Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды налогов. Налогообложение в Республике Беларусь и направления его реформирования.
Для Беларуси характерна двухуровневая система налогов: 1) республик-ие налоги и сборы; 2) местные налоги и сборы. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосудар-ые и местные налоги. Общегосуд-ые (республиканские) действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. Местные действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков. Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. По субъекту уплаты выделяют налоги: налоги с физ.лиц; налоги с юр.лиц. Особенности налог сист РБ: преоблад косв налоги 20% ндс, 18% на прибыль, 12% подоходный
21. Государственный бюджет: понятие, функции и структура. Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Функции государственного бюджета перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %); стабилизация общественного воспроизводства, экономики; осуществление государственной социальной политики. Доходные статьи бюджета: налоговые поступления (прямые и косвенные) – до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству); государственные займы (выпуск и продажа ценных бумаг); эмиссия денег. Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение); мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д.); расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск); государственное управление; обслуживание государственного долга. Контрольная функция бюджета состоит в проведении контролирующих мер за процессом использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики. Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы. В некоторых государствах эту функцию выполняет казначейство. С помощью бюджетной системы государство осуществляет сочетание государственных, местных и коллективных интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов. Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Расходная часть бюджета Республики Беларусь, как и во всех странах мира, характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и государственного регулирования экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так предоставление бюджетных средств называется бюджетнымфинансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета – бюджетные субсидии аграрному сектору Республики Беларусь. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К расходным статьям бюджета Республики Беларусь относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т. д.
22. Бюджетный дефицит: причины, виды и подходы к его регулированию. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Причины: -Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. -Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. -Чрезвычайные обстоятельства, (массовые беспорядки, катастрофы,) -Неэффективность финансовой системы государства. -Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами. -Коррупция в государственном секторе. -Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики. Виды: По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. По отношению к плану может быть плановым или внеплановым
23. Государственный долг: сущность, виды, последствия. Проблема государственного долга в Республике Беларусь. Государственный долг – сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний – долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний – задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Дефицит и гос долг взаимосвязаны. Какие же возникают проблемы при балансир гос бюджета и гос долга? 1) проблема при оценке реального дефицита гос бюджета. Реальн деф = номин деф – вел-на гос долга*темп инфляции на нач года 2) проблема бюджетирования капитала. Это расчёт и учет не только активного капитала, но и обязательств, кот берет гос-во перед гражданами или др странами (учтённые обяз-ва) 3) Бюджет должен включать неучтённые обяз-ва, т.е. будущие пенсии и пособия по соц страхованию, отчисл-я текущего года, кот. не вошли в план учётных обяз-в. Эти проблемы выводят нас на различ.виды дефицита и долга. Следует различать структурный дефицит и циклический дефицит. Степень стаб-ти эк-ки завис от вел-ны циклических бюджетных дефицитов и излишков. Они выполняют ф-цию амортизаторов. Отношение гос долга к ВВП характ бремя долга. Вел-на долга завис от размера реальн % ставки, от темпов роста ВВП и от вел-ны первич-го дефицита (это разность между вел-ной общ деф и суммой %-ых выплат по долгу. Формы: 1) рефинансир-е (выпуск новых займов 2) конверсии, т.е. изменение условий займа относительно доходности 3) консолидация гос долга – изменение усл относительно сроков переноса.
|