![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу — и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства. На крупных предприятиях производительность труда значительно выше, чем на мелких. Так, если производительность труда на предприятиях со среднегодовой численностью промышленно-производственного персонала до 200 человек принять за 100%, то на предприятиях второй группы (201—500 чел.) она составляет 153%, и на предприятия третьей группы (501 и более) — 217%. Фактическая эффективность концентрации может быть лучше всего выявлена на примере отдельных отраслей промышленности, и прежде всего однопродуктовых отраслей, характеризующихся массовым выпуском какого-либо вида продукции. В этих отраслях размеры предприятий, а также некоторые экономические показатели их работы могут быть выражены в натуральной форме. Закономерность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное производство имеет целый ряд преимуществ перед мелким. Преимущества крупных предприятий сводятся к следующим основным моментам: 1. На крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает большой экономический эффект, проявляющийся в удешевлении единицы мощности, так как возрастание производительной способности оборудования сопровождается значительно меньшим ростом его стоимости. 2. Укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда. 3. Издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства (содержание адми • нистративно-управленческого персонала, расходы, связан- ные с освещением и отоплением зданий, и др.), в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии. 4. Крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и методов технологии производства. Кроме того, на крупных предприятиях создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов. 5. На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, мощных конструкторских и технологических бюро, опытных установок. Затраты на их содержание составляют небольшую долю в себестоимости изделий, но они содействуют научно-техническому прогрессу и росту эффективности общественного производства. Наиболее важным показателем эффективности крупных предприятий является рост производительности труда. Так, при переходе от электростанций мощностью в 100 тыс. кВт с двумя турбинами по 50 тыс. кВт к электростанциям мощностью в 1800 тыс. кВт с шестью турбоагрегатами по 300 тыс. кВт количество рабочих на 1 000 кВт установленной мощности сокращается более чем в 35 раз, а удельная стоимость 1 кВт установленной мощности уменьшается соответственно почти в два раза. В свою очередь, рост мощности энергоблока с 300 до 800 тыс. кВт позволяет в сопоставимых условиях уменьшить капитальные вложения, снизить количество обслуживающего персонала на 150 человек и ежегодно экономить более 36 тыс. т. условного топлива. У доменных печей с полезным объемом 3200 м3 выплавка чугуна в расчете на одного работающего повышается по сравнению с печами объемом 2000 м3 на 30%, а в печах объемом 5 500 м3 — на 60%; при этом себестоимость чугуна снижается на 2—4%. Производительность труда на крупных предприятиях по сравнению с небольшими (по объему валовой продукции) в целом по промышленности страны выше в 7 раз, в том числе в черной металлургии — в 7 раз, в химической промышленности - более чем в 4 раза, в машиностроении - в 3 раза, и т.п. Однако чрезмерное укрупнение заводов и фабрик не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей. Так, в обувной промышленности предприятия с годовой программой 9 млн пар не обеспечивают повышения производительности труда по сравнению с предприятиями с годовой программой 3, 5 млн. пар. Имеют место случаи, когда чрезмерное укрупнение производства при данном уровне техники приводит, даже к ухудшению технико-экономических показателей. Например, на предприятиях с объемом производства чугунного литья от 50 до 100 тыс. т производительность труда одного рабочего составляет от 63 до 68 т, съем черного чугунного литья с 1 м2 площади — 6, 1 т, а на предприятиях с объемом производства свыше 100 тыс. т — соответственно от 63 до 67 т и 3, 4 т. Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много рабочей силы, которая зачастую не может быть покрыта за сче. местных ресурсов, а привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами по переселению, социально-культурному и жилищно-бытовому строительству. Крупные предприятия вызывают дальние перевозки сырья и готовой продукции, увеличивают транспортам расходы. Чрезмерное укрупнение производства не способствует более равномерному размещению промышленное^ страны по территории и комплексному развитию хозяйства экономических районов. В связи с этим возникает необходимость целесообразного сочетания строительства крупных предприятий со средними и небольшими. В современных условиях технический уровень специализированных средних и небольших предприятий может быть весьма высоким. Следует иметь в виду, что преимущества крупного производства связаны не столько с масштабами предприятий вообще, сколько с масштабами однородного производства. Освобождая крупное производство от несвойственных ему функций — изготовления полуфабрикатов и деталей массового применения, выполнения ремонтных работ, непосредственного обслуживания местных потребностей, средние и небольшие узкоспециализированные предприятия способствуют также специализации крупных предприятий. На небольших специализированных предприятиях может быть сосредоточено и уникальное, мелкосерийное производство. Определенный интерес представляют данные о концентрации производства по отраслям промышленности (таблица 1). Для промышленности Российской Федерации характерна высокая степень концентрации производства, поскольку в прошлом осуществлялась ориентация на создание крупных предприятий. Основной объем производства промышленной продукции в настоящее время сосредоточен на крупных предприятиях. Около 2% промышленных предприятий (с численностью занятых свыше 5 тыс. человек) выпускают более 40% всего объема продукции, при производстве которой получено свыше половины всей прибыли в промышленности. Концентрация производства привела к тому, что в России на одном предприятии сосредоточен весь выпуск троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, мотороллеров, врубовых машин, проходческих комбайнов, отдельных видов каучуков, катионных красителей, кинофотопленки и целого ряда других видов продукции. Для многих отраслей промышленности характерна олигополия — сосредоточение выпуска значительной части однородной продукции на двух-четырех крупнейших предприятиях. Так, например, динамную сталь выпускают три предприятия, и на их долю приходится почти весь ее выпуск; полистирол и сополимеры стирола — четыре предприятия (96%); шины для сельскохозяйственных машин - четыре (82%); магнитную ленту - два (100%); кальцинированную соду - три (92%); автогрейдеры - три (100%). Разновидность олигополии — двусторонняя монополия, когда на рынке продукции один продавец и один покупатель. Такая ситуация сложилась в выпуске двигателей для грузовых автомобилей, которые производит Заволжский моторный завод, а единственным их потребителем является ПО «ГАЗ». Магистральные электровозы, производимые только Новочеркасским электровозостроительным заводом, полностью закупаются МПС России. В целях ограничения и ликвидации монополизма в промышленности в 1989 г. было принято решение о развитии в стране малых предприятий, в июле 1991 г. обнародовано Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Таким образом, одним из основных направлений перехода к рыночной экономике становится стимулирование развития в промышленности России и других отраслях хозяйствования малого бизнеса, рождающегося на передовом, опыте отечественной и зарубежной практики. 6.3. Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий Планирование процессов концентрации, управление этими процессами на научной основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место в системе планирования промышленного производства. Планирование концентрации требует детального изучения факторов, определяющих уровень концентрации, а значит, и размер предприятий. Одни факторы действуют во всех отраслях промышленности, другие — в пределах отдельных отраслей или групп родственных отраслей. К общим (народнохозяйственным) факторам относятся: научно-технический прогресс, уровень специализации и комбинирования, а также состояние развития транспортного и дорожного хозяйства. Эти факторы обязательно учитываются при планировании и управлении процессами концентрации в каждой отрасли промышленности. Для некоторых отраслей промышленности решающее значение имеют специфические (отраслевые) факторы. Так, в добывающих отраслях (угольной, нефтяной и др.) большую роль играют природные факторы: размер запасов полезных ископаемых, условия их залегания и т.д. В отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, важен такой фактор, как плотность сырья, т.е. выпуск товарной продукции сельского хозяйства на 100 га земельных угодий. Как общие, так и специфические факторы действуют в тесной взаимосвязи, и при определении оптимального размера предприятий учитывается влияние той или иной совокупности факторов. Наряду с этим при экономическом обосновании оптимальных размеров промышленных предприятий должны приниматься во внимание следующие условия: а) общественная потребность в данном виде промышленной продукции; б) обеспечение выполнения требований научно-технического прогресса; в) повышение эффективности капитальных вложений; г) наиболее полное использование всех имеющихся ресур- сов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства; д) организационные и экономические границы эффективного хозяйственного управления предприятиями. В промышленности разработана классификация отраслей исходя из их технико-экономических особенностей, определяющих рациональные размеры предприятий в каждой данной отрасли. Все отрасли объединены в следующие группы: 1) отрасли добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятий определяется количе- ством и качеством месторождений полезных ископаемых и экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания извлечения ископаемых полную амортизацию горных выработок; 2) монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однообразную, простую продукцию. В этих отраслях (прежде всего черная и цветная металлургия) оптимальные размеры предприятий определяются, главным образом, единичной мощностью и производительностью современных агрегатов и уровнем комбинирования, обеспечивающими высокий экономический эффект; 3) отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др.), в которых оптимальный размер предприятий определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа промышленных предприятий, обеспечивая при этом наиболее полное и эффективное использование системы машин или потоков и возможностей специализации производства; 4) отрасли, перерабатывающие первичное сельскохозяйственное и малотранспортабельное сырье. Здесь оптимальные размеры предприятий устанавливаются с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов. Оптимальные размеры предприятия не абсолютны по своей природе, а поэтому не могут устанавливаться вне времени и вне района размещения, так как они различны для разных периодов и экономических районов. Оптимальный размер проектируемого предприятия должен обеспечить минимум затрат или максимум прибыли, рассчитанных по формулам: Т+С + Т+К-Ен-> - минимум, П -* максимум, где Т — затраты на доставку сырья для перерабатывающего предприятия; С — затраты на производство, т.е. себестоимость продукции;
Тп — затраты на доставку готовой продукции до потребителей; К - капитальные затраты, необходимые для создания нового или реконструкции действующего предприятия; ЕН — нормативный коэффициент эффективности; П — прибыль предприятия. Следовательно, под оптимальными размерами предприятий в промышленности понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции и приросту производственных мощностей с минимумом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли промышленности) и максимально возможной народнохозяйственной эффективностью. Научно обоснованное определение оптимальных размеров промышленных предприятий - это не только экономическая, но и сложная математическая задача. Для изучения закономерностей и измерения влияния на концентрацию производства определяющих ее факторов, а также характера их взаимосвязей с основными показателями хозяйственной деятельности — производительностью труда, себестоимостью, рентабельностью и др. - необходимо применение математических методов и современной электронно-вычислительной техники. Проблема оптимизации производства и соответственно ответа на вопрос, каким должен быть оптимальный размер предприятия, со всей остротой встала и перед западными предпринимателями, президентами компаний и фирм. И это несмотря на то, что, например, для большинства отраслей обрабатывающей промышленности США эффект концентрации производства имеет огромное значение. Фирмы, преуспевающие в деле расширения масштабов своей деятельности, сумевшие воспользоваться положительным эффектом массового производства, в результате выжили и процветают («Дженерал моторе», АТТ, «Экссон», «Пру-деншилз лайф иншуренс» и др.). Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказались в незавидном положении производителей с высокими издержками, обреченных на существование на грани разорения и в конечном счете — банкротства. Однако сегодня те американские компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на концентрации производства, не столько выигрывают, сколько теряют. В современных условиях такой подход изначально ведет к снижению не только гибкости, но и эффективности производства: оказывается, что сегодня даже по производительности труда крупнейшие предприятия утратили свои былые преимущества. По данным исследовательской организации «Хей эссошиэйтс», производительность труда у работников предприятий и организаций с численностью занятых менее 500 человек по меньшей мере на 50% выше, чем там, где число занятых перевалило за 4, 5 тыс. человек. Кроме этого, предприниматели помнят: небольшой размер предприятий означает меньший объем инвестиций и, следовательно, меньший финансовый риск. Что касается чисто управленческой стороны проблемы, то американские исследователи отмечают, что, по их наблюдениям, предприятия с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и слабо реагируют на возникающие проблемы. Поэтому ряд американских компаний в 60-е годы пошел на разукрупнение своих отделений и предприятий с целью существенного уменьшения размеров первичных производственных звеньев. Например, «Дженерал моторе» среди своих многочисленных подразделений создала пять автомобилестроительных («Шевроле», «Бьюик», «Олдсмо-биль», «Понтиак» и «Кадиллак»), каждое из которых обладает значительной автономией и конкурирует с остальными. Это было сделано в процессе поиска такой степени децентрализации, которая позволила бы полностью реализовать положительный эффект концентрации и в то же время избежать отрицательного эффекта. «Дженерал электрик» разделила свое гигантское производство авиадвигателей на восемь небольших заводов. В компании «ЗМ» общее число производственных отделений возросло в 80-е годы с 25 до 40, в «Джонсон энд Джонсон» - с 80 до 150, в «Вестингауз электрик» — с 30 до 40. «Эмерсон электрик» стремится, чтобы численность отдельного предприятия не превышала 600 человек, швейная компания «Блю белл» - 300, «Дженерал моторе» — 1 000, «Моторола» — 1 500 человек. Помимо простого механического разукрупнения предприятий, организаторы производства проводят радикальную реорганизацию внутри предприятий, формируя в них командные и бригадные оргструктуры взамен линейно-функциональных. При определении оптимального размера предприятия фирмы пользуются концепцией минимального эффективного размера. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. 6.4. Концентрация производства и монополизм В нашей экономике стремление к концентрации производства было доведено до абсурда. В стране шло настоящее соревнование по гигантомании, однако на самом деле концентрация была во многом формальной и не опиралась на рациональную структуру управления и организацию производства, передовую технологию, специализацию, сочетаясь с «натуральным» хозяйством (самообеспечением), низкой степенью использования основных и оборотных фондов и трудовых ресурсов. Если в энергетике и металлургии концентрация в определенной степени оправдана (более мощные агрегаты непрерывного действия в расчете на единицу удельной стоимости вырабатывают при правильном использовании больше продукции), то в других отраслях с прерывным циклом производства концентрация сверх разумных пределов неэффективна, ибо крайне усложняет управление производством, снабжение сырьем, полуфабрикатами и т.д. Но в любом случае высокая концентрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства. Западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Нередки случаи скупки крупными фирмами патентов и лицензий не столько для использования, сколько для того, чтобы они не достались конкурентам. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий. Но этот опыт не был использован в нашей хозяйственной деятельности, и процесс концентрации продолжался вплоть до упразднения и распада СССР. В результате этого советская экономика оказалась самой монополизированной. По данным Госкомстата СССР за 1988 г., в одном только машиностроении насчитывалось 166 предприятий — абсолютных монополистов и 180 монопольных производств. Свыше одной трети ассортимента важнейших видов продукции производят на одном-единственном предприятии и примерно столько же — на двух. В базовых отраслях промышленности «гиганты индустрии» с каждой пятилеткой становились все более невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу; в легкой, обувной промышленности, машиностроении неуклонно ухудшалось качество продукции, и не только из-за отсутствия трудностей с ее реализацией, но и потому, что каждое предприятие производило невзаимозаменяемые виды продукции. В этих условиях не может быть конкуренции, как и ситуации, при которой кто-то произведет такую же продукцию дешевле и более высокого качества. В результате объективно исчезает потребность в совершенствовании производства, в освоении новой техники, выпуске новых товаров. Данная особенность советской индустрии затрудняет движение к рынку, ибо без конкуренции нельзя переходить к свободным ценам (хотя в нашей экономике это ока- залось возможным). Это же обстоятельство препятствует приватизации, поскольку превращение гигантов индустрии с 50—100 тыс. трудящихся в акционерные предприятия или передача их в коллективную собственность ничего не меняет. Функции и преимущества монополиста все равно остаются такими же, что у субъекта государственной собственности. Необходимо разукрупнение предприятий, создание сети мелких и средних производств с тем, чтобы они составили конкуренцию предприятиям-гигантам и по суммарному объему продукции, и по рекламе и качеству. Представление о современном уровне монополизации промышленности России дают данные таблицы 2. Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оно организует на местах свои территориальные органы, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Основные задачи, функции, полномочия и ответственность Министерства определены Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К задачам, в частности, отнесено содействие формированию рыночных отношений, развитию предпринимательства и конкуренции. Соответственно поставлена задача предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установления единого курса рубля по отношению к доллару. Поэтому в рамках среднесрочной стратегии в условиях открытой экономики выделяются первоочередные мероприятия антимонопольной политики. Они включают: • перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, холдингов и т.п., преобразованных из старых управленческих структур; «формирование механизма инициативного разделения крупных хозяйственных субъектов, в том числе и в процессе приватизации; принятие необходимых нормативных актов по этому вопросу; • учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики; • совершенствование законодательной базы антимонопольной политики с внесением в антимонопольное законодательство существенных изменений и дополнений или принятием нового антимонопольного закона, в большей мере учитывающего специфику отечественного народного хозяйства и приспособленного к потребностям открытой экономики. Имеется в виду также сформировать механизм антимонопольного регулирования в рамках СНГ, учитывая, что объединения производителей уже выходят за национальные рамки. Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре сектора. Первый сектор — предприятия, конкурентоспособные либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая свобода в перестройке собственной внутренней структуры, сняты ограничения на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке. Вместе с тем намечено ужесточить санкции за незаконные соглашения о разделе рынка, регулировании цен, затруднении доступа на рынок новых конкурентов. Второй сектор — предприятия, которые не выдерживают конкуренции импортных товаров. Здесь будет обращаться особое внимание на противодействие недобросовестной конкуренции. Будет задействован механизм инициативного и в отдельных случаях принудительного разукрупнения предприятий, поскольку в рамках в целом неконкурентоспособного предприятия или объединения могут оказаться жизнеспособные подразделения. Третий сектор — естественные монополии. Здесь будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования, в частности, цен и тарифов. Четвертый сектор — рынки, где иностранная конкуренция не будет оказывать серьезного воздействия вследствие масштабов страны, специфики продукции (скоропортящаяся или труднотранспортируемая) и других фак- торов. Здесь будут приняты традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение злоупотребления доминирующим положением, запрещение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п. Активизируется проблема антимонопольной направленности приватизации и конверсии, поддержки частного капитала. Будет осуществляться принудительное разделение отдельных хозяйственных объектов. Вместе с тем ставится в принципе верная задача по со; (Данию крупных межотраслевых производственных объединений в виде различных добровольных ассоциаций, таких, как концерны, холдинговые компании, финансово-11|м> ммшлснные группы. Концерн как одна из форм монополистического объединения характеризуется единством собственности и контроля. В российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юридического лица, соблюдение антимонопольного законодательства. Из существующих в России концернов с лучшей стороны проявили себя объединения, созданные в газовой и электротехнической промышленности. Наряду с концернами в экономике страны создаются холдинговые компании. Рассмотрение вопроса о создании холдинговых компаний в порядке объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий осуществляется Госкомимуществом России с соблюдением требования о том, чтобы предложение содержало: • обоснование необходимости создания холдинговой компании, указание целей и задач ее деятельности; • сведения об основных видах деятельности, а также доле продукции на федеральном и местном рынках; • проект плана приватизации; • проект устава холдинговой компании. Создание холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов Российской Феде- рации, на территории которых расположены предприятия, входящие в холдинговые компании. Первая компания холдингового типа была создана в автосельхозмашиностроении — «Автосельхозмашхолдинг». Постановлением Правительства Российской Федерации № 1311 от 21 декабря 1993 г. были утверждены лесопромышленные холдинговые компании. Они созданы в целях упорядочения процессов структурной перестройки в лесопромышленном комплексе, содействия кооперации предприятий-смежников, сохранения существующих технологических и производственных связей, осуществления предприятиями технологически замкнутого цикла производства, проведения единой инвестиционной и научно-технической политики, а также увеличения экспортного потенциала. Холдинговые компании на практике приобретают различные юридические формы: государственные, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, частные фирмы. Появление объединений холдингового типа в нашей стране связано с необходимостью сохранения управляемости после приватизации крупных предприятий (отраслей, подотраслей). При этом организуются холдинги по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам. Создание дочерних субхолдингов в странах СНГ позволяет решить проблему восстановления разрушенных хозяйственных связей. Главное преимущество холдингов состоит в том, что их риск меньше суммы рисков отдельных предприятий, входящих в их орбиту. Защита от общего банкротства становится более надежной. Это особенно ценно в сложившейся ситуации, когда многие предприятия стали убыточными искусственно, являясь в то же время незаменимыми в общей технологической цепочке по выпуску крайне необходимых конечных изделий. Холдинговые компании способны формировать структуры целых отраслей, даже не занимаясь непосредственно производством. А, как известно, именно структурная перестройка нашей промышленности лежит в основе реформирования экономики. Холдинговые компании, единственные из всех известных организационных форм объединений предприятий, ограничены в своем распространении. Во «Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденном Указом Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г., дан обширный перечень отраслей народного хозяйства, в которых не допускается создание холдинговых компаний. Внутри остальных отраслей ограничений на образование таких компаний нет. Практика создания холдингов (на протяжении последних трех лет) более обширна в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также приживается в оборонных отраслях промышленности. Наряду с созданием холдингов на первый план отечественных экономических реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ). Организационно-правовой основой формирования и функционирования ФПГ в нашей стране является подписанный в декабре 1993 г. президентский Указ «О создании в России финансово-промышленных групп». ФПГ — это группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, структурной перестройки, производства конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции, возрождения индустриальной мощи страны, укрепления позиций приоритетных, наукоемких отраслей. Они аккумулируют не только объединенную мощь промышленного, банковского, страхового, торгового капитала, но и интеллектуальный потенциал наиболее способных, дальновидных и преуспевающих предпринимателей. Формирование ФПГ опирается на имеющие объективный характер интеграционные процессы в экономике. Либерализация хозяйственной жизни, функционирование фондового рынка открыли новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности, диверсификации производства, создания различных хозяйственных структур, объединяющих промышленный, финансовый, торговый капитал. По состоянию на 1 марта 2002 г. официальный статус получили 88 групп, в том числе 16 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав на добровольной основе вошли более 1 500 юридических лиц. Общая численность занятых составляет около 3, 5 млн человек. Число работающих в каждой из ФПГ колеблется от 1, 5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составил 15% ВВП. Выпуск продукции предприятий, входящих в ФПГ, в 2000 г. достиг 300 млрд руб. Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вошли или сами создали такие группы 48. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Горьков-ский автомобильный завод (ГАЗ). Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры. Совокупность официально зарегистрированных ФПГ отличается достаточно широкой диверсифицированностью. Они охватили более 100 направлений деятельности в самих разнообразных отраслях народного хозяйства. Отраслевое распределение ФПГ по основным видам деятельности промышленных участников представлено так: АПК - 16%, оборонная промышленность — 14, машиностроение — 10, химическая и нефтехимическая промышленность — 11, стройиндустрия — 8, автомобилестроение — 6, металлургия — 4, приборостроение — 6, судостроение — 6, легкая промышленность — 6, ювелирная промышленность — 4, ТЭК — 3, лесопромышленный комплекс — 2, добыча и переработка морепродуктов — 2, прочие — 2%. Большинство участников ФПГ - приватизированные или частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности. Среди ФПГ можно назвать следующие «Уральские заводы», «Объединенная горно-металлургическая компания», «Нефтепром», «Нижегородские автомобили», «Интеррос», «Балтийская строительная компания», «Донинвест», «Бел-РусАВто», «АПЕК», «Аэрофин», «Консорциум», «Русский текстиль». В 2000 г. эффективность производственной деятельности ФПГ находилась на уровне российской промышленности в целом. Индекс промышленного производства продукции увеличился на 14%, а прибыль - на 5%. По сравнению с концом 1999 г. запасы готовой продукции на предприятиях ФПГ снизились к концу 2000 г. на 13% в реальном выражении, что свидетельствует об увеличении спроса. Предприятия ФПГ в 2000 г. добились снижения кредиторской задолженности на 2%, тогда как в промышленности она выросла на 9%. Дебиторская задолженность предприятий ФПГ росла быстрее, чем в промышленности (15% против 9%). Тенденции динамики инвестиционной активности на предприятиях ФПГ совпадали с уровнем промышленности. Само по себе вхождение предприятий в финансово-промышленную группу не является гарантией их конкурентоспособности и эффективности. К объединению прибегают как для использования институциональных изъянов экономики, так и для компенсирования их с помощью интеграции. Однако такого рода конструктивные усилия лишь частично отражаются в текущих экономических результатах. Наряду с созданием в России ФПГ идет формирование транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) в государствах-членах СНГ. Последние способствуют восстановлению и развитию в рамках новых хозяйственных структур исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов государств Содружества. Среди транснациональных ФПГ можно назвать «Российский авиационный консорциум» и «Международные авиамоторы». Сейчас прорабатываются вопросы о включении в ТФПГ и предприятий дальнего зарубежья. Наиболее активно среди государств СНГ процессы становления транснациональных (межгосударственных) ФПГ проходят в России. Их появлению, несомненно, способствовала правотворческая деятельность России. К настоящему времени в Российской Федерации сложилась уже достаточно развитая правовая база для создания и деятельности ФПГ, насчитывающая уже более трех десятков специальных нормативных актов разной юридической силы, включая Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 1995 г. Сейчас прорабатываются около десятка проектов создания транснациональных ФПГ с участием предприятий Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы. По экспертным оценкам, в ближайшие годы в них может быть задействовано не менее 20% промышленного и /финансового потенциала стран Содружества. 6.5. Монополия и конкуренция Конкуренция и монополизм в экономике выступают как антиподы. Конкуренцию производителей можно определить как некоторое противоборство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продукции, осуществляемое обычно через увеличение доли отдельного производителя на. рынке сбыта продукции. В современной экономике для успешного конкурентного противоборства какой-либо компании первой необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Компания сможет заметно увеличивать свои прибыли как за счет широкого освоения ранее не производимой передовой продукции, так и при помощи существенно модернизированной. Научно-технический прогресс, его прикладные результаты стали одними из наиболее значительных факторов в конкурентной борьбе. В этой связи несомненный интерес представляют данные о конкуренции рынков промышленной продукции в России (таблица 3). При полученных высоких (в целом) коэффициентах конкурентоспособности до уровня развитых стран промышленности России необходимо еще расти и расти. Ведь несмотря на высокие показатели нет ответа на вопрос: «А каково влияние со стороны отдельных производителей (и скольких) на рыночную цену?». Именно количество и «удельный вес» на рынке производителей позволяют классифицировать виды конкуренции. В зависимости от соотношения на рынке числа продавцов (покупателей), а также от возможности их влиять на цену товаров, конкуренцию называют совершенной или несовершенной. Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара, то говорят о совершенной конкуренции. В ее условиях производитель оказывается в состоянии определять самостоятельно всего один параметр - объем выпуска продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину собственных издержек. По существу, совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует. Гораздо чаще встречается несовершенная конкуренция, имеющая множество разновидностей. Она возникает, когда на рынке какого-то товара действует в той или иной степени ограниченное число продавцов, способных в известной мере определять уже два ключевых параметра: объем продаж и цену товара. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: натуральная (чистая) монополия, олигополия и дифференциация продуктов. Натуральным монополистом является единственный производитель (продавец) в своей отрасли какого-либо продукта, у которого нет близких аналогов. То есть натуральный монополист является носителем абсолютной рыночной власти. Он определяет и контролирует общий рыночный объем предложения определенного товара, он диктует цену его продажи. Не допуская появления конкурентов, натуральный монополист окружает рынок своего товара многочисленными барьерами: экономическими, техническими, юридическими и другими. В частной промышленности развитых капиталистических стран в настоящее время натуральных монополий практически нет; по существу, имеются так называемые «естественные монополии» —.местные телефонные компании, компании по обслуживанию электричеством, водой, газом. Главной причиной, порождающей естественных монополистов, выступает технология производства продукта или оказания услуги. Господство нескольких крупных фирм на рынке называется олигополией. Олигополии возникают там, где боль- шую роль играет концентрация производства. Различают олигополию первого вида - несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары. Олигополия второго вида — несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары. Третьей моделью несовершенной конкуренции является дифференциация продукции (множество продавцов дифференцированной продукции). При дифференциации продукции и при равных ценах на товары предпочтение покупателя получает товар, имеющий отличия от других в сорте, качестве, торговой марке, стиле оформления, привлекательности продавца, близости магазина к работе, учебе, дому. Среди множества моделей олигополистического поведения на рынке наибольший интерес представляет тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма-олигополия. В первом случае фирмы-олигополии могут тайно договориться о единой высокой цене, осознать свою взаимосвязь. В результате рыночная цена и количество реализуемой олигополистами продукции будут соответствовать ситуации единственного (полного) монополиста. Доминирующая фирма-олигополия обладает 60—80%-ной долей отраслевого рынка (например, компьютерная американская компания «Ай-Би-Эм»). Доминирующая фирма обычно следует практике «лидерства в ценах», поскольку ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких фирм отрасли. Наиболее простой формой сговора олигополистов (нередко тайного) является картель. Он предполагает формальное письменное соглашение нескольких производителей определенного товара относительно его цены, объемов производства, квоты на рынках сбыта и др. Картель вместе с тем не ограничивает самостоятельности входящих в него участников, позволяя им добиваться усиления своих позиций за счет производства видов товара, не регламентированных картельным соглашением. Таким образом, картель существенно ограничивает конкуренцию только по узкому ряду продукции. Другой организационной формой монополистического взаимодействия на основе принципа концентрации является синдикат. Синдикат — форма объединения фирм с целью централизации функций обеспечения ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на согласованных договорных условиях. Участники синдиката добровольно передают единому руководящему органу коммерческую функцию, но сохраняют при этом производственную и юридическую самостоятельность. Синдикат получает широкие возможности эффективного управления материальными потоками. Реклама товаров, их транспортировка и хранение, ведение переговоров о торговых сделках от имени участников синдиката, организация сервисного обслуживания потребителей и другие функции позволяют регулировать условия продажи на рынке, стимулировать спрос, расширять внешнеэкономическую деятельность и в конечном итоге уменьшать индивидуальные накладные расходы. В других вопросах между синдицированными предприятиями согласованности практически нет, и поэтому между ними возможна даже некоторая конкуренция. Неполная согласованность действий и некоторая внутренняя конкуренция между предприятиями синдиката была преодолена объединением предприятий в централизованно управляемое производственное объединение — трест. В тресте объединенные предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую самостоятельность, но и производственную. В отличие от предшествующих форм монополистических объединений и одноотраслевого треста, комбинированный трест впервые выходит за рамки отрасли и приобретает возможность получать дополнительную прибыль от использования различных побочных продуктов (отходов) основного производства на своем предприятии, но относящимся к другой отрасли (горизонтальное комбинирование), или от последовательной обработки товаров, служащих сырьем для производства других товаров, которые перерабатываются в третий вид товаров и т.д. (вертикальное комбинирование). Внутриотраслевая конкуренция при растущей концентрации производства приводит к наиболее полному развитию своей противоположности — капиталистической монополии (олигополии) в форме треста. Высшей формой монополистического объединения является концерн. Он объединяет предприятия различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг и финансов. Основной причиной образования концернов служит межотраслевая конкуренция. Объединение различных производств и функциональных служб (по управлению, снабжению, реализации, научно-технической политике, перспективному планированию и т.д.) позволяет наилучшим образом использовать существующие в данное время условия возрастания капитала для максимизации прибыли. Концерн специализирует и кооперирует свои предприятия, используя диверсификацию — одновременное развитие многих, не связанных между собой, производств и их комбинирование. Производственные предприятия в своей текущей хозяйственной деятельности обычно полностью самостоятельны. Преобладающим видом современного крупного монополистического (олигополистического) объединения предприятий является диверсифицированный концерн. Многоотраслевые диверсифицированные концерны в последние годы все более стремятся к взаимодополняемости своих разно-отраслевых предприятий, рассматривая свою фирму как взаимосвязанный «портфель» бизнесов. Основополагающей чертой процесса диверсификации производства является внутрифирменная межотраслевая передача технологии. Передача технологии возможна в двух видах: 1) передача собственно технологии; 2) передача передового товара для совершенно отличного от первоначального применения. Крупные диверсифицированные концерны играют активную роль в мировой экономике. Конгломерат является концерном особого типа, отличающимся от преобладающего вида — диверсифицированного концерна — тем, что первый из них объединяет различные, не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей. Таким образом, конгломерат по существу лишь формально обобществляет свое производство. Международные монополии (олигополии) могут основываться либо на капитале населения одной страны — транснациональные корпорации, либо на капитале жителей многих стран — многонациональные корпорации. Современные международные монополии (олигополии) имеют предприятия, полностью или частично им принадлежащие, реализуют продукцию, оказывают услуги в десятках стран мира. Международные олигополии часто склонны рассматривать стратегии международной экспансии и диверсификации на рынке страны (или стран) происхождения на основе альтернативного подхода. Экономисты в связи с альтернативной концепцией определяют международную олигополию как своеобразный вид многозаводской компании, стремящейся к «оптимальной специализации» на основе изучения величины какого-либо рынка, спроса потребителя, специфических черт технологии и методов управления во всех «охваченных» странах с целью выяснения необходимой специализации и масштабов предприятий олигополии. Появление монополий и олигополии качественно изменяет конкурентные отношения в капиталистическом обществе. Внутриотраслевая конкуренция экономически равноправных мелких производителей при совершенной (свободной) конкуренции сменяется при возникновении крупных фирм и переходе к несовершенной конкуренции, с одной стороны, ожесточенной борьбой между крупными товаропроизводителями на национальном и мировом рынке с преимущественным использованием методов неценовой конкуренции, с другой стороны, в большинстве случаев тщетными попытками мелких фирм конкурировать на равных с гигантами, что результируется обычно в незначительной доле рынка, занимаемой любой из мелких фирм, а также в невысокой прибыли, получаемой этими фирмами. Глава 7 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ 7.1. Специализация промышленности, ее направления, формы и показатели Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства. Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли. Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ. Процесс специализации в промышленности осуществляется по следующим направлениям: 1) создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий; 2) расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта; 3) выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий). В соответствии с названными направлениями имеется три формы специализации промышленного производства: предметная, подетальная, технологическая (стадийная). Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной однородной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т.д.). Предметная специализация предприятия сопровождается углублением ее внутри предприятий (объединений), где создаются специализированные цехи или филиалы. Подетальная специализация присуща предприятиям и отраслям, выпускающим отдельные узлы или части продукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции. Этот вид специализации — прямое продолжение предметной и поэтому является более прогрессивной и эффективной формой специализации. На ее основе возникают специализированные производства изделий межотраслевого применения на базе взаимозаменяемости отдельных узлов и деталей различного оборудования. Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции. Сюда относятся заводы по производству литья, поковок и штамповок, сварных металлоконструкций, как правило, для машиностроительных и ремонтных предприятий. В машиностроительном производстве одним из важнейших направлений специализации является функциональная специализация, когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслуживающие производства — ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологической оснастки. Это направление специализации, в связи с его большим значением для развития машиностроения, планируется самостоятельно. Конкретные формы специализации, их вес и значение зависят от особенностей и уровня развития каждой отрасли промышленности. Для оценки и планирования развития специализации производства пользуются следующей системой показателей: 1) количество отраслей и отраслевая структура промышленности; 2) удельный вес специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции; 3) удельный вес продукции, соответствующей профилю данной отрасли или предприятия в общем объеме выпускаемой продукции; 4) удельный вес продукции заводов и цехов, специализированных подетально и технологически, в общем объеме выпускаемой продукции; 5) количество групп, видов и типов технологически однородных изделий, выпускаемых отдельными предприятиями, цехами. Уровень специализации промышленных предприятий характеризуется такими показателями, как: 1) уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии (в цехе); 2) удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода, цеха; 3) удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей и узлов; 4) удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке станков (оборудования), завода, цеха; 5) количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий и т.д.; 6) коэффициент серийности по основным производственным подразделениям предприятия, объединения. 7.2. Сущность кооперирования, его формы и основные показатели Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников. Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю. В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признаком. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое — если оно имеет место между предприятиями разных отраслей. По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное — между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны. В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: 1. Предметное (или агрегатное) кооперирование — это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и др.), идущие на комплектование продукции этого завода. Данная форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные машины и оборудование. 2. Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и др.) для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим отраслям промышленности, и прежде всего машиностроению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности. 3. Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий. Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями: а) коэффициент кооперирования, или удельный вес по- купных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия; б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия; в) соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок; г) доля предметного (агрегатного), подетального и тех- нологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках; д) средний радиус кооперирования отдельного предпри- ятия и в целом по отрасли. 7.3. Экономическая эффективность специализации и кооперирования в промышленности и методика ее определения Специализация — важный фактор повышения эффек тивности общественного производства, так как она откры вает простор для широкого использования новой высокопроизводительной техники, для все более полной механизации и автоматизации производства, делает экономически оправданным ее применение в массовом производстве, ибо это резко повышает производительность труда и качество выпускаемой продукции. Специализация, таким образом, способствует научно-техническому прогрессу. Рациональное развитие специализации оказывает большое влияние на все стороны совершенствования общественного производства и на повышение его эффективности. Для определения экономической эффективности специализации производства используются три основных показателя: 1. Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям. 2. Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости. 3. Годовой экономический эффект от специализациь производства продукции. При определении экономии на текущих затратах сравниваются между собой затраты на годовой объем производства, который должен быть получен после специализации по новой и прежней себестоимости с учетом транспортных расходов. Эта условно-годовая экономия рассчитывается как разность между затратами до и после специализации по формуле: Э = [(С1 + Tj) - (С2 + Т2)] - В, где Э — условно-годовая экономия на текущих затратах от проведения специализации; С1 и С2 — полная заводская себестоимость единицы продукции до и после специализации; Tj и Т2 - транспортные расходы по доставке готовой продукции потребителям, приходящиеся на единицу продукции до и после специализации; В — годовой выпуск продукции после проведения специализации. Если для проведения специализации требуются капитальные вложения, то производится расчет срока окупаемости, который определяется по формуле: Т -К 1 —~~FT ' ок, -f где Т — срок окупаемости капиталовложений, необходимых для осуществления намеченной специализации; К — объем капиталовложений в основные производственные фонды и средства для пополнения оборотных фондов; Э — условно-годовая экономия в связи с проводимой специализацией. Мероприятие считается экономически эффективным, когда срок окупаемости не превышает нормативного. Годовой экономический эффект от специализации можно определить по формуле: Ээ = Э - Ен • К, где Ээ - годовой экономический эффект от специализации производства продукции; Ен — нормативный коэффициент эффективности; К — капиталовложения, необходимые для осуществления специализации, руб. При наличии нескольких вариантов специализации необходимо сопоставить рентабельность, получаемую при том или ином варианте, а также сроки окупаемости капиталовложений с нормативными коэффициентами эффективности производства. Для более полной характеристики экономической эффективности специализации могут быть использованы дополнительные показатели. К ним относятся: рост произ-нодительности труда; выпуск продукции на 1 000 руб. стоимости основных производственных фондов; удельные капитальные вложения; увеличение выпуска продукции; количество высвобожденных рабочих, оборудования и производственной площади; сокращение числа нерентабельных производств; повышение качества продукции и т.д. Рост технико-экономических показателей в условиях специализации достигается за счет применения высокопроизводительного специального оборудования и эффективного использования, внедрения поточных методов организации производства, повышения квалификации кадров, установления устойчивых связей с поставщиками и потребителями и улучшения на этой основе организации материально-технического снабжения и сбыта, совершенствования технико-экономического и оперативного планирования и учета. С эффективностью специализации производства неразрывн. связана экономическая эффективность производственного кооперирования, однако экономический эффект от кооперирования может быть получен при условии, если поставляемые заготовки, полуфабрикаты, детали и узлы лучшего качества обходятся потребителю дешевле, чем при собственном их производстве, а также если они поставляются комплектно, в необходимом количестве и в установленные сроки. Эффективность кооперирования во многом зависит также от правильного определения радиуса перевозок. Экономия от производственных кооперированных связей определяется по формуле: Эк = С - (Ц + Тр) • В, где Эк — экономия от кооперативных связей, руб.; С - полная заводская себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката и т.д.), передаваемого для изготовления на специализированные предприятия; Ц — оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия; Тр — транспортно-заготовительные расходы, приходя щиеся на единицу изделия; В — количество изделий, впервые получаемое по кооперации в планируемом году. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства рассчитывается на всех стадиях их планирования (от предприятия до Министерства экономики Российской Федерации) и по всем мероприятиям, способствующим повышению уровня специализации производства. 7.4. Стандартизация, унификация и типизация -организационные основы специализации, кооперирования и массового производства Важной предпосылкой успешного развития специализации и кооперирования в промышленности являются стандартизация, унификация и типизация изделий, узлов, деталей способствующих увеличению серийности и массовости производства. Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды жизни и имущества; • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; • единства измерений; • экономии всех видов ресурсов; • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; • обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Устанавливаемые при стандартизации нормы и требования оформляются в виде документа, называемого стандартом. Задачи стандартизации с развитием нашей экономики постоянно усложняются, возрастает ее значение в решении крупных народнохозяйственных проблем, ускорении научно-технического прогресса. В целях дальнейшего повышения организационно-методического и науч- но-технического уровня стандартизации был разработан и 10.06.1993 г. принят Закон Российской Федерации «О стандартизации». Настоящим Законом установлены следующие категории стандартов: ГОСТ — государственный стандарт; ОСТ — отраслевой стандарт; СТП — стандарт предприятия и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В государственную систему стандартизации входят, кроме стандартов на изделия, также другие нормативные документы, в том числе: Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП); Единый порядок разработки, испытаний и постановки на серийное производство новых видов машин, оборудования и приборов; Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации и др. Поскольку стандарты призваны выступать эталоном качества продукции, особое значение придается содержанию самих стандартов — степени их соответствия современному состоянию науки и техники. Огромная работа, проведенная по дальнейшему повышению научно-технического уровня стандартов, сокращению сроков создан
|