения к атрибутике государственной и таможенной символике, традициям профессии;
•чести;
•ответственности;
•служения (помощи);
• заботы о своем добром имени и репутации профессии. Кодекс призывает таможенников ориентироваться на идеал мужества, на ценность личности.
Кодекс запрещает такие действия и установки, как взяточничество, формализм в исполнении долга, некомпетентность, предательство.
Служба в таможенных органах приравнивается к воинской, поэтому сотрудники в соответствии с требованием Закона о службе в таможенных органах РФ принимают присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенных органов Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации и защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности».
Этические принципы регулируют действия и установки как таможенных органов в целом, так и действия и установки отдельных сотрудников. Таможенник – это представитель государства, и от его поведения зависит доверие граждан к таможенным органам и таможенной политике государства в целом. Следуя этическим принципам, таможенные органы РФ и их сотрудники реализуют свою моральную ответственность перед государством, обществом, гражданами и международным сообществом.
Источниками этических принципов, которыми должны руководствоваться таможенные органы, и их сотрудники и которые будут рассмотрены ниже, являются законодательство РФ и международные договоры и соглашения.
Принцип законности. Таможенные органы РФ и их должностные лица в соответствии с требованиями ст. 248 Таможенного кодекса РФ обязаны соблюдать в своей деятельности принцип законности. Согласно этому принципу:
• никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами РФ;
• таможенные органы и их должностные лица могут применять меры воздействия за нарушения таможенных правил только в пределах своей компетенции и в точном соответствии с законодательством РФ.
Соблюдение принципа законности таможенными органами контролируется вышестоящими таможенными органами и их должностными лицами; за ним осуществляется прокурорский надзор. Он обеспечивается правом обжалования и другими предусмотренными законодательством РФ способами.
В деятельности сотрудников таможенных органов принцип законности проявляется в том, что они в обязательном порядке обеспечивают лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, реализацию его прав. Лицо, привлекаемое к ответственности, в частности, вправе:
• знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности;
• знакомиться с материалами дела после окончания его производства и во время его рассмотрения, делать выписки из них;
• представлять доказательства;
• заявлять отводы;
• заявлять ходатайства;
• пользоваться услугами адвоката (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
• обжаловать постановление по делу и т. д.
Принцип конфиденциальности. Этот этический принцип регулирует деятельность всех участников таможенной системы: таможенных органов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и их сотрудников. Принцип конфиденциальности в соответствии со ст. 16, 163, 167 Таможенного кодекса РФ и положениями Закона о службе в таможенных органах РФ должен соблюдаться во всех случаях, за исключением тех, которые предусмотрены законодательными актами РФ.
Требования принципа конфиденциальности состоят в следующем:
а) информация, предоставленная таможенным органам предприятиями, учреждениями, государственными органами и гражданами, должна использоваться исключительно в таможенных целях;
б) информация, полученная таможенным брокером и его работниками от представляемого ими лица, должна использоваться ими исключительно в таможенных целях;
в) вся информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также та информация, которая не является общедоступной и которая может нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам представившего ее лица (эта информация в Таможенном кодексе РФ называется конфиденциальной), не должна:
разглашаться;
использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях;
передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ) (ст. 16 Таможенного кодекса РФ);
г) информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую тайну, а также конфиденциальная информация представившего ее лица не должна разглашаться таможенным брокером и его работниками, использоваться в собственных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам (кроме таможенных органов РФ);
д) полученная от отправителя товаров и документов на них информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться, использоваться таможенным перевозчиком и его работниками в собственных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам (кроме таможенных органов РФ), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (ст. 167 Таможенного кодекса РФ).
Принцип конфиденциальности. Этот принцип должен соблюдаться таможенными органами при проверке (если имеются основания для организации такой проверки) финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары, таможенных брокеров и иных лиц, контроль за которыми возложен на таможенные органы (ст. 186 Таможенного кодекса РФ).
Принцип ответственности. На институциональном уровне таможенные органы должны нести ответственность за свои действия, в частности через легкодоступный процесс административного или судебного пересмотра.
Принцип ответственности раскрывается в нескольких статьях Таможенного кодекса РФ. Работники таможенных органов наделяются широкими полномочиями и правами для осуществления своей профессиональной деятельности. Например, должностное лицо самостоятельно выносит мотивированное постановление о проведении таможенного обследования территорий, помещений, транспортных средств, если есть достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение таможенных правил Эти полномочия предполагают, что сотрудник будет нести личную моральную и иную ответственность за их правильную и адекватную реализацию.
Другой пример широких полномочий сотрудников таможенных органов относится к самим ситуациям нарушений таможенных правил Должностное лицо, в ведении которого находится то или иное дело о нарушении таможенных правил, в соответствии со ст 322 Таможенного кодекса РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законодательством РФ.
Должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, также может допускать назначение более мягкой меры воздействия по сравнению с предусмотренной Таможенным кодексом РФ. Сотрудник может сам оценить степень общественной опасности деяния и личности виновного и принять решение о степени наказания, при этом смягчение допускается с обязательным указанием его мотивов. Если сотрудник таможенного органа оценит совершенное нарушение как малозначительное, то он может в соответствии со ст. 240 Таможенного кодекса РФ освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием.
Для того чтобы сотрудники таможенных органов могли в полной мере реализовать свою ответственность и использовать полномочия, предоставленные им законодательством, без предвзятости, злоупотребления властью и преследования корыстных целей, они должны описывать, подтверждать и обосновывать свои действия в формах, установленных Таможенным кодексом РФ, подзаконными актами и корпоративными документами.
Принцип объективности. Таможенные органы должны стремиться к объективности при ведении производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении В целях соблюдения объективности и непредвзятости они наделены правом привлекать экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей, проводить экспертизу Сотрудники обязаны собрать и представить необходимые доказательства по делам о нарушениях таможенных правил Эти доказательства представляют собой.
• протоколы и другие документы, удостоверяющие обстоятельства и факты, имеющие отношение к правонарушению;
• объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, объяснения свидетелей,.
• заключение эксперта.
На основе принципа объективности производится назначение должностных лиц для ведения производства о нарушении таможенных правил В частности, сотрудник таможенных органов не может вести или рассматривать дело, если он:
• лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, а также ранее участвовал в производстве по данному делу или в его рассмотрении в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;
• является родственником физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые участвовали в производстве или рассмотрении данного дела.
При наличии данных обстоятельств сотрудник таможенных органов в том случае, если ему поручают вести дело о нарушении таможенных правил, обязан заявить о самоотводе.

27. Законодательная регламентация принципов профессиональной этики нотариусов. Нотариальную деятельность в Российской Федерации регулируют Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (приняты Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993г.) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2001 г.
Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Законодательство регулирует деятельность нотариусов, как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой. И те, и другие по закону обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, а документы, оформленные ими, имеют одинаковую юридическую силу. При этом нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Закон гарантирует независимость нотариальной деятельности (ст. 5 Основ), которая состоит в том, что при выполнении своих профессиональных обязанностей нотариус непосредственно руководствуется Конституцией РФ и конституциями республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, международными договорами РФ. В то же время закон требует, чтобы сам нотариус был независим и беспристрастен при выполнении служебных обязанностей. В целях недопущения или пресечения возможного конфликта интересов на деятельность нотариусов законом наложены определенные ограничения.
Так, нотариус не вправе:
• заниматься предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;
• оказывать посреднические услуги при заключении договоров;
• совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
Нотариусы должны соблюдать принцип законности, т. е. руководствоваться в своей деятельности российским законодательством и международными договорами РФ. Закон обязывает нотариуса отказывать в совершении нотариального действия, если совершение его противоречит закону.
Нотариусы в своей деятельности должны также соблюдать конфиденциальность. Закон запрещает нотариусам и лицам, работающим в нотариальной конторе, разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий (ст. 5 Основ). Нотариусы и служащие нотариальных контор обязаны следовать принципу конфиденциальности и после сложения ими полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Соблюдая принцип конфиденциальности, нотариусы должны в соответствии с законодательством:
• выдавать сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия;
• выдавать справки о совершенных нотариальных действиях по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами;
• представлять справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения, в налоговый орган, когда необходимо исчислить налог с данного имущества;
• выдавать справки о завещании только после смерти завещателя.
Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия (ст. 16 Основ).
Если нотариус, который занимается частной практикой, умышленно разгласит сведения о совершенном нотариальном.
действии, то он по решению суда обязан возместить причиненный вследствие этого ущерб (ст. 17 Основ).
В соответствии со ст. 28 Основ нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях. Должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ,
Нотариус несет личную ответственность за выполнение своих профессиональных обязанностей. Нотариус, впервые назначенный на должность, в соответствии со ст. 14 Основ приносит присягу следующего содержания: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».
Нотариус имеет личную печать, где указаны его фамилия, инициалы, должность, место нахождения или наименование государственной нотариальной конторы, штампы удостовери-тельных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Нотариус обязан заключить договор страхования своей деятельности в том случае, если он занимается частной практикой. Закон запрещает нотариусу выполнять свои обязанности без заключения договора страхования.
Нотариус несет ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса.
Законодательство требует от нотариуса добросовестности, хотя это требование непосредственно не формулируется в тексте Основ. Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов. Содействие проявляется в том, что нотариус разъясняет гражданам их права и обязанности, смысл и назначение представленного ими проекта, предупреждает о последствиях совершаемых нотариальных действий. Это делается для того, чтобы юридическая неосведомленность граждан не могла быть использована им во вред.
Нотариус должен проявлять добросовестность при приеме документов, представляемых для совершения нотариальных действий, при установлении личности обратившегося за совершением нотариального действия, проверке дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в сделках, при совершении нотариальных действий, связанных с наследованием (извещении наследников об открывшемся наследстве, принятии мер к охране наследственного имущества, произведении его описи и др.).
Контроль за соблюдением нотариусом в своей деятельности этических принципов осуществляет орган юстиции – если нотариус работает в государственной нотариальной конторе, и нотариальная палата – если нотариус занимается частной практикой. Нотариальная палата может потребовать от нотариуса (лица, его замещающего) личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики (ст. 28 Основ).

28.Основные требования, предъявляемые нотариусу кодексом профессиональной этики Кодекс профессиональной этики по сравнению с законодательством предъявляет нотариусам более жесткие и детализированные требования не только в отношении служебной деятельности, но и личной жизни, и определяет конкретные санкции за нарушение этих требований.
Рассмотрим этические принципы и правила, регулирующие профессиональное поведение нотариусов, на примере одного из первых кодексов этики, который приняло сообщество российских нотариусов – Профессионального кодекса нотариусов Москвы (см приложение 11). Он был принят общим собранием членов Московской городской нотариальной палаты как выражение солидарного понимания нотариусами столицы публично-правового назначения и ответственности нотариальной деятельности, высоких требований к выполнению профессионального долга и личному поведению нотариуса. Данный этический кодекс был положен в основу Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации.
Профессиональный кодекс нотариусов Москвы (далее сокращенно


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал