![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология памяти
1. Общая характеристика памяти. Понятие, функциональное значение, связь с другими психическими процессами. 2. Классификация видов памяти. Классификация по характеру психической активности, преобладающей в деятельности: - двигательная; - эмоциональная (теория мобилизации-минимизации С.Тейлора, «эффект конгруэнтности настроения», «эффект оружия» (Э.Лофтус); - образная (эйдетическая память); - словесно-логическая. Классификация по характеру целей деятельности: - непроизвольная; - произвольная. Классификация по времени закрепления и сохранения материала: - кратковременная; - долговременная: эксплицитная, имлицитная (эффекты предшествования), семантическая, эпизодическая, автобиографическая (функции, парадоксы автобиографической памяти, «циклический календарный эффект», «телескопический эффект», «эффект пика воспоминаний»). Оперативная память. Метапамять. 3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, реминисценция (см. Табл. № 3).
Таблица № 3. Процессы памяти
4. Теории памяти. Ассоциативная теория памяти (ассоциация, Г.Мюнстерберг, У.Джеймс, Г.Мюллер, А.Пильцеккер). Теория памяти в бихевиоризме («когнитивная карта», Э.Торндайк, Э.Толмен). Структурная теория памяти в гештальт-психологии («Эффект Ресторф», «Эффект Зейгарник»). Социологическое направление в психологии памяти (прием последовательного припоминания, Ф.Бартлетт). Деятельностная концепция памяти (память как социальное действие, П.Жане, исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова). Память в когнитивной психологии. Модели кратковременной памяти Д.Бродбента, Р.Аткинсона, Дж.Сперлинга. Модели долговременной памяти Р.Аткинсон, Р.Шиффрин Е.Тульвинга. Характеристики компонентов когнитивных систем хранения (Р.Солсо): Ø Сенсорное хранение. Ø Кратковременная память. Ø Долговременная память. 5. Образы памяти. Понятие образа. Характеристики образа по П.П.Блонскому (трансформация, реинтеграция, симплификация, схематизация). Классификация образных явлений (место образов памяти в ряду других образных явлений). Представления: - классификация; - характеристики представлений (Г.Эббингауз, Б.М.Теплов); - индивидуальные особенности представлений («образная способность», А.А.Гостев; яркость, контролируемость, живость образа); 8. Развитие памяти. Методика двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия), «параллелограмм развития памяти». Литература: Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С. 278-319. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. С-Пб, 2002: - Глава 7. Процессы памяти. С.112-146. - Глава 4, 5. Модели памяти. С.63- 98. - Глава 9. Образы памяти. С. 154-181. Клацки Р. Память человека. М., 1978. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004.С.145-195. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. Норман Д. Память и научение. М., 1985. Психология ХХ1 века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 205-236. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. Хрестоматия по психологии / Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.. 1998.
|