Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контакт второй: И прядет пряжу судьбы. Баба Яга - богиня Мокошь






Но вот ни на миг не мига бродят очи богов,
соглядатаи наши.

Ригведа.Х, 10


По древнеарийским (в том числе и древнеславян-ским, древнерусским) представлениям, жизнь человеческая есть не что иное, как нить бытия, которую прядет богиня, или Дева Судьбы.

Восседает Великая Пряха где-нибудь на небесном своде и прядет нить человеческой жизни, привязав конец ее к далекой и прекрасной звезде. Тянется ниточка, дрожит от проносящихся метеоритов, окрашивается золотистым светом Млечного Пути, живет человек.

Но вот приходит закономерный для всего живого " Час Икс" - смертный час, и безразлично перерезает Великая Пряха тоненькую ниточку жизни, и гаснет звезда - душа живая.

У каждого из нас на небе своя собственная звезда, наша душа изначально мерцает в далеких высях, а незримая нить, что спрядена руками неутомимой Пряхи, связывает ее с нашей слабой физической оболочкой. Нарождается звезда на небе, когда появляется человек живый на свет и исчезает (" падает"), когда с тонким звоном обрывается нить жизни и человек умирает1.

И пролился дождь на Ирийский сад - водяными нитями с неба. И в тех струях Мокошь - Повелительница Судьбы. Она нити прядет, в клубок сматывает. Не простые нити - волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь - от завязки-рожденья и до конца, до последней развязки - смерти.

А помощницы - Доля с Недолею на тех нитях не глядя завязывают узелочки: на счастье, на горе ли - только Мокоши это ведомо. Даже боги пред нею склоняются, как и все они подчиняются тем неведомым нитям Мокоши

" Святорусские Веды. Книга Коляды"
Наша древнеславянская четырехрукая Мокошь и есть та самая Великая Пряха, что прядет кудель по ночам, торопится - ведь отпрядет, звезда с неба сорвется. Богиня Судьбы " отпрядает" жизнь человеческую.
Так, значит, судьба и есть сама Великая Смерть? Так, значит, Великая Смерть и есть главное божество славянского пантеона? (Ведь не случайно в " Слове об идолах" Перун-громовержец следует только после Мокоши!) И кто она, Мокошь, Смерть-Великая?

Первоначально звали ее Мокш, слово это вопиюще близко санскритскому " мокша", означающему в первую очередь " освобождение" и " спасение души", в санскрите " мокшака" означает разрывающий связи жизни, а по Ригведе " макха" есть не что иное, как жертвоприношение человеческой жизни.

На это первым обратил внимание Г. В. Вернадский во втором томе своей " Истории России".
Спасение же души, в свою очередь, неизбежно сопряжено с понятием судьбы. А еще спасение души от тела, звезды от цепкой нити, и есть Великая Смерть. Ночная пряха, рвущая нить...

Но семантически Мокошь-Мокша есть то же самое, что и... " макушка". А " макушка" в русском языке - это всегда верх чего-либо: головы, горы, дерева.

То есть Мокошь есть Верховность, Вознесение в горние выси. И это самое вознесение опять же предполагает " освобождение", " спасение" души от тела. То есть предполагает верховность Смерти. Смертьвознесение и Смерть-спасение. Смерть-Великая Мать.

Богиня Смерти и Судьбы предопределяет/" прядет" жизнь человека. С самого его рождения. Более того, с момента зачатия. Смерть покровительствует зарождающейся Жизни. Скажете, нелепо? Скорее уж в этом заключена космическая мудрость.

У Мокоши два лика - милостивый и карающий. Она есть Доля и Недоля одновременно, Добро и Зло, Свет и Мрак могильный.

Четырехрукая Пряха Смерти Мокошь... Уж очень она напоминает богиню смерти и возмездия Кали! Или сказочную, нашу, русскую, родную... Бабу Ягу, многоликую ипостась Великой богини.

Но, позвольте, заметите вы, ведь она не богиня, она - просто популярный персонаж сказок, или, как писал В. Даль, " сказочное страшилище, болыпу-ха над ведьмами, подручница сатаны".

Да, возможно, Баба Яга/Мокошь - персонаж сказочный, но одновременно и " очень трудный для анализа" (В. Я. Пропп). Да, конечно, Баба Яга - старая, страшная, злая, в ступе летает, за людьми охотится. Но вот что писал о ней М. И. Без-Корнилович в книге " Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии" еще в 1855 г.: " За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги.

Из этих слов видно, что Яга была таким же полноправным божеством, что и Перун, и имела свои места поклонения. Она - богиня войны, а следовательно разрушения, кровопролития и смерти. Не столь она дряхла и немощна, как привыкли мы представлять по экранизациям сказок.

Не случайно даже в ряде сказочных сюжетов Баба Яга выступает могучей воительницей, она - бога-тырша, спит с мечом-кладенцом в изголовье и бьется с богатырями. Среди ее вооружения есть даже волшебный огненный щит, опаляющий жаром все окрест, устрашая врагов.

Более того, до конца XVIII в. проводили параллели между Бабой Ягой и древнеримскою Белло-ною - богиней войны и одновременно властительницею Подземного мира, мира Смерти.

Г. Глинка в книге " Древняя религия славян" в описании храма бога Световита оставил удивительные слова о Бабе Яге: " Яга, дщерь Чернобога [бога подземного царства мертвых -Авт.], вооруженная железною палицею, разъезжала на крылатой своей колеснице, и сбивала с мест горы". Опять же богиня войны сеяла смерть и разруху.

Одновременно с этим Баба Яга - богиня Судьбы (то есть все та же Мокошь); ее основное занятие - очерчивать будущее тем, кто завоюет ее благосклонность. Она тоже Великая Пряха Жизни и Смерти.
На Русском Севере про нее говорили: "...Сидит огромная баба на печке и прядет". Результатом ее " прядильной деятельности" становится волшебный клубочек, символ всеобъемлющего и всепреодолевающего знания (Высшей Мудрости Смерти), путеводная нить в подземное царство.

Здесь тоже скрыт тайный смысл. Чтобы обрести Вечное Знание, Вечную Любовь и Счастье Жизни, герою следует взять нить сотворенного Великой Богиней Смерти клубочка и отправиться за тридевять земель в тридесятое царство, а именно - совершить путь во времени, продвинуться назад в глубь тридцати поколений - к чертогам загробного царства.

Но богиня Судьбы и Смерти может быть не только убийственна, она может быть милостива. Именно ей доверено поддержание священного огня Вселенной, то есть Смерть поддерживает священное горение самой Жизни.

Древнерусские сказки свидетельствуют о том, что печка у Бабы Яги всегда затоплена, а своих гостей она обещает изжарить. То есть гости Смерти горят/живут благодаря ее непосредственной поддержке.
Собственно говоря, русское " огонь" (слышится-то " агонь") происходит от корня " Аг", лежащего в основе прозвища Яга.

То есть " значение лексемы " ага" связано вовсе не со злым, а с добрым и благостным началом.
Достаточно вспомнить, что означают русские имена с этим корнем: Агафон (переводится " добрый", " благостный") и Агафья (Агата) переводится " добрая", " хорошая" (В. Н. Демин. " Гиперборея"). Но в имени Яги/Аги содержится также и название подземной страны Агарты.

И это не просто мои досужие домыслы, не " языковые игрища бесовские", а констатация фактов. Дело в том, что на Русском Севере чрезвычайно распространенным было мнение, что Баба Яга живет не в лесу, а глубоко под землей. Чтобы попасть туда, необходимо " просесть" (то есть умереть?), и окажешься - сначала в кромешной тьме, а затем в городище с улицами и домами, осиянном неземным ярким светом. В Агарте, царстве вещей старухи Смерти и Бессмертного Знания.

Но " ягать" в древнеславянском - это еще и " кричать". И если соотнести слово " Яга" с понятием " гама, шума", сквозь толщу тысячелетий мы услышим пронзительный крик космотворящей птицы Великой Богини Смерти.

И это опять не просто пустые слова. Дело в том, что самая древняя скульптура Великой Богини, Великой Смерти была найдена в Восточной Сибири (возраст ее 34 тысячи лет). Это образ богини-птицы, порождающей Вселенную. Смерть, рождающая космос, рождающая неотвратимую, вечную жизнь... Вы спросите, а при чем здесь Баба Яга?

У нее " костяная" (то есть птичья) нога и длинный (птичий) нос. Избушка у нее на курьих ножках, а помело, на котором она столь лихо рассекает сказочное небесное пространство, несложно поэтически сравнить с птичьим хвостом. Баба Яга/Смерть, птица-дева снесла и высидела Мировое (космическое) яйцо?! Неплохо? Но погодите, это еще не все.

Смысловая параллель яга-гай-гам позволяет отождествить Ягу и... Гамаюна! Гамаюн - вещая птица с женским лицом. (Богиня Судьбы Мокошь тоже нередко изображалась крылатой.) Как тут не вспомнишь А. Блока:

Она вещает и поет,
не в силах крыл поднять смятенных...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!

Увы, мне неизвестны какие-либо специальные серьезные исследования, посвященные анализу образа птице Гамаюн. Более того, не нашла я о ней упоминаний ни в " Мифах народов мира", ни в " Славянской мифологии" Института славяноведения при РАН. Зато есть замечательная картина В. М. Васнецова, на ней-то и изображена крылатая птица-Смерть. Она притягивает своей красотой, своей глубиной и тайной. Сидит Смерть-Гамаюн (Баба Яга/ Мокошь) на Мировом Древе Жизни.

Оно, это Древо, объединяет верхний и нижний миры Вселенной, символизируя связь времен, единство всего Сущего и неразрывную связь с Космосом, всеведение и торжество жизни. Из-под корней его бьют ключи с живой и мертвой водой. Крылатая же Смерть в данном случае является охранительницей, берегиней Древа Жизни, его душой:

Так Древо тайное растет душой одной Из влажной Вечности глубокой, Одетое миров всечувственной весной, Вселенской листвой звездноокой. Се Древо Жизни так цветет душой одной.
Вяч. Иванов

Но о Древе Жизни мы поговорим чуть позже, а сейчас я еще раз хотела бы вернуться к Бабе Яге, Богине Великой и многоликой Смерти. Все превращения Мокоши-Яги-Гамаюна не должны никого удивлять: Смерть имеет возможность быть разнообразной, имеет право на " двойников". И одним из ее " двойников"
является... бог Иегова. Библейский бог и Смерть/Баба Яга? Странно? Да ни в коей мере. Дело в том, что представление об Иегове/Ягове как Боге мужеского пола возникло в умах человечества довольно поздно: где-то в 536 г. до н. э. (см.: Л. Гарднер. " Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа"). Изначально имя библейского бога было именем Яги, именем Великой Богини Смерти. " Древние евреи, унаследовавшие миф творения от... доеврейского населения Палестины, ощущали недоумение: в книге Бытия женского рода " дух Божий" сидит, как наседка, на поверхности вод, хотя Мировое яйцо и не упоминается.

Читающие Библию обычно не задумываются, почему порождает мир Бог-отец? Это очевидное искажение древнейшей мифологической традиции и прямой вызов здравому смыслу - ведь роженицей должна быть женщина! " (А. Абрашкин. " Предки русских в древнем мире").

Так оно и было: рождение Вселенной - заслуга божества женского пола - Бабы Яги, Мокоши, Великой Богини Судьбы и Смерти. Женщина-Смерть своими крылами бережно поддерживает хрупкую скорлупку мира.

Упражнение " Мифы наших предков"
(Единственное, что вам в данном случае потребуется, дорогой читатель, так это выкроить немного свободного времени для себя - хотя бы час, когда никто не сможет помешать вам. А вы, в свою очередь, сможете расслабиться и одновременно с этим сосредоточиться на самом Главном. И если внешние и внутренние " пси-факторы" будут действительно благоприятными, вы непременно сумеете благодаря данному упражнению получить некую чрезвычайно важную для вас информацию. Информацию, которую любой человек планеты " наследует" вместе с " мифами", идеями жизни своих далеких предков. Успехов вам!)

Подыщите место, где у вас была бы самая настоящая " свобода передвижений" и где вы в любом случае не стали бы натыкаться на мебель и прочие предметы обстановки. Устройтесь поудобнее и закройте глаза.
Сделайте шаг назад и вообразите, как вы, ваше эфирное тело проникает в тело и душу вашего отца или матери.

Дайте себе время на то, чтобы свыкнуться с тем чувством, каково это: жить именно в этом теле и ощущать себя именно этой самой личностью.

Сделайте еще один шаг назад, проникнете в тело и душу отца вашего отца или же матери вашей матери. Прочувствовав себя в их оболочке, сделайте еще один шаг назад - в тело и душу отца вашего деда/матери вашей бабки. И еще раз повторите попытку " вселения": войдите в тело и душу вашего прапрадеда/ прапрабабки, то есть тех людей, которых лично вы знать никогда не знали, но физическое и духовное генетическое наследство которых вы все равно несете в себе.

Ведите себя так, как согласно вашим представлениям могли бы вести себя эти люди. Постарайтесь почувствовать и понять, что значила именно эта манера поведения/поза в жизни вашего далекого предка.

В данном случае вам будет легче осознать, что вы сами есть на самом деле, а также кем является ваше окружение, и в чем заключается ваше жизненное предназначение. Поверьте, ваша личная семейная мифология пропитывает всю вашу сущность и всю вашу жизнь. Представьте, что вы слышите эхо вашей собственной души.

И это эхо проникает в такие непостижимые глубины вашей сущности, что нетрудно будет поверить: все те ответы, что предлагает вам время от времени ваша интуиция, есть не что иное, как заботливо-мудрые подсказки ваших самых далеких, неимоверно далеких предков. И если уж вы смогли вообразить себя во плоти ваших прапраро-дителей, то постарайтесь задать им следующие вопросы: Что действительно может считаться жизненно важным для меня, чем действительно следовало бы мне заняться? Где оно, мое реальное место в обществе со всеми его моральными ограничениями и рамками правил, привилегиями, правами и обязанностями?

Кто он, мой надчеловеческий авторитет, способный прояснить мне вехи человеческой судьбы?
Дайте вашим прапрародителям несколько минут времени, чтобы они смогли сосредоточиться и ответить на ваши вопросы, и постарайтесь услышать их ответы.

Сделайте шаг вперед и представьте ваших прадедов, словно это ваши старые знакомые-одногодки. Задайте вашему прародителю те же самые вопросы, и постарайтесь услышать его ответы. Сделайте еще один шаг вперед, ощутите зримо собственное присутствие в теле и душе ваших бабушки и дедушки и проделайте все то, что было описано выше. И, наконец, " сходите" в тело и душу вашего отца или же вашей матери. Вновь " вернитесь" в свою собственную физическую оболочку, в " дом" своей собственной личности.

Ведите себя как обычно. И вслушайтесь в себя: какими словами, какой мелодией жизни отзовется при " возвращении" ваше собственное тело. Помните, все то, что вы произнесете в данный момент, то, как будете двигаться, нести себя в пространстве, и есть Истина. Запишите все то, что вам удалось пережить и узнать. Причем сделайте это сразу же после окончания упражнения, поскольку переживания вашего " путешествия" к прапрародителям могут забыться с такой же легкостью, как забываются даже самые прекрасные сны.

Если вам очень этого хочется, вы можете " прогуляться" по всему вашему родословному древу. Таким образом, вы можете исследовать линию вашей бабки, продолжить ее линией отца вашей матери, а потом " начертить" линию матери вашего отца, отца вашего отца и т. д. Помните, все в ваших руках!

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал