Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство мастеров Греции V-III вв. до н.э.






 

Особое место в искусстве мастеров золотого и серебряного дела классической Греции (V-IV вв. до н.э.) отведено пластике изделий из металла. Создание рельефных композиций на украшениях, драгоценной посуде, парадном оружии и доспехах, выполненных из золота и электра (сплава золота, в котором содержится 50 % серебра), находилось в прямой и непосредственной связи с искусством скульптуры. Пластическое совершенство и гармония в изображении человеческого тела, характерные для творений великих скульпторов Эллады, определили стиль и образный строй искусства торевтики (Термин «торевтика» происходит от древнегреческого слова «тоρ ε υ ω» - украшаю). С именем выдающегося скульптора Эллады – Фидия (V век до н.э.) и мастеров его круга связана композиция золотого височного кольца, составляющего часть женского головного убора, обнаруженного в кургане Куль-Оба, в окрестностях древнегреческого города-государства Пантикапей (современная Керчь). Украшение представляет собой диск с тончайшими ажурными подвесками и бутонами. В центре диска помещен рельеф с изображением головы богини Афины в богатом шлеме. Судя по описаниям современников и изображениям на афинских монетах, этот рельеф воспроизводит голову статуи Афины, созданную Фидием для афинского Парфенона. Интересно, что сам Фидий, как и его прославленные соотечественники – Поликлет и Мирон, был не только скульптором, но и торевтом. Уже в середине XX века при раскопках Олимпии была обнаружена принадлежавшая ему ювелирная мастерская.

Блестяще владели греческие мастера техникой чеканки, отливки по восковой модели и басмы. В технике басмы выполнена электровая золоченая пластина, покрывающая лицевую сторону горита – футляра для стрел и лука – из Чертомлыкского кургана. В центре его изображены сцены из жизни легендарного древнегреческого героя Ахилла. В технике чеканки с двухсторонним рельефом с последующей доработкой изделия гравировальным резцом выполнен целый ряд предметов, известных по богатым скифским захоронениям Северного Причерноморья и Прикубанья. Среди них особенную художественную ценность представляет хранящийся в Государственном Историческим музее в Москве золотой гребень (V – IV вв. до н.э.) из кургана Солоха. Гребень завершен ажурным фризом, в нижней части его изображены пять лежащих львов, а в верхней – полная динамизма сцена боя греческого всадника с двумя скифскими воинами.

В V – IV веках до н.э. наступает одна из самых блестящих эпох камнерезного искусства. Именно в этот период родилась та необычная выразительность гемм (Гемма – резной камень. Резные камни с выпуклыми изображениями называют камеями, с вогнутыми – инталиями. Искусство резьбы гемм получило название глиптики), которая объединила пластическое совершенство виртуозной резьбы с природной красотой камня. Резчики этой поры обращались к узорчатым и полупрозрачным камням, отдавая предпочтение агатам, ониксам, сердолику, яшме. Среди греческих резчиков V века до н.э. особым признанием пользуется имя Дексамена Хиосского. В коллекции Государственного Эрмитажа представлено несколько его работ, в том числе инталия на халцедоне «Летящая цапля», исключительная по своему пластическому решению и совершенству технического исполнения.

Резьба миниатюрных шедевров на камне, требовала высокого владения мастерством и была весьма трудоемким процессом. Долгие месяцы уходили на изготовление геммы. Поэтому они высоко ценились и были доступны только очень богатым людям; некоторые из них обращались с заказом на изготовление собственных портретов к признанным мастерам. Известно, например, что выдающийся резчик IV века до н.э. Пирготель получил исключительное право гравировать изображения Александра Македонского.

В эпоху эллинизма (III в. до н.э. – нач. I в. н.э.) ювелирные изделия, как и другие произведения искусства, приобретают новые черты, характерные для искусства Востока, и привнесенные в греческую культуру после походов Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Памятникам этого времени характерны пышность, полихромия, стремление к ярким сочетаниям золота с цветными камнями и стеклом. Все чаще ювелиры стали обращаться к технике эмалирования, причем палитра эмалиров становится более богатой.

Круг камней, применявшихся ювелирами и камнерезами, значительно расширяется. Согласно сведениям одного из величайших ученых античного мира – философа и энциклопедиста Теофраста (IV в. до н.э.), которые он изложил в труде «О камнях», в ту пору людям было известно уже несколько десятков минералов и 44 цветных камня, использовавшихся мастерами Средиземноморского региона в ювелирном деле и глиптике.

В IV – III вв. до н.э. центром искусства глиптики становится одна из столиц эллинистической культуры – Александрия. В работах ее мастеров классические традиции древнегреческой скульптуры сплетаются с образным строем произведений египетского искусства. Одним из прославленных памятников александрийской глиптики является камея Гонзага, хранящаяся в Эрмитаже.

 

4. Златокузнечество древнего Рима (III век до н.э. –

IV век н.э.)

 

Мастера древнего Рима уже в III – I вв. до н.э. уверенно владели основными приемами обработки золота и серебра. Они свободно использовали технику литья и чеканки; видимо, от этрусков они восприняли основы искусства тончайшей филиграни. Однако в этот период применение дорогостоящего привозного сырья – драгоценных металлов и камней – в Римской республике было весьма ограниченным. Вплоть до 27 г. н.э. ношение украшений из золота строго регламентировалось законом против роскоши. Единственным типом украшений, возможным для гражданина Рима, были кольца и перстни, в том числе перстни-печатки. Они служили своего рода символом, отличавшим патриция от плебея. Особого права на ношение перстня удостаивался консул республики в день своего вступления в должность. Небольшими, с минимальной затратой золота были также женские украшения – серьги и кольца. Ведь согласно закону человек мог надеть на себя золотые украшения, совокупный вес которых составлял не более половины унции. Мужья и отцы любительниц более тяжелых драгоценностей должны были выплачивать довольно значительный штраф.

С завоеванием юга Италийского полуострова, Македонии, Греции, территорий Передней Азии и Северной Африки, а позже и подчинением Боспорского царства драгоценные камни, золото и серебро хлынули в Рим обильным потоком. Богатые ювелирные украшения появились во многих семьях. Примерно в этот период формируются центры ювелирного производства – города Италийского полуострова, и, прежде всего, Рим и Виченца, которые становятся основными поставщиками украшений для метрополии и провинций Римской империи.

Широкий спрос на предметы роскоши привел к дальнейшему развитию техники ремесла ювелиров. В этот период становится достаточно определенной специализация мастеров. Появились литейщики, модельщики, чеканщики, сканщики, граверы, эмальеры, позолотчики, а также шлифовальщики и полировщики камней. Расширение ремесленного производства ювелирных изделий повлекло за собой создание контроля за содержанием драгоценных металлов в сплавах, применявшихся мастерами. Пробирное дело, видимо, было хорошо известно римлянам. Неслучайно при раскопках Помпей, засыпанных в 79 году н.э. при извержении Везувия, на стенах одного из домов были обнаружены росписи, изображавшие ювелира, занятого работой и окруженного характерным инвентарем. В обличье ювелира художник представил бога Купидона, в руках которого были весы с чашечками для взвешивания металла, а сбоку лежал плоский пробирный камень.

Первоначально ювелирное искусство Римской империи развивалось в рамках эллинистической традиции, о чем свидетельствуют вещи из раскопок Геркуланума и Помпей. В это время находят распространение золотые браслеты в виде свившейся кольцами змеи и ожерелья с многочисленными подвесками. Украшения дополняли золотые монеты и декоративные вставки из цветных камней.

Позже пышность украшений и их количество нарастают. Следуя новым веяниям, во II – IV в. н.э. как женщины, так и мужчины носят по нескольку колец; золотые кольца использовались в качестве подарков, ими обменивались в знак помолвки, порой они служили профессиональными символами и использовались в качестве печатей. Фрески и мозаики, украшающие общественные сооружения и дворцы знати в Помпеях, хранят изображения дам, грудь которых украшена обилием драгоценностей: здесь можно увидеть броши-фибулы и сложные ожерелья с множеством подвесок. Римские писатели приводят примеры невероятной роскоши украшений знати. Согласно Плинию Младшему, жена императора Калигулы, отправляясь в гости, надевала столько драгоценностей, что буквально сгибалась под тяжестью жемчугов и изумрудов, стоимость которых составляла не менее 40 миллионов сестерций.

Пиршественные залы дворцов зажиточных граждан украшала драгоценная посуда, кованная из серебра.

Ювелиры Рима, знакомясь с художественными традициями покоренных народов, осваивали новые для себя технические приемы – выполнение ажурного прорезного узора и черчение. В III – IV вв. н.э. наступает время наиболее активного увлечения цветом. Наряду с яркими эмалями и кусочками иризирующего стекла в золотой или бронзовой оправе мастера-ювелиры все охотнее применяют дары Востока – драгоценные камни. Растет тяга к их использованию; одновременно значительно расширяется их ассортимент. Удовлетворяя спрос публики на более дешевые украшения, ремесленники предложили покупателям обилие имитаций драгоценных камней, которые выполнялись из цветного стекла и керамических паст.

Уже к концу I века н.э. римляне знали о ювелирных камнях достаточно много. Обилие легенд и научных сведений о них приводит в своем труде римский естествоиспытатель Плиний Старший (23-79 гг. н.э.).

Камень занял особое место в художественной культуре эллинистического мира. Широкому кругу состоятельных людей Рима полюбились выточенные из камня драгоценные сосуды – вазы, кубки, чаши. Ни с чем не сравнимой была любовь к миниатюрным шедеврам из камня – геммам. Тонкие переходы цвета и линий узора в камне, подхваченные резцом мастера, превращали его в произведение высокого искусства. Ими любовались, их коллекционировали. Самые богатые римляне владели целыми глиптотеками, которые хранили резные камни, выполненные мастерами практически всех центров эллинистического искусства. Известно, например, что Юлий Цезарь с увлечением скупал резные камни и обладал шестью коллекциями, которые завещал храму Венеры. Гней Помпей, разбив Митридата Понтийского, присвоил его глиптотеку, опись несменных сокровищ которой, как говорили современники, заняла целых 30 дней.

Художественная и материальная ценность творений лучших резчиков древности столь велика, что еще Плиний Старший, характеризуя виденные им резные камни, писал: «Среди гемм имеются такие, которые слывут бесценными и не имеют соответствующей ценности в человеческих богатствах».

 

Контрольные вопросы

1. Что такое торевтика?

2. Назовите наиболее крупные музейные собрания работ златокузнецов древней Эллады?

3. В чем заключается главное отличие изделий ювелиров древнего Рима республиканской эпохи от изделий I – III вв. н.э.?

4. Дайте определение терминов «глиптика», «гемма», «камея», «инталия».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал