![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэзия скальдов
В романских странах и у континентальных германцев превращение народной лирики в книжную поэзию совершилось в основном уже в рамках рыцарской культуры 11-13 вв. Даже обрядовый фольклор: ритуальные загадки, заклинания, молитвы сохранились в виде единичных фрагментов. Развитая и чрезвычайно оригинальная, генетически дохристианская, лирическая (точнее— лиро-эпическая) поэзия Раннего Средневековья известна нам только в кельтской Британии (сохранившись лишь в отрывочных фрагментах поздних записей) и в особенности в Скандинавии. Здесь, а точнее, в Норвегии и Исландии, возникла и развилась в 9-13 вв. своеобразная поэзия скальдов, не имеющая параллелей в мирвой литературе. Скальд (этимология слова до сих пор не выяснена) — это певец и исполнитель произведений, которые он сам создавал или запоминал от других. Исполнение, видимо, могло сопровождаться аккомпанементом, было распевным, но и речитативным. Скальд— человек, тесно связанный с жизнью скандинавской общины. Он нередко— богатый землевладелец, викинг, странник, служилый человек в дружине знатного скандинава. Скальд, кроме всего прочего, умудрен знанием рун: в пору расцвета поэзии скальдов в странах Скандинавии другое письмо было либо неизвестно, либо известно лишь немногим. Скальд владеет тайной силой слова, он может творить волшбу или снимать вражеские чары. Скальд близок к другим типам древнегерманских певцов-поэтов— к готским и лангобардским певцам, о которых так часто упоминают латинские авторы Уходя корнями в глубокую древность, поэзия скальдов обособляется от других видов устного поэтического творчества, очевидно, на рубеже 8-9 вв. Бурное развитие и расцвет поэзии скальдов приходится на 9-11 вв. В исландских сагах 12-13 вв. воссозданы с наибольшей полнотой биографии скальдов (особенно в " Саге об Эгиле" и в " Саге о Гуннлауге Змеином языке") и воспроизведены образцы их творчества. В " Саге об Эгиле", например, приведено много стихов и песен этого скальда, что свидетельствует о широком и длительном бытовании поэзии скальдов в народе. Поэтика скальдов и важнейшие сведения о них были изложены в " Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона (13 в). В отличие от исполнителей эпических песен скальды – лирические поэты, непосредственно отзывающиеся на события, свидетелями которых они были. Уже древнейший полулегендарный скальд Браги Боддасон упоминается неизменно как поэт, прославивший столь же полулегендарного вождя датских викингов Рагнара Кожаные Штаны Позднее все эти " стихи на случай" стали историей. Уже ближайшие потомки воспринимали рассказы скальдов как достоверные свидетельства. Особенно богата на скальдов " эпоха викингов". Предание сохранило много имен викингов, воспевавших конунга Гаральда Прекрасноволосого (9 в.), упорного и жестокого создателя первого норвежского королевства. Особенно известен был Торбьерн Хорнклови: он воспел в большом, великолепно построенном стихотворении победу Харальда при Хафрсфьерде. Характерноно, что Харальд в этом стихотворении " Речи Ворона" — выступает уже со всеми атрибутами эпического героя: канонизация конунга как героя, равного великим героям древнего эпоса, уже произошла. Деятельность скальдов продолжалась и при ближайших наследниках Харальда в 10 в. Сохранилась— без имени автора— надгробная песня, в которой автор оплакивает гибель конунга Эйрика Кровавая Секира. Однако уже к началу 10 в. определяется ведущая роль исландских скальдов. Особенности жизни в Исландии способствовали интенсивному культурному развитию. Исландский скальд был представителем относительно свободной страны, деятельной, яркой личностью с ярко выраженной индивидуальностью, которая выявлялась в его лирике. Индивидуальное поэтическое творчество было связано в Исландии с народным творчеством. Пословица, поговорка, загадка, насмешка, поэтические слова любви и вражды еще жили слитно с обыденной речью, питали собой творчество народа и отдельных, наиболее талантливых его представителей. Часто исландский скальд становился товарищем норманнских мореплавателей, Эгиля Скалагримссона мы встречаем то на палубе корабля, то среди наемников английского короля, то на заседании тинга, то в далеких горах северной Норвегии, где он собирает дань. Но он всюду остается талантливым поэтом, находящим в любой житейской ситуации материал для поэтического осмысления. Из-за своих песен он наживает себе смертельных врагов, но песни же и спасают ему жизнь. Одной из разновидностей хвалебных песен Эгиля (как и многих других скальдов) были стихотворения, являвшиеся своеобразным " выкупом за голову". Чтобы избежать суровой кары за какой-нибудь проступок, а то и просто умилостивить кровожадного предводителя воинской дружины— конунга или ярла— скальд слагал стихотворениеи тем обретал свободу, а часто и жизнь. Так, предание рассказывает, что Эгиль попал в руки своего заклятого врага— конунга Эйрика Кровавая Секира. В ночь перед казнью поэт сочиняет хвалебную песнь в честь Эйрика, которая теперь носит красноречивое название " Выкуп за голову":
Здесь Эгиль употребляет типичный для скальдической поэзии прием: кенининг. Его можно определить как перифразу, построенную по определенным правилам. Одно существительное заменяется двумя новыми, причем одно из них служит определением другому, например, лебедь пота шипа ран: шип ран – меч, пот шипа ран – кровь, лебедь пота шипа ран – ворон. В нашем примере прием обнажен: рядом стоят перефразируемое слово и сама перифраза. Другие кеннинги, построенные по тому же принципу: серп в жатве сечь— меч, земля края сигов долины – женщина, носящая золотые украшения. Но такого соседства скальды вообще избегали. Прием необычайно продуктивен, так как позволяет строить сложные кеннинги, т. е. кеннинг кенинга— и так до бесконечности: язык— шип речи, земля— дно пещеры ветров, ветер— хищник деревьев. Тот, кто так говорит, каждый раз задает своим слушателям поэтическую загадку, которую они молча отгадывают. Скальду и его товарищам должны быть известны сотни таких загадок. У важнейших предметов например, золота, были десятки поэтических имен. Один из трактатов " Младшей Эдды" — " Язык поэзии" суммирует бесчисленное количество поэтических выражений. Не в последнюю очередь кеннинг служит и проверкой познаний в мифологии. У каждого из богов есть различные прозвища, в которых содержится намек на его приключения, его облик или его родство с космическими стихиями. " Какие есть кеннинги Хеймдалля? Его зовут " сыном дочери матерей", " стражем богов", " белым асом", " недругом Локи", тем, кто добыл ожерелье Фрейи" и другими именами". Слишком ясное считается у скальдов технической погрешностью. Кеннинги и другие сложные приемы поэтической техники, типичные для лирики скальдов, казалось бы, должны говорить об обостренном чувстве индивидуального стиля, о вызревании понятия авторства. Но этого не произошло. Известна добрая сотня имен скальдов и привязанных к ним стихов, но все эти драпы, ниды и т. д. не несут на себе печати авторской оригинальности. Выработанные скальдами многочисленные законы стихосложения давали широчайший простор лирическому разнообразию, но клали предел творческой фантазии. Это аналог " формульного стиля", типичного для народно-героического эпоса средневековья.
|