![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологический менеджмент на предприятии
Отсутствие на предприятии политики, ориентирующей на снижение негативных последствий на ОС, приведёт в итоге к снижению экономической эффективности его функционирования, конкурентоспособности и исключению его из сферы общественного производства. Современная практика показывает, что только осмысленное отношение людей к экологическим последствиям хозяйственной деятельности обеспечивает конкурентные преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Экологический менеджмент предприятия (ЭМ) охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием (планирование, управление, контроль за деятельностью предприятия), связанные с ООС. Важное значение имеют требования, предъявляемые к ЭМ различными заинтересованными группами (руководство, акционеры, сотрудники, партнёры по бизнесу, различные общественные группы), а также возможности и границы его реализации. Для раскрытия содержания ЭМ как системы управления и одновременно как процесса управления существенными моментами являются: основы и рамочные условия ЭМ; вырабатываемые на этой базе стратегии ООС и ресурсосбережения; реализация стратегий на тактическом и оперативном уровнях в различных сферах деятельности предприятия. ЭМ ориентирует предприятие, ввиду длительного и комплексного характера экологических проблем, на следующие качества (характеристики) развития: Долгосрочную, стратегическую и, одновременно, рыночную направленность всей работы; Открытость процессов принятия решений и демократическое участие сотрудников в них; Учёт комплексного и взаимосвязанного характера всех проблем; Целостный охват вещественно-энергетических трансформаций в фазах производства, потребления и воспроизводства и соответствующего этим фазам загрязнения ОС; Сочетание инструментальных (ориентированных на реальные практические действия) и ценностных (ориентированных на ООС) взглядов всех сотрудников; Организационные и технические инновации при учёте экологической и общественной ответственности; Применение эволюционных концепций развития предприятия (напр., к «зелёной» организации). Подходы к ЭМ: активный ЭМ и пассивный или реактивный ЭМ. Т.о., ЭМ предприятия – это часть общей системы менеджмента предприятия, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутого результата и совершенствования экологической политики. Ступени формирования ЭМ на современном предприятии могут быть дифференцированы по разным критериям: С точки зрения научно-практической ориентации ЭМ может быть представлена следующая его классификация: ООС с точки зрения производства; маркетинга; менеджмента; социально-экологических позиций. По степени (уровню) активности отклика предприятия можно выделить следующие стадии формирования ЭМ: «начинающие фирмы»; «сокрушающиеся вдовы»; «сознательные граждане»; «прагматики»; «активисты». Процесс введения системы ЭМ формально может быть представлен следующим образом: (по У.Штегеру): Процесс принятия решений в ЭМ (риски, шансы, факторы) – постановка экол-киоправданных целей и постановка принципов – стратегии предприятия – экологические мероприятия (+снабжение, логистика, маркетинг) – контроль. 13. Формирование «зеленого бизнес-плана» на предприятии Стремление предприятия стать более дружественным ОС должно стать частью производственного или стратегического планирования предприятия, куда входит: определение потенциальных угроз предприятию и открывающихся перед ним возможностей; их сопоставление с сильными и слабыми сторонами предприятия. Составной частью учёта экологических аспектов в стратегическом планировании должен стать SWOT-анализ (сильные, слабые, возможности, опасности). Его задача – оценка нынешнего положения предприятия, а затем – разработка нескольких альтернативных вариантов на будущее. Этапы SWOT-анализа: Сильные стороны предприятия в экологическом плане; Слабые стороны предприятия в экологическом плане; Возможности, открывающиеся перед предприятием в контексте движения за ООС; Опасности, которые несёт предприятию движение за ООС. На основании результатов данного анализа разрабатывается несколько планов хозяйственной деятельности. Т.о., формируется «зелёный» бизнес-план. Он должен: включать прогрессивную экологическую стратегию; обеспечить экологическую совместимость всех производств предприятия; создать такие условия, при которых плановые, информационные и контролирующие службы уделяли бы равное внимание экологическим, экономическим и финансовым вопросам. Оптимальный вариант «зелёного» бизнес-плана – сочетание экономических задач организации с минимальным ущербом для ОС 14. Экологический имидж предприятия и его значение экол. имидж - система представлений, сложившихся в обществе, о влиянии деят. организации на состояние ОС; • представление потребителей об «экологичности» продукции и услуг организации, Если организация не принимает активного участия в формир-и своего экол. имиджа, он всегда носит негативный х-р. Задача экол. имиджа зак-ся в убеждении общества в том, что существ-ие п/п-ия имеет и положительные стороны. Причем эта работа д. осуществляться постоянно. Общая схема разработки программы форм-я экол.имиджа. 1. Идентификация целей- распространение позитивной инф. о деят. их организации, (буклетов) 2. Разработка плана меропр.3. Разр-ка программы мероприятий4. Оценка эффек-ти. Низкий экологический имидж предприятий все чаще становится барьером их выхода на внешний рынок. Устойчивое развитие предприятий и улучшение их конкурентоспособности, как известно, требует комплексного решения экологических, технических, экономических и социальных задач. Эффективная экологическая политика требует, чтобы управление окружающей средой стало неотъемлемой частью управления предприятием и качеством его продукции в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 и 9000. Появляется все больше компаний, которые осознают, что их успешность связана с проведением политики устойчивого развития, т.е. с экологизацией всех сторон производства и сбыта.
|