Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конца XIX – начала XX века
Сложный и противоречивый период истории художественной культуры, определяемый тревожной гранью двух веков, отразил не только идеи и настроения различных слоев европейского общества, но и в определенной мере передал романтическую мечту людей об идеальном мире – мире красоты и гармонии. Лучшие ювелиры конца XIX – начала XX века старались придать совершенную форму и оригинальную отделку даже вещам утилитарного характера – предметам сервировки стола, часам, портсигарам и др. В быту появилась и масса очаровательных ювелирных безделиц, в обилии расставленных на туалетных и письменных столах и этажерках, - декоративные фигурки, рамки для фотографий и альбомы в роскошных обложках, бювары и даже серебряные перьевые ручки и электрические звонки. Их отделка отражала широкий спектр пристрастий и модных веяний от Возрождения и прихотливого рококо до увлечения элементами национального искусства. Однако при всем многообразии стилистических поисков дизайнеров и ювелиров на рубеже XIX и XX веков ярко выделяются два основных направления, которые отразили вкусы различных по социальному положению и художественным пристрастиям групп потребителей ювелирных товаров. Первое из них, более традиционное, ретроспективистское, было связано с созданием предметов роскоши. Оно ориентировалось на традиционную классику изящных и ажурных бриллиантовых украшений в золоте, а затем и платине. Второе направление – совершенно новое, артистичное, чувственное и сложное в художественном отношении. В России оно получило название «модерн», во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, а в Австрии – сецессион. Стилистика модерна определена желанием художников заново взглянуть на красоту мира, ювелирных форм и материалов, погрузиться в фантастический мир созданных ими образов и грез. В полный голос о ювелирном искусстве модерна, родившемся в начале 1890-х годов, мир заговорил на Всемирной выставке в Париже 1900 года, где его с блеском представили французские ювелиры Рене Лалик (1860-1945) и Анри Вевер (1854-1942). Успешно экспериментируя в области новых форм, Лалик обращается к природным мотивам. Он видит красоту в увядании трав и цветов, рассматривая его как часть естественного процесса возвращения к земле для перерождения. Любимым мотивом ювелирной пластики Лалика был поэтизированный образ женщины: гибкой фигурки в струящихся одеждах, девичьего лица с нежным профилем в произвольном движении развеваемых ветром волос, героини экзотической, чувственной и незащищенной, ставшей символом декаденства. Композиции его украшений асимметричны, но уравновешены, их линии отмечены пассивностью движений и чистотой. Традиционные материалы в руках художника трансформировались. Их ценность для Лалика определялись не стоимостью, а природной красотой, их структурой, цветом и способностью выразить необходимый эффект. Наряду с драгоценными и поделочными камнями он часто использовал в своих работах кость, рог, черепаховый панцирь, перламутр, превращая их то в цветочный бутон, то в легкий призрачный силуэт. Среди любимых материалов этого времени – камни с явлением опалесценции и кошачьего глаза, жемчуг и другие органически материалы, включая перламутр, рог, кость, панцирь черепахи. Пользуясь практически всем разнообразием технических приемов ручного производства, Рене Лалик, как и его великие современники, отдает предпочтение эмалям. Прозрачные, изменчивые на свету, они открывали загадочный мир, который непостижимым образом соединялся с миром реальным. Мертвая материя стекловидной массы претерпевала в руках художников удивительную метаморфозу, то превращаясь в цветы на длинных стеблях, то вызывая видения грез и фантастических пейзажей. Среди современников Рене Лалика, работавших в стиле модерн, по праву выделяют художников мастерской Анри Вевера, представителя династии известных ювелиров. У Веверов в разное время работали такие выдающиеся мастера как Л. Гайяр, Э. Туретт, Жорж ле Турк и блистательный швейцарец Эжен Грассе. Заслуженной славой пользуются и творения фирмы Жоржа Фуке (1852-1957). Рисунки лучших его вещей и дизайн роскошного парижского салона фирмы были разработаны выдающимся чешским художником Альфонсом Муха (1860-1939), хорошо известным благодаря примечательному змеевидному браслету с кольцами, соединенными цепями, который был выполнен для знаменитой Сары Бернар. Особого совершенства достигли мастера фирмы в работе с витражной эмалью. Нежные гибкие цветы и крылья таинственных зловещих монстров на его брошах и подвесках, покрытые эмалью, наделены особым сияющим эффектом благодаря мельчайшим кусочкам фольги, включенным в нее. Парижская выставка рубежа веков стала своеобразной «коронацией стиля модерн». В 1900-е годы на него ориентируются мастера ряда стран Европы, в том числе Германии, Англии и России. Стилистика модерна оказала значительное влияние на все области русской художественной культуры, в том числе и на те из них, которые имели глубокие исторические традиции: стекло, керамику, костюм, ювелирное дело. Любопытно, что в русском художественном серебре рубежа веков это привело к рождению «неорусского стиля», в произведениях которого декоративные приемы модерна органически переплетались с традиционными мотивами национального искусства и пышного узорочья, характерного для XVII века. Это сказывалось не только в выборе декоративных и технических приемов, но и в прямом обращении к образам древнерусского и народного искусства, что особенно очевидно в чеканных и эмалевых работах фирм П.А. Овчинникова, О.Ф. Курлюкова, Н.В. Немирова-Колодкина. В произведениях таких блистательных петербургских фирм как «Фаберже» и «Болин» еще наблюдаются стойкие тенденции XIX века; влияние «нового» стиля, если и заметно в некоторых работах, то только в сочетании с постоянной «оглядкой на классику». Одной из наиболее значительных работ, созданных на фирме Фаберже в стиле модерн, является пасхальное яйцо с листьями клевера (1902), выполненное в технике витражной эмали. Работы мастеров московской ювелирной школы отличает живописность, красочность, тяготение к прямым ассоциациям с декоративными мотивами модерна. Среди их работ самые разные вещи. Это – изделия из серебра – вазы, туалетные флаконы, портсигары, дополнения к повседневным туалетам, с которыми сторонницы «хорошего тона», как правило, носили различные броши, подвески на длинных цепях, поясные пряжки и шляпные булавки с эмалью и поделочными камнями. Среди них много роскошных брошей – кулонов – гибкие, с неуловимым контуром и узором в виде ландышей, дополненные бриллиантами, аквамаринами, уральскими демантоидами, порой тактично оттененные опалесцирующими эмалями. Их форма и декор были часто навеянные искусством Японии и всеобщим увлечением энтомологией. Любимыми были броши в виде легкокрылых бабочек, стрекоз, нарядных жуков-рогоносцев. Осыпанные многочисленными самоцветами, броши служили цветовым контрастом легким шелкам бальных туалетов, для которых предпочитали зелено-серые, жемчужные, серебристо-голубые, палевые, пепельно-черные тона, оттенявшие «модную бледность» лица и манерную усталость движений. В расширившемся ассортименте украшений и аксессуаров женского костюма конца XIX – начала XX века любимыми были длинные, ниже пояса нитки бус и ожерелья – сотуары, среди которых состоятельные дамы отдавали предпочтение жемчужным, лорнеты и театральные бинокли с узорами алмазных роз, кружевные зонтики с изящными ручками из резных камней или драгоценных металлов с эмалью гильоше. Особое место среди них занимали вошедшие в моду маленькие сумочки на длинном шнурке или цепочке. Ювелиры выполняли их из серебряного, а иногда и золотого полотна кольчужного плетения, мягко присобранного вдоль замочной пластины. Золотая, украшенная эмалью и драгоценными камнями сумочка, выполненная московским ювелиром, скрытым под именником «АΘ» на клейме, является, пожалуй, одним из самых выразительных произведений московских мастеров, выполненных в стиле модерн. Пластичная форма и грациозно изгибающиеся линии контура восходят к мотивам майолик М.А. Врубеля и элементам роскошных металлических узоров балконов и лестничных перил в архитектуре московского модерна. Особую выразительность изделию придает оформление пластины, составляющей рант замка, на котором в невысоком рельефе вырезан мягко вьющийся стебель, образующий три фигурных клейма, в центральном из которых опалесцирующей эмалью наведен пейзаж – призрачное озеро, заросшее камышами и осокой, над которым низко парят стрекозы. Неуловимый образ полусна-полуяви с удивительным мастерством передан художником-ювелиром.
Контрольные вопросы 1. Каким ювелирным материалам и видам их художественной обработки отдают предпочтение ювелиры конца XIX – начала XX века? 2. Какие черты характеризуют художественный образ ювелирных изделий стиля модерн? 3. Чем характеризуются работы мастеров конца XIX – начала XX века, выполненные в стиле национального русского романтизма? 4. Назовите имена выдающихся русских и зарубежных ювелиров конца XIX – начала XX века.
|