Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурная и литературная жизнь Одессы пушкинского времени






(20-е годы XIX века)

В интерьере зала, решенного в торжественных бёло^зеленых тонах, используются старинная мебель, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства пушкинской поры. Таким мог быть дворянский литературный салон двадцатых годов XIX века, который посещали культурные деятели Одессы, где велись споры о политике и литературе, а настольными книгами являлись сочинения французских просветителей. Нередкими гостями салонов были члены тайных обществ.

Одесса в двадцатые годы, накануне восстания декабристов, становится одним из очагов свободомыслия. В начале 20-х годов здесь действовал кружок " Общество независимых", объединявший революционно настроенных разночинцев. Одессу посещали многие декабристы.

Немалую роль в распространении вольнолюбивых идей сыграло пребывание в городе опальных литераторов. С 1814 года в Одессе находилась тайная революционная организация " Филики Этерия", возглавлявшая национально-освободительную борьбу греков против турецкого господства.

Экспозиция зала открывается разделом, рассказывающим о связях декабристов с Одессой. Представлены старинные книги, литографии и другие материалы, раскрывающие источники идей декабризма. Здесь и книги французских просветителей, гравюры, изображающие эпизоды Отечественной войны 1812 года, и даже образец купчей на крепостного, датированной 1815 годом, которая свидетельствует о невыносимом положении крестьян в царской России.

Среди декабристов было немало литераторов. В центральной витрине помещены уникальные экспонаты: альманах " Полярная звезда" за 1825 год, изданный А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым, " Думы" К. Ф. Рылеева, " Опыт теории налогов" Н. И. Тургенева. Эти книги получили широкое распространение в Одессе в двадцатые годы. Вы можете увидеть портреты декабристов, чьи судьбы связаны с черноморским городом. В одной из витрин мемуарная литература деятелей декабристского движения: " Записки" Н. В. Басаргина, воспоминания А. В. Поджио, С. Г. Волконского и других.

Отдельный экспозиционный комплекс посвящен В. Ф. Раевскому, поэту и революционеру, другу А. С. Пушкина. В витрине представлены журналы " Украинский вестник" и " Дух журналов" с прижизненными публикациями поэта (всего их было 11), ксерокопия рукописи " О рабстве крестьян". В 1820 - 1821 годах Раевский посещал Одессу. Один из сохранившихся прозаических отрывков, принадлежащих его перу, так и подписан: " Одесса. 8 декабря".

В феврале 1822 года В. Ф. Раевский, постоянно живший в Кишиневе, арестован за революционную пропаганду и заключен в Тираспольскую крепость. Мужественный " первый декабрист" остался верен своим идеалам. В экспозиции есть текст стихотворения В. Ф. Раевского " К друзьям в Кишинев", которое звучит как поэтический завет оставшимся на свободе борцам. Строки " Холодный узник отдает тебе сей лавр, певец Кавказа" обращены к А. С. Пушкину. Здесь же поэтический ответ Пушкина - послание " В. Ф. Раевскому".
Литературное и публицистическое творчество декабристов и писателей, близких им по духу, во многом определило пути развития отечественной культуры и литературы. Одним из требований декабристской эстетики было пробуждение национального самосознания, создание литературы, свободной от подражания иностранной.
Развитие национальной литературы стало очень важным вопросом в те времена, когда круг чтения просвещенного дворянства определялся в основном франкоязычными изданиями.

Распространение декабристской литературы, пребывание в нашем городе поэтов пушкинского круга, приезд А. С. Пушкина способствовали распространению здесь русской литературы.

Отдельные темы экспозиции посвящены поэтам пушкинской поры: К. Н. Батюшкову, Н. И. Гнедичу, В. А. Жуковскому.

В Одессе в 1818 году Батюшков знакомится с археологом и в будущем основателем Музея древностей И. П. Бларам-бергом. В экспозиции представлены монеты античных городов-государств Северного Причерноморья, амфора, редкие прижизненные издания сочинений поэта, публикации переводов " Из греческой антологии" (этот цикл был завершен в Одессе). А почти через десять лет в Одессе завершал работу над переводом " Илиады" Николай Иванович Гнедич. Двадцать лет труда, который современники назовут подвигом, отдал он бессмертной поэме Гомера. Книга " Илиада Гомера, переведенная Н. И. Гне-дичем" (первое издание), экспонируется на одном из стендов.

" Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой..."

- приветствовал А. С. Пушкин одно из крупнейших литературных событий времени.

Привлекает внимание раздел экспозиции, посвященной В. А. Жуковскому. Он посетил Одессу в августе 1837 года.

На старинном столе, рядом с бронзовым бюстом Жуковского, работы скульптора Р. Баха (1886), ранние публикации стихотворений поэта в журналах и сборниках начала XIX века, прижизненные издания его сочинений. С Одессой Жуковский поддерживал тесные отношения. Здесь жила его племянница - детская писательница А. П. Зонтаг, с которой поэт переписывался в течение всей жизни. Среди экспонатов - копия рукописи ее воспоминаний о детстве В. А. Жуковского.

Близким знакомым Василия Андреевича был одесский литератор и историк А. С. Стурдза. Ему, одному из первых, Жуковский послал свой перевод " Одиссеи" Гомера. Экземпляр такой книги - издание 1848 года - экспонируется. В воспоминаниях Стурдзы передано настроение поэта в Одессе: растерянное, подавленное. Еще свежи были в памяти трагические события января 1837 года, связанные с гибелью А. С. Пушкина.

 

Одесса на дореволюционных художественных открытки

«... Слегка ажурится вода,

В берегов звеня жемчужно...»

Ю.К. Олеша (Одесса, 1917 год)

Одесса - Южная Пальмира - всегда привлекала внимание живописцев всех уровней. Город c его неповторимой архитектурой, море, корабли, несравненные Одесские типы попадали на холсты заезжих знаменитостей и местных, взращенных южнорусское школой, художников.

Открыточные бум, быстро растущая популярность художественной открытки в начале ХХ века способствовали воспроизведению Некоторых шедевров на открытку. Подавляющее число художественных открыток, посвященных Одессе, изданы в советские времена, независимо от времени создания картин. Расскажите о Некоторых живописных Одесский открытки в хронологических порядке создания полотен.

Академик живописи, маститый придворные пейзажно-архитектурный художник ХIХ века Максим Никифорович Воробьев (1787 - 1855) посетил Одессу в 1820 году, направляясь по заданию наследника престола в Палестину для зарисовки христианских святынь. Сын вахтера Академии художеств, проявив недюжинные способности к рисованию и трудолюбие в учении, всю жизнь вынуждено Был писать картины по указке, очень точно выписывая архитектурные детали строений. Очень оживляли картины М. Воробьева небольшие группы людей, мастерских Размещенные им на натуре.

Работа его «Одесса. Вид от военной гавани», Созданная в 1821 году, находится во Всесоюзном музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. И это не случайно, ведь именно такой Увидел Одессу большой поэт во время своей южной ссылки. Открытка с репродукцией Этой картины и Пушкинский строчками на обороте «Я жил тогда в Одессе пыльной...» изданий в Москве в 1990 году издательство «Изобразительное искусство».

Позднее, в 1828 году, Максим Никифорович сопровождал Николая I в поездке к театру военных действий очередной русско-турецкой войны 1828 - 1829 г.г., Возникший в связи с национально-освободительным движением в Греции против турецкого ига. Быстрорастущая Одесса вдохновила художника на создание двух полотен, репродукции которых попали на открытки.

На крутом Черноморского берегу виден дворец графа, генерал-губернатора Новороссийска края, Михаила Семеновича Воронцова со знаменитой колоннадой на самом краю. По дворцом просматриваются другие постройки молодого города вполне европейского вида. Внизу, на переднем плане, внимание художника привлеклы характерные деревянные постройки - купальня для состоятельных одесситов. Картина создана в 1832 году, и, как и предыдущая, находится во Всесоюзном музее А.С. Пушкина. Открытка с репродукцией изданий «Изогиз» в 1963 году.

Другое полотно, созданное в 1829 году, представляет собой вид строящегося Приморского бульвара - детища М.С. Воронцова. В центре широкой аллеи бульвара виден памятник герцогу де Ришелье работы выдающегося скульптора, академика И. Мартоса и архитектора В. Мельникова. Гигантская лестница, ведущая к морю, еще не построена, как нет на привычно месте великолепного здания биржи. Крутые склоны под бульваром Еще не укреплены. Далеко вдали просматриваются башни и стена портового карантина и Карантинная гавань с многочисленными паруснымы судами. Пропорции четко просчитаны и соблюдены.

Картина находится в Петергофском музее «Дворец Коттедж».

Известно, что художник М.Н. Воробьев писал картины по заказу М.С. Воронцова. Вид Приморского бульвара написан из окна или с крыши графского дворца, на переднем плане художник изобразил решетку, окружавшую дворец и сад. Своими работами художник сохранила для потомков облик молодой Одессы Пушкинское поры.

«Прощай, свободная стихия...» - понравившиеся Пушкинские строчки написал на своем полотне великий художник - маринист Иван Константинович Айвазовский - ученик М.Н. Воробьева в Академии художеств. Свободная морская стихия роднила поэта и живописца. Живя в Одессе, А.С. Пушкин ежедневно спускался с крутого берега к морю.

Во второй половине ХIХ века И.К. Айвазовский, будучи большим почитателей творчества А.С. Пушкина, написал цикл Пушкинский картин. Известна цветная открытка большого формата, изданная в Финляндии в начале ХХI века с репродукцией картины, созданное И.К. Айвазовского в 1897 году, много лет украшающим коллекцию Одесского художественного музея.

К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина Издательство Г.М. Левинсона в Одессе была напечатана открытка с черно-белой репродукцией картины, названной: «Пушкин на берегу Черного моря». Судя по авторской подписи, полотно написано И. Айвазовского в 1868 году в Одессе.

В моей коллекции есть еще несколько дореволюционных фотооткрыток с репродукцией картин с тем же сюжетом и названием, но отличающихся существенными деталями. Картина «Пушкин на берегу Черного моря», Созданная в 1887 году, находится в Николаевск художественном музее им. В. Верещагина.

В 1930-х годах напечатана харьковских издательств " Искусство" фотооткрытка по картине «Прощание поэта с морем», созданное И. Айвазовского в 1877 году совместно с И.Е. Репиным. Широко известно, что Илья Ефимович писал фигуру Пушкина, т.к. прекрасном мариниста суша и люди на ней прибегали намного хуже, чем морские виды.

Эта картина вдохновила известного советского поэта Эдуарда Багрицкого, написавшего такие строки:

«... Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,

Здесь Байрона он нараспев читал.

Здесь в дымном голубиной оперенье

И ночь, и море стлалось перед ним...»

Великого Айвазовского многое связывало с Одессой, здесь многократно с огромным успехом проходили его персональные выставки. Несколько марин, в том числе и пушкинская, были подарены живописцем Одесской Рисовальной школе и сейчас находятся в Одесском художественном музее. В Одессе родился и вырос внук и ученик И.К. Айвазовского, художник Михаил Латри.

Загадочной и Таинственное в лунном свете выглядит Южная Пальмира и море в ее берегов на картинах И. Айвазовского. «Вид Одессы в лунную ночь» в нескольких авторских вариантах находятся в крупнейших музеях бывшего СССР, один из них украшает залы государственно Русского музея. Открытки с репродукцией картины «Вид Одессы в лунную ночь» неоднократно переиздавались как в дореволюционных и довоенных, так и в послевоенных изданиях.

Вид Большого Фонтана на закате привлекать известного художника - пейзажиста Г. Капустина, причем открытка с репродукцией Этой картины, как и другие его замечательные украинские пейзажи, изданий до времени революционных перемен.

Вот замечательных акварелей Обратимся к гравюрам, посвященным событиям русско-турецкой (Крымской) войны 1854 года. Весной этого года к берегам Одессы направилась Объединенная англо-французская эскадра - союзники Турции в войне. Противостоять ей могли только шесть береговых батарей мирного города. В страстную субботу 10 апреля 1854 года батарея под командованием прапорщика А.П. Щеголева героических отбивала в течение шести часов атаку 9 неприятельскими кораблей, повредив три из них. Благодаря действиям Щеголевской батареи суда вражеской эскадры не смогла приблизится к городу и бомбит его. Событие это имело Огромный резонанс во всем мире. Гравюры помещены на открытки, напечатанных фототипией М. Пиковского, скорее всего, к пятидесятилетнему юбилей ЭТИХ событий, в 1904 году.

На гравюрах - вид бульвара середины ХIХ века, лестница, в ступеней которой плещется море, Вражеская эскадра на горизонте, батарея А.П. Щеголева в беспощадного героическом бою.

В мирной Одессе Случались Стихийные бедствия, например, обильные снегопады 1900 года. «Фотографические» двуцветные рисунки художника М. Кальмансон посвящены Этой сезонной диковинку южного города.

Открытка «Снежные заносы на станции Гниляково» (теперь - станция Дачная Вблизи Одессы) и «застряв поезд при ст. Бирзула»(теперь станция Котовск) изготовлена ​ ​ фототипией А. Новака по заказу папетры Гезелля. Одесса тоже оказалась засыпана снегом. Сюжеты двух рисунков этого же художника - непривычно заснеженная Дерибасовская угол Ришельевской и Малофонтанская дорога - выполнены с фотографической точностью и легко узнаваемы. Открытки напечатаны тоже фототипией А. Новака по заказу магазина Н. Лурье на Дерибасовской.

Тогда же, в начале ХХ века, были изданы открытки с репродукцией картин Одесского художника В. Дунаевского, с большой любовью рисовавшего родной город. Живописный закат на берегу Куяльницкого лимана, где до революции располагался модный и успешный грязевой курорт - с изящной церквушкой, построенное архитектором Ю. Дмитренко, художник рисовали с разных сторон. Вот картины, и эскиза к ней веет спокойствием и благостью. Издатели открытки с репродукцией картины НЕ указаны, но эксклюзивный эскиз выполнен В. Дунаевским на открыточном паспарту «В пользу общины Святой Евгении».

Совсем другое настроение передает жанровая картина этого живописца, отразившая сценку в промышленном районе Одессы, на прославленной И.Э. Бабелем Молдаванки. Дымящие трубы Одесского заводов, неказистый трактир и казенная винная лавка, Городовое с дубинкой, нища Пьяная публика - полное отсутствие красивости и романтики. Но это тоже Одесса, вид с «черного хода».

Откликнулся художник В. Дунаевский на очень яркой и нужную городскую акцию по сбору средств в пользу больных туберкулезом-день «Белого цветка». Белые маргаритки, вручаемые тем, кто внес свою лепту в благородной дело, белеют в петлицах пиджаков мужчин, украшают наряды дам - ​ ​ вся Одесса расцвечена белыми цветами. На Собранные деньги была открыта амбулатория, а позднее санаторий «Белый цветок» для лечения больных этим страшным недугом. Кисти этого мастера принадлежит множество карикатур, связанных с событиями городской жизни.

Серию из нескольких ранних, созданных в конце ХIХ века сувенирных открыток с рисованнымы видами города, создал художник, не оставив на своих работах подписи. На открытка - Одесские типы: биндюжник, квасник, портовый грузчик, толкучий рынок. Сюжет еще одной картинки - великолепная старая биржа с аристократической публикой Николаевского бульвара, подписан инициалам «Н.Б.»

А вот «Сиреневая» Одесса, цветущие кусты сирени так любили писать члены ТЮРХ - Товарищества южнорусских художников, созданного в 1890 году. Бессменный Многолетний председатель ТЮРХа, признанные «отец» Одесской живописной школы - Кириак Константинович Костанди - рисовали окрестности старинного Успенского монастыря на Большом Фонтане в разное время года. Своими камернымы пейзажами художник научил одесситов видеть цвет Одесского воздуха. Известны различные авторские варианты наиболее известных его картин, Которые украшают художественные собрания Одесского, киевских достойной художественных музеев.

Современники считали К. Костанди русским импрессионистам, во всяком случае, одесская школа живописи стала первопроходцем в России от академизма и передвижничеству к импрессионизме.

Однофамильца Кириака Костанди - Харлампия Костанди (Костанди) Одесские собратья-художники не очень жаловалы, но на открытки попали его миниатюры - марины - симпатичные морские пейзажи. В моей коллекции есть несколько оригинальных морских видов, нарисованных Харлампием Костанди маслом на дореволюционном открыточном паспарту. И в лунном свете, и освещенные солнечнымы лучами море, Прибрежный скалы, неизменные парусники в исполнении этого живописца смотрятся, на мой взгляд, совсем неплохо. (См. рис.1, рис.2, рис.3, рис.4).

Неповторимая одесская архитектура, впитавшая в себя элементы культуры всех народов ее населявших, очень часто попадала на полотна художников. Здание Городской Думы, бывший Биржи, на Приморской (Николаевский) бульваре привлекло внимание известного художника - архитектора, автора живописных работ на архитектурную тему, Георгия Крескентьевича Лукомского. Современники относили художника по техническим приемам и мотивам его работ к группе мастеров «Мир искусства». Открытка с репродукцией картины изданий «В пользу общины Святой Евгении».

«... Направо Дума. Целый ряд колонн

И цветники в безголосой пушки.

А дальше море, Бледный небосклон

И в вышине окаменелый Пушкин...»

Так это место описал в Своих юношеских стихах одессит Юрий Карлович Олеша. А другой одессит, художник Петр Сергеевич Коновский, использовал открыточное паспарту, Которые до революции продавались во всех канцелярских магазинах, длякарандашной зарисовки аллеи все того же бульвара. П.С. Коновский (1883 - 1953) Был воспитанника Одесской Рисовальной школы, учеником К. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, преподавателем без малого 20 лет живописи и рисунка в Одесском художественном училище.

В 1910 году Одессу посетили московские художники Иван и Георгий Пашковы. Их перу принадлежали изображения наиболее затейливых павильонов Одесской торгово-промышленной выставки и некоторые виды города. НЕ удивительно, что москвичей привлекать вид легендарного Одесского кафе «Фанкони», расположенного на углу Ланжероновской и Екатерининской. Открытка с репродукцией картины, написанное Георгия Пашковым в 1910 году, изготовлена ​ ​ Санкт-Петербургским товарищества Р. Голиков и А. Вильборг, причем, оборотную сторону также оформляли братья Пашковы.

Ресторан описанных во многих художественных произведениях, посвященных нашему городу. О нем упоминалы: Л. Утесов, В. Катаев, А. Аверченко, Ю. Олеша и др.

«... В Робин и в Фанкони

Блестит нарядами бомонд...»

Завсегдатай кафе «Фанкони» ни были Многочисленные Одесские предприниматели, часто за столиками заключались сделки, скрепленные только рукопожатия и честными словом, которое было непоколебимо.

Интересный образец использования почтовой открытки для рекламы своей продукции показали владельцы Генерального общества французской ваксы. Московские предприниматели заказали известно столичном графику, художнику плаката и торговой рекламы Александру Петровичу Апситу картинки, прославляющие крем для обуви «Эклипс». (Рис.1, рис.2.)

Две миниатюркы на открытку доставшегося Одесский филиал Генерального общества французской ваксы. Не знаю, насколько качественным Был объект рекламы и как увеличилась его продажа благодаря массированной рекламе, но картинки выполнены мастерских, со знанием законов рекламы. Не случайно художник не стеснялся, ставит свою подпись на таких не престижных произведениях.

 

Одесский русский драматический театр им А.Иванова

Одесский русский театр - старейший на Юге Украины. Он был построен 1874 году купцом Александром Семеновичем Великановым и предназначался для выступлений любимой одесситами драматической труппы известного провинциального актера и антрепренера Николая Карловича Милославского. На сцене Русского театра в Одессе играли великие Сара Бернар и Элеонора Дузе, Бенуа Коклен и Жан Муне-Сюлли, Мария Савина и Владимр Давыдов, Мария Заньковецкая и Марк Кропивницкий. До революции здесь выступали многочисленные русские, украинские, немецкие, французские, итальянские, драматические, оперные и опереточные труппы.

Одесский национальный театр оперы и балета

Театр является одним из старейших культурных заведений города. Его открытие состоялось 10 февраля 1810 года. В 1873 году здание театра было практически полностью уничтожено пожаром, и лишь в 1881 году венcкие архитекторы Фельнер и Гельмер на его месте построили новый театр. Сегодня здание театра по праву признано одним из самых красивых в Европе. В его стенах исполняли свои произведения Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Петр Чайковский, пели «золотые» голоса России Федор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевала великая балерина Анна Павлова. В 1926 году театру было присвоено звание «Академический». Сегодня в репертуаре театра несколько десятков постановок, среди которых «Жизель», Спящая красавица», Щелкунчик», «Кармен», «Травиата», «Лебединое озеро» и многие другие.

 

Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько

Театр был построен в 1903 году на средства мецената и антрепренера Александра Сибирякова на улице Пастера, 15 и долгое время носил имя своего создателя. Здесь проходили гастроли выдающихся артистов и музыкантов со всего мира - Марии Савиной, Петра Чайковского, а также последние выступления основателя украинского профессионального театра Марка Кропивницкого.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал