Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речевая культура современного обществаСтр 1 из 24Следующая ⇒
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология Оренбург
УДК 80(075) ББК 81.2 Рус-5я723 +74.58 Г 70
Рецензент – кандидат филологических наук Л.В. Путилина
Горовая, И. Г. Г 70 Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И. Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2015. – 145 с. ISBN В настоящем учебном пособии рассмотрены основные вопросы дисциплины «Русский язык и культура речи». Учебное пособие включает 8 практических занятий, направленных на изучение ключевых категорий культуры речи, стилистики, речевой коммуникации; вопросы и задания для контроля, тестовые задания, учебный словарь терминов. Издание предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология, а также для всех интересующихся культурой русской речи и стилистикой.
Содержание
Введение Данное учебное пособие к курсу «Русский язык и культура речи» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов высших учебных заведений по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700.62 Филология. Пособие может быть использовано и на занятиях факультетов гуманитарного профиля. Цель курса «Русский язык и культура речи» – на основе школьных знаний, умений и навыков, сформированных на образцах классической литературы, развить коммуникативную компетенцию специалиста, понимание языка как носителя информации, средства достижения цели в общении, прежде всего профессиональном, деловом. Перечисленные навыки необходимы для деятельности в социально и профессионально значимых сферах: социально-бытовой, социокультурной, научно-практической, профессиональной. Именно информационно-прагматический подход к обучению русскому языку обусловил особый акцент на нормах и требованиях письменного и устного общения. Это и предопределило структуру пособия, соответствующей программе курса «Русский язык и культура речи». В раздел «Речевая культура современного общества» включены задания на определение коммуникативных, нормативных и прагматических качеств речи. В разделе «Речевой этикет» содержатся задания, направленные на выявление особенностей речевого этикета (формулы речевого этикета, речевые табу, роль обращения в официальном и неофициальном общении, речевая культура вопросов и ответов, взаимодействие речевого и поведенческого этикета). Раздел «Стили современного русского литературного языка. Научный стиль» включает задания, дающие представление об элементах узуально-стилистического комплекса и формирующие навык работы с научными текстами: характеристика смысловой структуры научного текста, виды компрессии научного текста. Раздел «Культура делового общения» ориентирует студентов на создание текстов различных жанров письменной деловой коммуникации. В разделе «Устное деловое общение» представлены задания, позволяющие сформировать умения создавать тексты различных жанров устной деловой коммуникации, участвовать в дискуссии. Раздел «Публицистический стиль» содержит задания на определение специфики текстов публицистического стиля (стандартные и экспрессивные средства). В раздел «Особенности устной публичной речи» включены задания, вырабатывающие навыки использования средств речевой выразительности, вербальных и невербальных средств воздействия на аудиторию, методов привлечения и удержания внимания аудитории. В разделе «Речевое общение как механизм взаимодействия людей» содержатся задания, дающие представление о речевых стратегиях и тактиках общения, об эффективности речевой коммуникации и о причинах коммуникативных неудач.
Речевая культура современного общества Литература, рекомендуемая для изучения темы 1. Богданова, Л. И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий: учебное пособие / Л. И. Богданова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 125 с. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru /57882. 2. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи: учебник / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 608 с. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/83539. 3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для ВУЗов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 5-е изд. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 537 с. 4. Зверева, Е. Н. Основы культуры речи. Теоретический курс / Е. Н. Зверева. – М.: Евразийский открытый институт, 2009. – 216 с. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/90792. 5. Константинова, Л. А. Нормы русского языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 168 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php? pl1_cid=25& pl1_id =1382. 6. Райская, Л. М. Лекции по русскому язык и культуре речи / Л. М. Райская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 148 с. 7. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. О. Я. Гойхмана. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 240 с. 8. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 383 с. 9. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под общ. ред. В. Д. Черняк; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2012. – 496 с. Вопросы для самоконтроля 1. Что означают термины «норма», «нормализация», «кодификация», «пуризм», «антинормализаторство», «унификация»? 2. Каковы основные черты, источники литературных норм и причины их изменения? 3. В чем проявляется подвижность нормы и с чем норма связана? 4. Что такое варианты нормы и с чем связано их существование в языке? 5. Чем отличается императивная норма от диспозитивной? 6. Назовите нормы, характерные только для устной речи, только для письменной речи, относящиеся к обеим формам речи. 7. Что устанавливает орфоэпическая и акцентологическая норма русского языка? 8. Какие разновидности имеет лексическая норма? 9. Какие нормы относят к грамматическим? 10. Что такое стилистическая норма?
|