Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные разделы этики, их применение в творческой жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема всегда будет актуальной для театрального мира, а также для людей других сфер деятельности. Сегодня люди стали все чаще забывать о морали и этическом поведении. В наше время, особенно у молодого поколения, прогрессирует невоспитанность, хамство и эгоизм. Каждый человек должен себя воспитывать прежде всего духовно для того, чтобы окружающим было приятно находиться с ним рядом, общаться, работать и жить. Если каждый человек приложит немного усилия к своему воспитанию, то другим не нужно будет прикладывать усердие, для того чтоб мириться с плохим поведение и отношением к себе.

Что касается людей театрального искусства, то все же этические требования к театру должным образом еще не осмыслены и в практике театральной работы в полной мере не учитываются. Вот почему необходимо вернуться к этим, казалось бы, неоспоримым положениям, определить место и значение этических норм в учении Станиславского о театре.

Именно не придерживание этических норм в театре мешает полноценной работе и развитию современного театрального искусства

Доклад включает в себя рассмотрение общей характеристики термина «Этика», общее ознакомление с театральной этикой в целом и краткое изучение отдельных разделов «Этики К. С. Станиславского».

Основные разделы этики, их применение в творческой жизни.

Первым, о чем говориться в этике Станиславского это то, что нужно охранять свой театр от всякой скверны, тогда и создадутся благоприятные условия для творчества и для необходимого вам актёрского самочувствия. Это одно из самых главных правил, которого должны придерживаться актеры и режиссеры так, как моральная поддержка со стороны окружающих вас людей является основой хорошего настроения. А когда у вас хорошее настроение, тогда и работать хочется и вдохновение появляется. А когда у вас и так много проблем в своей личной жизни, финансовой и домашней, и когда вы приходите в свой любимый театр и у вас плохие отношения с коллегами, то вовсе ничем заниматься не хочется. Что же это тогда за искусство.

Конечно, не смотря на все трудности нашей жизни, необходимо помнить и тот факт, что театр требует чистоты и порядка. Только так можно действительно творить и заниматься искусством. Для этого нужно следить прежде всего за собой. Не входить в грязной обуви в театр, оставлять все плохое настроение за дверью. Стараться приносить в храм искусства только положительные чувства и хорошее настроение. Нужно оберегать свой театр от всей грязи – как физической, так и душевной. Необходимо помнить, что ты не один и что твое плохое настроение тоже передается окружающим. Зачем всех сковывать плохим настроем. На оборот – нужно стараться заразить окружающих хорошим настроением. Тогда и дело пойдет вверх. Об этом Константин Сергеевич говорит в своей работе и подчеркивает, что надо раз и навсегда отказаться от самооплакивания и самооплёвывания. Нужно настраивать себя, как только ты вышел из двери своего дома. Надо помнить, что ты человек искусства и что в тебе должны быть только возвышенные чувства. Ты должен заражать зрителя положительными эмоциями для того, чтоб после твоей игры им не хотелось плеваться от негативной энергии. Это очень трудно в себе воспитать так, как сразу дает о себе знать человеческая гордость и эгоизм. В наше время это является основной проблемой общества. Все только и говорят, что нужно делать, а сами этого не делают, обосновывая свое поведение тем, что другие не делают почему тогда я должен делать, вот когда другие будут нормально поступать, тогда и я буду. Это не правильное размышление над проблемой так, как особенно у людей искусства этого вовсе не должно быть. Нужно, прежде всего, смотреть, работать и следить за собой! Если каждый человек будет, прежде всего, делать то, что нужно, а не то, что угодно его душе, то окружающим будет легче с ним находиться и соответственно – работать.

«…Первым условием для создания «предрабочего состояния» является выполнение девиза: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве». Поэтому, прежде всего, заботьтесь о том, чтобы вашему искусству было хорошо в театре…».

В следующем разделе этики говориться о том, что одним из условий создания порядка и здоровой атмосферы в театре является укрепление авторитета тех лиц, которым, по тем или иным причинам, приходится стоять во главе дела.

Чаще всего в нашем мире если талантливый человек помимо нас займёт высокий пост или чем-нибудь возвысится над общим уровнем, мы все, общими усилиями, стараемся ударить его по макушке, приговаривая при этом: «Не сметь возвышаться. Не лезь вперёд, выскочка». Сколько талантливых и нужных нам людей погибло таким образом. Немногие, наперекор всему, достигали всеобщего признания и преклонения. Но зато нахалам, которым удаётся забрать нас в руки – лафа. Мы будем ворчать про себя, но будем терпеть, так как у нас нет единодушия, нам трудно и боязно свергнуть того, кто нас запугивает. Когда человек добивается чего-нибудь хорошего, у окружающих появляется зависть, начинается борьба за место под солнцем. Это качество очень мешает общему делу. Нужно уметь руководить своим внутренним миром, воспитывать себя потому, что потом боясь конкуренции или из мелкой зависти, актёры принимают в штыки всех вновь поступающих в их театральную семью. Все это отравляют атмосферу театра. Это характерно не только для молодых, но и для уже маститых актеров. Начинается соревнование и доходит до того, что начинаются разборки, которые переходят все границы.

Некоторые актеры позволяют даже на сценической площадке обмениваться ругательствами. А как это можно допускать? Некоторые так на друг друга таят зло, что это передается окружающим. Другие позволяют себе такое хамство, что через свои обиды начинают ставить условия режиссеру и часто общаются именно через него. Как в таких условиях можно работать? Это мешает не только самому актеру, окружающим, но и самому режиссеру. Отвлекает его от замысла, к осуществление которого ведется нелегкий и кропотливый труд. Искусство нужно растить на возвышенных чувствах, оберегая его от эгоизма и хамства.

В театре часто наблюдается такое явление: самые большие требования к режиссёрам и к начальствующим лицам предъявляют те из молодёжи, которые меньше всех умеют и знают. Все хотят работать с самыми лучшими и не прощают тем, которые не могут с ними проделать чудес. В этом случае нужно научиться брать только лучшее от того, кто вас окружает. Плохое брать всегда легче - труднее брать хорошее от человека. Потому, что часто предъявляя претензии, мы забываем о хороших качествах человека и о том, что в жизни хорошего он нам сделал, дал и научил. От каждого одаренного талантом и умудренного опытом можно что-то взять и узнать, нужно только научиться брать то, что нужно и важно. Поэтому не привередничайте, отбросьте критиканство и всматривайтесь внимательнее в то, что вам дают более опытные хотя бы они и не были гениями. Надо уметь брать полезное.

В наше время очень развита проблема учителей и учеников. Мы молодые настолько заняты своими амбициями, что совсем порой забываем о простом уважении и дисциплине. Очень часто не прощаем ошибок и требуем понимания и уважения. Но только совсем не заботимся о вопросе «А что мы сделали для этого?» хорошее отношение, понимание и уважение нужно заслужить. И очень часто из-за своей оплошности делаем такие поступки, которые нас не только не оправдывают, но и портят мнение, а его так нелегко заслужить и так просто потерять.

Своих учителей нужно понимать, уважать и прислушиваться. Нужно научиться учиться. Брать только то, что они нам дают хорошего и закрывать глаза на некоторые вещи, которые нам не нравятся. Нужно помнить, что наши педагоги тоже живые люди. И что скорее всего это не нам не повезло с ними, а им с нами. Современную молодежь сложно в чем-то переубедить, если они что-то задумали и решили. Наши педагоги, прежде всего, мучаются с тем, чтоб нам привить какие-то хорошие моральные качества и вопрос об учении часто переходит на второй план.

Так же в этике Константина Сергеевича говориться о том, что некоторые актеры имеют привычку работать в четверть голоса, не подкладывая под текст свой внутренний мир. Этого делать нельзя так, как актер привыкает к ремесленной игре, к простому пробалтыванию текста. Это портит правильную линию действия. Это не помогает ни самому актеру, ни его партнеру. Сами подумайте, зачем простое механическое выбалтывание слов? Неправильная реплика дает рождение неправильного отношения и переживания вашего партнера. Такие репетиции не нужно не актерам, не режиссерам - это называется: «моя совесть чиста, я же репетировал…»

«Поэтому знайте, что на каждой репетиции актёр обязан играть в полный тон, давать верные реплики и так же правильно по установленной линии пьесы и роли принимать получаемые реплики. Это правило взаимно обязательно для всех актёров, так как без него репетиция теряет смысл», - говорит нам Константин Сергеевич.

Конечно, никто не отрицает, что это очень сложно и изматывающее дело – каждый раз переживать одно и то же заново. Это не всегда получается. Ведь каждый раз переживать одно и то же – это не означает делать такие же самые интонации и жесты. Да, никто не спорит, что нужно фиксировать некоторые вещи и в случае неправильного их выполнения выстраивается не правильная линия поведение. Говорится о том, что каждый раз нужно подкладывать свои яркие переживания, которые помогают выйти на логику поведения и правду жизни.

В нашей группе очень часто происходит так, что некоторые студенты из-за усталости не могут правильно сделать то, что от них хотят преподаватели. Конечно же, игра актеров зависит не только от них, но и от режиссера. Он должен заводить их свои настроением и энергией. Должен растормошить их, чтоб они правильно выстраивали свою роль. Это можно ярко увидеть у наших преподавателей. Когда они начинают жить вместе с актером одной жизнью. Когда они направляют студента в нужную струю и тогда все получается, само собой. Идет правильная подача реплики, правильные мизансцены, правильное поведение и прежде всего переживания. Главное запомнить то, что уже наработали и стараться не забалтывать то, что уже хорошо получается. Ведь театральное искусство, как искусство в целом – очень тонкое дело. Поэтому отношение к нему должно быть таким же тонким и осторожным.

«Однако самое главное в театре – художественная дисциплина. Но так как её никогда не удаётся создать внешними средствами, то организаторы теряют терпение, веру и приписывают неудачу другим, переносят вину на товарищей: «С этими людьми ничего не поделаешь», – говорят в таких случаях».

Попробуйте подойти к решению задачи совсем с другого конца, начните с самого себя, воздействуйте и убеждайте других собственным примером. Прежде чем требовать чего-то от других, нужно, прежде всего, требовать это от себя. Не изменишь мир, не изменив, прежде всего самого себя. Очень часто в нашем мире мы наблюдаем такую картину, что люди требуют всего от других, особенно предъявляют претензии по поводу того, что другому человеку нужно измениться, и совсем не требуют чего-то от себя. Делают фактически тоже самое, а когда ему говорят, что он делает тоже самое, то он отвечает, что вы же не делаете и я значит не буду. Нужно не смотреть на других – нужно смотреть на себя. Оценивать и осмыслять свои поступки и свое поведение. Собственный пример – самое лучшее доказательство не только для других, но главным образом для себя самого. Когда вы требуете от других того, что сами уже провели в жизнь, вы уверены, что ваши требования выполнимы, вы по собственному опыту знаете, трудно оно или легко.

В этом случае не будет того, что всегда бывает, когда человек добивается от другого или совсем невыполнимого, или слишком трудного. Он становится не в меру требовательным, нетерпеливым, раздражительным и в подтверждение своей правоты уверяет и божится, что выполнить его требования ничего не стоит. Это – лучший способ подорвать свой авторитет, добиться, что бы о вас говорили: «Сам не знает, чего требует». Если в нашем мире, в трудовом коллективе каждый будет начинать прежде всего с самого себя, то другим находиться с ним будет легче потому, что меньше будет человеческого эгоизма, который очень часто мешает нормальной работе. Так и в театре нужно, прежде всего, смотреть на себя и обдумывать поступки и отношение к окружающим. Ведь искусство должно соединять и сближать, а не наоборот. Оно должно приносить положительные эмоции. Это маленький дом, очаг, в который нужно приходить и работать не только для себя, но и для остальных. А согласитесь, как страшно, когда домой приходить не хочется. То с тем из-за какой-то глупости поссорился, то тому какую-то гадость сказал. Зачем все это? Зачем себе и другим усложнять жизнь? Разве от этого кому-то станет легче? Нужно ограждать своих друзей и сотрудников от своего же эгоизма и плохого характера. Относитесь к людям так, как хотите, чтоб к вам относились и все будет хорошо и просто. Тогда легче творить - когда все хорошо.

Так же нужно находить к каждому своему подходу. Может человек и стремиться к лучшему, но ему что-то мешает. Ему нужна помощь. И для того, чтобы это понять, не обязательно нужно быть великим психологом, нужно просто быть внимательным к каждому. Для этого необходимо, в первую очередь, хорошо знать то, чего требуешь, ясно сознавать все трудности и то что для их преодоления нужно время. Кроме того, надо верить, что каждый человек в глубине души стремится к хорошему, но ему что-то мешает подойти к этому хорошему. Подойдя к хорошему, он уже не расстанется с ним, потому что оно всегда даёт больше удовлетворения, чем плохое. Главная трудность – узнать препятствия, мешающие верному подходу к чужой душе, и устранить их. Тогда увидим ясно ходы в чужую душу, чем эти ходы загромождены и что мешает проводимому делу.

Одним из главного требования актера и режиссера к самому себе является подготовка самого себя к работе. Как начинают свой день певец, пианист, танцор. Они встают, умываются, одеваются, пьют чай, и в определённый, установленный для этого срок, певец начинает «распеваться», или петь вокализы, музыканты играют гаммы или иные упражнения, поддерживающие и развивающие технику, танцоры спешат в театр к станку. Это производится ежедневно, зимой и летом, а пропущенный день считается потерянным, толкающим искусство артиста назад. Толстой, Чехов и другие подлинные писатели считали до последней степени необходимым ежедневно, в определённое время, писать, если не роман, не повесть, не пьесу, то дневник, записывать свои мысли, наблюдения. Главное, чтобы рука с пером и рука на пишущей машинке не отвыкали ежедневно изощряться непосредственно в тончайшей и точнейшей передаче всех неуловимых изгибов мысли и чувства, воображения, зрительных видений и аффективных воспоминаний и пр. Спросите художника, он скажет вам решительно тоже самое. И только один актёр, по утрам, одевшись и позавтракав, спешит скорее на улицу, к знакомым или в другое место, по своим личным домашним делам, так как это его единственное свободное время. Но ведь и певец не меньше занят, и у танцора – репетиции и театральная жизнь, и у музыканта – репетиции, уроки, концерты. Тем не менее, обычная отговорка всех актёров, не ведущих домашней работы по выработке техники своего искусства, одна: «некогда». Как это печально! Ведь актёру, режиссеру больше чем артистам других специальностей необходима домашняя работа. В то время как певец имеет дело лишь со своим голосом и дыханием, танцор – со своим физическим аппаратом, музыкант – со своим руками, или, как у духовых и медных инструментов, с дыханием, артист имеет дело и с руками, и с ногами, и с глазами, и с лицом, и с пластикой, и с ритмом, и с движением, и со всей большой программой, проходимой в школе, институте. Программа эта не кончается с окончанием учебного заведения, – она проходится в течение всей артистической жизни. И чем ближе к старости, тем нужнее утончённость техники, а, следовательно, и систематическая её выработка. Но так как артисту «некогда», то его искусство в лучшем случае – толчётся на одном месте, а в худшем – катится вниз.

В студенческие годы больше ответ не некогда, а лень! С ней нужно бороться. Нужно приучать себя к систематическому занятию. Толи — это зарядка с утра, толи разминание в ванне речевого аппарата, то ли упражнения по дороге в академию на внимание. Неважно чем именно заниматься, важно, что это нужно делать и требовать оттого от себя каждый день. Нужно приучить себя, что нужно развиваться и совершенствоваться каждый день, а не тогда, когда это будет нужно. В жизни всякое может случиться и нужно быть ко всему готовым, особенно людям с такой профессией как режиссер и актер. Это очень разносторонние профессии. Доктор должен уметь лечить, музыкант играть, певец петь, а режиссер должен уметь делать все. Он не знает, что именно в жизни может с ним произойти. Поэтому нужно ежедневно подготавливать себя к профессии, не зависимо, какой будет день, и что человек будет делать. Режиссер должен хорошо владеть своим речевым аппаратом, так как ему работать и объяснять другим людям свой замысел и свои требования, его должны все понимать и без напряжения. Режиссер должен хорошо владеть своим телом, поэтому ежедневно необходимо проделывать некоторый комплекс упражнений, тем более, что на тело идет большая нагрузка, человек постоянно в движении, его мышцы должны быть в тонусе, а иначе появляются разные проблемы со здоровьем, а в такой профессии — это не допустимо. Так же необходимо много читать нужных книжек, которые буду развивать человека, расширять его кругозор и словарный запас. Режиссер, как, впрочем, и актер, должен быть интересным, разносторонне развитым человеком, а иначе с ним будет не интересно работать. Режиссер должен быть всегда на шаг вперед чем его актеры. Тогда они будут его уважать и принимать замечания должным образом, не воспринимать его в штыки. Интересного человека слушать лучше и находиться с ним приятнее. Режиссер, как и певец, тоже должен работать над постановкой своего голоса. Его должно быть видно и слышно. Необходимо, прежде всего, внушить это самому себе и заинтересовать работой над собой, прежде всего самого себя. Необходимо ежедневное воспитание и совершенствование, тогда и учиться и работать будет легче. Нужно приучить так распределять свое время, чтоб хватало его на все. И на работу, и на работу над собой и на отдых потому, что без него тоже нельзя. Но можно придумать себе такое занятие, чтоб оно одновременно и развивало и давало организму отдохнуть. Было бы желание, а придумать и пристроиться можно ко всему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическая часть. Этап 2: Определение конкурентоспособности тонометра | Область применения
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал