Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модуль 1. Информационная безопасность как основной компонент национальной безопасности. Государственная система правового регулирования
Теоретические занятия (лекции) Место информационной безопасности в системе национальной безопасности. Прежде чем определить само понятие информационной безопасности, давайте рассмотрим более общее понятие безопасности и соответственно то место, которая информационная безопасность занимает в системе национальной безопасности. Само общее понятие «безопасность», широко употребляемое в русском языке, являет собой «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь и чему-нибудь». В.И. Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С.И. Ожегову, безопасность - это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Однако «защита», «защищенность» - это только одна сторона значения слова «безопасность». С другой стороны, безопасность означает отсутствие угрозы со стороны объекта, явления или процесса, о безопасности которого идет речь, его безвредность. В связи с этим, когда мы говорим о безопасности чего-либо или кого-либо, необходимо рассматривать два плана: внутренний - состояние защищенности от внешних угроз и внешний - безвредность для окружающих. Понятие безопасности законодатель привел в ст. 1 Закона о безопасности: безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности. В Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности. Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Интересы общества установлены в упрочении демократии, создании правового государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества. Таким образом, укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяются также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. А информационная сфера (среда) - это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (ст. 2. Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». В научной литературе в составе информационной сферы общества выделяют: субъектов; общественные отношения; информационную инфраструктуру общества; информацию Управление самостоятельной работой студента. Консультации при подготовке к занятию.
|