![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 56. Финансы торговли
Торговля - это отрасль национальной экономики, назначением кот. является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведение их до конечного потребителя. Ее роль заключается в выполнении двух важнейших функций: экономической и социальной. В экономическим смысле торговля представляет собой отрасль сферы обращения, оказывающую большие влияние на производственную сферу. Социальная функция торговли вытекает из обслуживания товаром всего населения и формирование ею продажных цен, доступных любым категориям покупателей. Расходы торговых организаций по доведению товаров до потребителей называются издержками обращения. Издержки обращения классифицируются на дополнительные и чистые. К дополнительным относят затраты, связанные с движением потребительской стоимости, продолжением процессов производства в сфере обращения. Эти затраты в общественно необходимых размерах включаются в стоимость товаров и увеличивают ее. Другая группа расходов — чистые издержки обращения — обусловлена сменой форм собственности и включает расходы на рекламу и другие затраты, сопровождающие продажу. При формировании затрат торгового предприятия целесообразно обеспечить выполнение следующих условий: •прирост общей суммы затрат не должен превышать прирост доходов. • снижение затрат не должно приводить к ухудшению качества торгового обслуживания и, как следствие, к снижению спроса и товарооборота; •размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами. Валовый доход в торговле представляет собой часть цены товара, предназначенную для покрытия издержек обращения и формирования прибыли торговых организаций. Доход торгового предприятия формируется за счет надбавки к покупной цене товара. Различают снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку и торговую надбавку. В сна6женческо-сбытовых (оптовых) надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров, а также прибыль, необходимая для обеспечения нормальной деятельности. Оптовая надбавка устанавливается в процентах к покупной цене товара. Торговая надбавка устанавливается торговыми предприятиями при реализации товаров населению. В Республике Беларусь установлена предельная величина торговой надбавки с учетом оптовой (независимо от количества участвующих посредников) в размере 30%. Из них 20% составляет оптовая и 10% — торговая надбавка. Валовой доход торговой организации представляет собой разность между денежной выручкой от реализации товаров, НДС и их покупной стоимостью. Прибыль торговой организации объективно необходима для развития их коммерческой деятельности. Прибыль выступает в качестве одного из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. Различают следующие виды прибыли: общая (валовая) прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении торговой организации, чистая прибыль. Общая прибыль торговой организации состоит из прибыли от реализации товаров, операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов по этим операциям, а также доходов от участия в деятельности других организаций. Прибыль от реализации товаров (Пр): Пр = В - ОР - ОМ - ФП - ИО, где В - валовой доход; ОР — отчисления в республиканские целевые бюджетные фонды; ОМ — отчисление в местные целевые бюджетные фонды, ФП — отчисления в фонд пополнения собственных оборотных средств в размере 6% от от полученного валового дохода социально-значимых товаров, ИО - издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары. В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы следующие методы: прямого счета, расчетно-аналитический. Метод прямого счета: П = ВД • Н • ФП • ИО, где ВД — валовой доход; Н - отчисления в республиканские и местные целевые бюджетные фонды; ФП - отчисления в фонд пополнения собственных оборотных средств; ИО — издержки обращения. Расчетно-аналитический метод: Пвозм = Урб•ПТ± ПФ, где Урб — уровень рентабельности реализации товаров, сложившийся в отчетном году, %; ЦТ — плановый объем товарооборота, тыс. р.; ПФ - изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли. Осуществление предпринимательской деятельности в торговле связано с формированием и использованием основного и оборотного капитала, которые необходимы для продвижения, хранения, реализации товаров и услуг. Структура оборотных средств торговых организаций зависит от их типа товарной специализации, состава товарооборота. Общая структура оборотных средств торговых организаций республики характеризуется высокой долей товарных запасов (около 90%) и незначительным удельным весом денежных средств (3%) и средств в расчетах (5%). К нормируемым оборотным средствам в торговле относятся товарные запасы, денежные средства в кассе ив пути, производственные запасы в общественном питании, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов. Норма запасов денежных средств устанавливается также в днях оборота и включает: • норму запасов наличных денег в кассах на неотложные хозяйственные нужды и другие нужды в пределах установленных лимитов; • норму запасов денежных средств в пути (в случаях, когда выручка от реализации товаров поступает в банки после окончания операционного дня и зачисляется на счет предприятия на следующий день).
|