![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акт второй
Джордж Гордон Байрон КАИН Мистерия
Предисловие Нижеследующие сцены названы «мистерией», потому что в старину драмы на подобные сюжеты носили название «мистерий» или «моралитэ». Автор, однако, не так свободно обращался со своим сюжетом, как это принято было прежде, в чем читатель может убедиться, ознакомившись с такого рода драмами… Читатель, наверное, помнит, что в книге «Бытия» не сказано, что Еву соблазнил дьявол, а говорится о змие, и то потому, что он «самая хитрая из полевых тварей». Нужно также помнить, что мой сюжет не имеет ничего общего с Новым Заветом, и всякий намек на него был бы в данном случае анахронизмом… Прошу читателя помнить (об этом часто забывают), что ни в одной из книг Моисея, так же как во всем Ветхом Завете, нет никаких намеков на грядущую судьбу мира… Что касается языка Люцифера, то, конечно. Он говорит не как пастор о подобных сюжетах, но я сделал все, что мог, чтобы удержать его в границах духовной вежливости. Если он отрекается от того, что соблазнял Еву в образе змеи, то только потому, что в книге «Бытия» нет ни малейшего намека на что-либо подобное и в ней говорится только о змее с ее змеиными свойствами…[1]
DRAMATIS PERSONAE Адам Люцифер Каин Ева Авель Ада Ангел Господень Села Акт первый Сцена первая Местность вблизи рая. Восход солнца. Адам, Каин, Ева, Авель, Ада, Селла — на молитве. … Адам Мой первенец, а что же ты молчишь? Каин Что делать мне? Адам Молись. Каин Ведь вы молились. Адам От всей души. Каин И громко: я вас слышал. Адам Как и творец, надеюсь, я. Авель Аминь. Адам Но ты молчишь, сын Каин. Каин Это лучше. Адам Скажи ясней. Каин Мне не о чем молиться. Адам И не за что быть благодарным? Каин Нет Адам Но ты живешь? Каин Чтоб умереть? Ева О горе! Плод древа запрещенного созрел. Адам И мы опять должны его вкусить… Зачем, о Боже. Дал ты древо знания? Каин Зачем ты не вкусил от древа жизни? Тогда б он не страшил тебя. Адам О Каин! Не богохульству: это речи змия. Каин Что ж, змий не лгал! Дало же древо знанье, Другое — жизнь дало бы. Жизнь есть благо, И знание есть благо. Как же может Быть злом добро? Ева Мой сын, ты говоришь, Как я, свершая грех свой, говорила: Не дай его мне видеть возрожденным В твоем грехе. Я примирилась с небом, Не дай мне зреть здесь, за вратами рая, Свое дитя в той сети, что сгубила В раю его родителей. Доволен Будь тем, что есть: довольствуйся мы раем, И ты б теперь доволен был. О сын мой! Адам Молитва наша кончена, идемте К своим трудам урочным, не тяжелым, Но все ж необходимым: нивы щедро Нам воздают за малый труд Ева Сын Каин, Смотри, как он покорен и как бодр: Бери пример. Адам и Ева уходят. … Каин (один) И это жизнь! Трудись, трудись! Но почему я должен Трудиться? Потому, что мой отец Утратил рай. Но в чем же я виновен? В те дни я не рожден был, - не стремился Рожденным быть, - родившись, не люблю Того, что мне дало рожденье. Зачем он уступил жене и змию? А уступив, за что страдает? Древо Росло в раю и было так прекрасно: Кто ж должен был им пользоваться? Если Не он, так для чего оно росло Вблизи его? У них на все вопросы Один ответ: «Его святая воля, А он есть благ». Всесилен так и благ? Зачем же благость эта наказует Меня за грех родителей? [2]
Акт второй
|